- Как тематизируется проблема иммиграции и иммигрантов в общественном сознании средствами массовой информации?» [26].
Общий их вывод таков: «Можно сказать, что период нарастающей дивергенции между примордиализмом и конструктивизмом в трактовке феномена этничности (и сопряженных социально-политических явлений) представляется уходящим в прошлое. На смену сквозному, «однозначному» парадигматическому соперничеству пришла новая волна исследований, в которых признанные примордиалисты делают поправку на функциональный характер тех или иных интерпретативных стратегий, а конструктивисты стремятся сделать эти самые стратегии более «социально и исторически фундированными»…
Тем не менее, ключевая оппозиция между этими двумя теоретическими перспективами - в «обновленном виде» - все же отчетливо сохраняется. Но она начинает носить все менее концептуальный, а, скорее, инструментально-прикладной, технический характер. Концептуальный смысл оппозиции сохраняется в процедурах презентации самих парадигм и их продуктов вненаучному социальному актору - политику, обывателю. Примордиализм пригвождает проективные, живые стратегии к «закономерным» и наиболее вероятностным векторам разворачивания реальности, а значит, к более якобы заведомо успешным стратегиям» [26].
Некоторые видные этнологи-конструктивисты с такой «гибридизацией» категорически не согласны. Дж. Комарофф отрицает даже тщательно скрытый примордиализм. Он пишет: «Еще более коварным, чем неподдельный примордиализм, является, вероятно, из-за его кажущейся убедительности, соединение примордиализма с инструментализмом. Эта форма неопримордиализма приобрела большую популярность среди ученых, которые видят, что грубый утилитаризм ведет к неразрешимым проблемам в вопросах культуры и самосознания (почему, например, будучи порождением чисто рациональных интересов, чувство принадлежности часто сопровождается столь иррациональными чувствами, что доходит до жертвенности? Чем можно объяснить существование и сохранение культурных форм за пределами периодов утилитарной потребности в них?), и/или которые, признавая исторически обусловленную природу этничности и национализма, не отказываются при этом от того представления, что по сути своей подобные приверженности являются результатами неустранимого чувства.
Приводимая в пользу этого аргументация сегодня хорошо известна и сводится к тому, что этническое сознание является универсальной потенциальной возможностью,.. превращающейся в утверждающее себя самосознание, только при определенных условиях; то есть это - реакция со стороны культурно оформившегося сообщества на угрозу своему существованию, своей целостности или своим интересам.
При таком подходе этничность не есть «вещь» в себе (или для себя), но представляет собой некую имманентную способность, принимающую выраженную форму в ответ на внешнее воздействие. Вот как пишет, например, Валлерстайн (1979): «Этническое сознание вечно присутствует в латентной форме повсюду. Но оно реализуется лишь в тех случаях, когда группа чувствует либо опасность, угрожающую ей потерей ранее приобретенных привилегий, либо, наоборот, считает данный момент удобной политической возможностью приобрести долгожданные привилегии».
Если этничность «вечно присутствует в латентной форме повсюду», то тем самым молчаливо предполагается, что ее превращение в активную форму должно опираться на некое ранее данное чувство культуры, на некоторое общее наследие, то есть, фактически, на некую изначально данную примордиалистскую инфраструктуру, из которой, если ситуация того потребует, могут быть извлечены необходимые знаки и символы, политическая практика и этнические эмоции» [27, с. 40].
Подводя итог сравнительному анализу познавательной силы примордиализма, конструктивизмма и инструментализма, Комарофф формулирует те вопросы, на которые ни один из этих подходов пока что не дает надежных ответов. Для нас полезен и сам этот перечень, и констатация того факта, что готовых ответов на них наука пока что не дает. Вот что пишет Комарофф в 1993 г.: «В настоящий момент задачей, требующей к себе внимания, является разработка других, более убедительных теоретических альтернатив, а также поиск ответов на ряд сложных вопросов об этничности и национализме, остающихся доныне нерешенными. Каким именно образом происходит укоренение коллективных привязанностей и чувств в той истории, которую люди считают своей? Почему в одних обстоятельствах апелляции к национализму вызывают лишь апатию, если не антипатию, в то время как в других граждане проявляют готовность жертвовать жизнью и здоровьем, иногда даже во имя стран, где они подвергаются очевидному угнетению? В каких случаях и почему лидеры государств и общественных движений обращаются к национальной государственности и подвергающемуся угрозе суверенитету как к объединяющему и готовящему к войне лозунгу? И почему подданные откликаются, особенно если, как часто бывает, в их собственных жизненных интересах не делать этого? В каких случаях и почему национально-государственная принадлежность (nationality) оказывается важнее других форм самосознания, особенно основанных на социальном классе, этничносте, поле, расе? Почему некоторые формы национализма оказываются более враждебно настроенными и, фактически, воинственными, чем другие? И какова роль политических/социальных элит в их разжигании, а войны и военных лидеров - в их историческом развитии? Существует ли какая-либо разница, или связь, между направленными во внутрь чувствами и настроениями, обеспечивающими единство нации, и направленными во вне эмоциями, нагнетающими враждебность по отношению к другим?» [27, с. 65].
1. Л.С. Васильев. История Востока. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 1994. – 495 с.
2. К. Янг. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность. - В кн. «Этничность и власть в полиэтнических государствах». М.: Наука. 1994.
3. К. Нагенгаст. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство. - В кн. «Этничность и власть в полиэтнических государствах». М.: Наука. 1994.
4. Э. Кисс. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы. - В кн. «Этничность и власть в полиэтнических государствах». М.: Наука. 1994.
5. В. Дарре. Историю создавало германское крестьянство. В кн.: Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма. М., 2003. С. 183.
6. В. Малахов. Преодолимо ли этноцентричное мышление? *
7. I. Wallerstein. World-Systems Analysis // Social Theory Today. Cambridge, 1987. P. 320
8. А.В. Кудрин Этничность: есть ли предмет спора? - socioline.ru/_shows/secret.php?todo=text&txt.
9. В.А. Тишков. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе. – «Вопросы философии». 1990, № 12.
10. П.А. Сорокин. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство. – В кн. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М ., 1992, с. 248.
11. И.Чернышевский. Русский национализм: несостоявшееся пришествие. – Отечественные записки, 2002, № 3.
12. Ю.В. Бромлей. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983.
13. M. Sahlins. Uso y abuso de la biología. Madrid: Siglo XXI Ed., 1990.
14. Е.А. Веселкин. Культурная антропология США: теория и действительность. ? В кн.: Этнологическая наука за рубежом. М.: Наука. 1991.
15. В.В. Коротеева. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: Изд-во РГГУ, 1999.
16. К. Вердери. Куда идут «нация» и «национализм»?*
17. М. Сахлинс. Горечь сладости или нативная антропология Запада - www.kara-murza.ru/anthropology/Gorech005.html.
18. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.
19. С.Г. Кара-Мурза. Идеология и мать ее наука. М.: Алгоритм. 200*
20. В.А. Тишков. Интервью 25 января 1994 г. М.: ИСИ РАН. 1994.
21. В. Малахов. Скромное обаяние расизма. М., 2001.
22. Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера земли. - Л., 1989.
23. Ф. Энгельс. Соч., т. 34, с. 137.
24. С.А. Токарев. Андре Леруа-Гуран и его труды по этнографии и археологии. – В кн.: Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука. 1973.
25. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. - В кн.: М.Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
26. А.Г. Здравомыслов, А.А. Цуциев. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм. – «Социологический журнал», 2003, № 3.
27. Дж. Комарофф. Национальность, этничность, современность: политика самоосознания в конце ХХ века. – В кн. «Этничность и власть в полиэтнических государствах». М.: Наука, 1994.
28. И.А. Сикорский. Черты из психологии славян. Киев. 1895. ? В кн.: Этнопсихологические сюжеты (из Отечественного наследия). М.: РАН, Институт философии. 1992.
29. И.А. Сикорский. Характеристика черной, желтой и белой рас в связи с вопросами русско-японской войны. Киев, 1904. - http://rusograd.hotmail.ru/rrt/sikorsky4.html
30. К. Маркс. Соч., т. 31, с. 32.
31. К. Маркс. Соч., т. 31, с. 209-210.
32. С.Н.Булгаков. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). В кн.: С.Н.Булгаков. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. 1991.
33. Л.П. Карсавин. Государство и кpизис демократии // «Новый миp». 1991, № 1.
34. И. Сталин. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2. С. 296.
35. Л. Гумилёв. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
36. Р. Абдулатипов. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995.
37. Р. Хакимов. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве. Казань, 1993.
38. Э. Алаев. Региональные этнические конфликты // Федерализм. 1996. № 1
39. www.rosbalt.ru/2005/06/12/212749.html
40. В.А. Шнирельман. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М. 2005. 696 с.
41. М. Ремизов. Национализм умер, да здравствует национализм! *
42. Ф. Энгельс. Соч., т. 41, с. 226.
43. С. Булгаков. От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896-1903). СПБ., 1903. – Цит. в: А.А.Соболевская. Уроки о. Сергия Булгакова: поиски путей социально-экономического устройства России. «Преодоление времени». М.: МГУ, 1998. с. 373.
44. К. Маркс. К еврейскому вопросу. Соч., т. 1.
45. Ф.С. Эфендиев, Т.А. Мазаева. Этнонациональные культуры в реалиях современного мира. - http://portal.rsu.ru/culture/rostovpub.doc.
46. нет
47. В.Ж. Келле, М. Ковальзон. Исторический материализм. М.: Высшая школа. 1969.
48. Т.М. Фадеева. Социальные революции и традиции: точка зрения консерваторов. - СОЦИС. 1991, № 12.
49. Н.П. Ульянов. Происхождение украинского сепаратизма - «Россия ХIХ», 1992, № 1 и 1993, №№ 1, 4.
50. Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 6.
51. Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6.
52. Ф. Энгельс. Революционное восстание в Пфальце и Бадене. Соч., т. 6.
53. Ф. Энгельс. Революционное движение. Соч., т. 6, с. 159.
54. Ф. Энгельс. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу». Соч., т. 20, с. 629.
55. – искать т. 30
56. К. Маркс. Соч., т. 31, с. 106-107.
57. К. Маркс. Соч., т. 31, с. 32.
58. К. Маркс. Соч., т. 31, с. 209-210.
59. Ф. Энгельс. Германия и панславизм. Соч., т. 11.
60. Ф. Энгельс. Какое дело рабочему классу до Польши? Соч., т. 16, с. 160.
61. Ф. Энгельс. Революция и контрреволюция в Германии. Соч., т. 8.
62. нет
63. P. Van den Berghe. Rehabilitating stereotypes - «Ethnic and Racial Studies». 1997. Vol. 20, № 1.
64. С. Тамбиа. Национальное государство, демократия и этнонационалистический конфликт. - В кн. «Этничность и власть в полиэтнических государствах». М.: Наука. 1994.
65. С.Е. Рыбаков. Этничность и этнос – «Этнографическое обозрение». 2003. № 3.
66. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч., т. 3.
67. С.А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа. 1978.
68. В. Д. Соловей. Русская история: новое прочтение» (М.: АИРО-XXI, 2005.
69. С.Н. Булгаков. Расизм и христианство.
[1] Примечательно, что основная масса эмпирического материала об этническом насилии собрана как раз в исследованиях, проведенных в русле примордиализма, ибо именно в насилии, на первый взгляд, выражается иррациональное, заданное “свыше” ядро этнической “самости”. Конструктивизм предлагает этому эмпирическому материалу иную интерпретацию.
[2] Надо сказать, что кризис национального государства на Западе, обостряемый притоком больших контингентов иммигрантов, и здесь порождает рецидивы настоящей “западной демократии”. В последнее время их все чаще можно наблюдать в Париже и его предместьях.
[3] Kaiser R. The geography of nationalism in Russia and the USSR. Princeton. 1994.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |