Ираклий Окруашвили, ставший во главе военного ведомства Грузии в середине декабря 2004 г., по заявлению Саакашвили, должен был возглавлять министерство "до полного восстановления территориальной целостности страны". Именно Окруашвили произнес скандальную тираду о том, что юрисдикция властей Грузии в Южной Осетии будет восстановлена к 1 января 2007 г., что и позволит ему встретить Новый год в Цхинвали. Но даже первая попытка прорвать осетинское сопротивление, предпринятая летом 2004 г., натолкнулась на мощную критику. Критиковали Грузию даже западные государства.
По данным, приводимым известным политологом Виктором Якубяном, параллельно с переброской грузинских военных в направлении Джавских высот, то есть в район трассы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), был высажен британский разведывательный десант, который предпринял вылазку в сторону зоны грузино-осетинского конфликта. Обнаруженные британцами реалии, в частности наличие в зоне конфликта артиллерийских установок, способных вывести из строя БТД, и стали причиной оперативного вывода грузинских сил с занятых высот и возвращения ситуации в русло статус-кво.
Как утверждает Якубян, был момент, когда министр Окруашвили практически продавил свое видение перспектив решения цхинвальского вопроса, которое и нашло отображение в плане вторжения в Южную Осетию под условным названием "Бросок тигра". Но ему не суждено было сбыться, и в первую очередь, как утверждают грузинские источники, из-за того, что слишком быстро план операции просочился в СМИ. "Бросок тигра" предусматривал выдавливание при поддержке США и ЕС российских миротворцев из Южной Осетии, затем серию провокаций против населения грузинских анклавов и вторжение грузинских войск под предлогом локализации района конфликта и обеспечения безопасности населения Грузии, проживающего в Цхинвальском регионе.
"Бросок тигра", в частности, предусматривал, что 6 мая 2006 г. с разных направлений подразделениями силовых ведомств Грузии должен был быть осуществлен захват всех крупных населенных пунктов Южной Осетии, при одновременном полном блокировании границы с Россией. Эдуард Кокойты и его окружение подлежали аресту и преданию суду, в непризнанной республике планировалось ввести военное положение и назначить временное правительство.
План был провален, не вступив в действие. Но он может быть осуществлен в любой момент. Как заявил новый глава оборонного ведомства Давид Кезерашвили, "наши недоброжелатели" не должны испытывать никаких иллюзий по поводу ухода Окруашвили, так как главной целью Грузии является восстановление своей территориальной целостности. Не стоит забывать и о том, что клан "ястребов" в Тбилиси достаточно велик, а глава парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, как заведенный, продолжает твердить: "Если в течение нескольких месяцев не будет должного реагирования на ситуацию в зоне конфликта и вопрос не будет решен, реальность может оказаться такой, что Вооруженные Силы Грузии будут вынуждены урегулировать положение собственными силами".
Как утверждают некоторые политологи, при подготовке проведения альтернативных выборов в Южной Осетии обсуждалась возможность участия в них и экс-министра обороны Окруашвили, как уроженца Южной Осетии. Однако в Грузии все-таки решили поставить на группу осетин из числа опальных цхинвальских чиновников, которых в свое время те же тбилисские политики называли сепаратистами, в частности на бывших премьера непризнанной республики Дмитрия Санакоева и министра внутренних дел Джемала Каркусова. Это говорит о том, что параллельно с подготовкой к военному решению югоосетинской проблемы, которой занимаются в МО, власти Грузии (на этот раз по линии специальных служб) вели разработку второго - менее радикального, но более трудоемкого сценария. Его идея заключалась в создании в РЮО классической "пятой колонны". Так называемый "альтернативный президент" Южной Осетии Дмитрий Санакоев, которому грузинские политтехнологи приписали более 40 тыс. сторонников (примерно половину электората РЮО, хотя число избирателей в грузинских анклавах, по данным ЦИК Грузии, не превышает 14 тыс.), по всей видимости, возглавит "альтернативное правительство Цхинвальского региона", которое разместится в одном из грузинских анклавов - селе Эредви (в 5 км от Цхинвали).
Налицо проект "Верхняя Абхазия - Нижняя (Южная) Осетия". Напомним, Кодорское ущелье переименовано президентом Саакашвили в "Верхнюю Абхазию", и по аналогии "альтернативное" правительство можно именовать правительством "Нижней Осетии". Проект, судя по всему, разработан не без участия американских специалистов. Как считают некоторые эксперты, он-то и перевесил грубый военный путь решения этнических конфликтов, лоббируемый Ираклием Окруашвили. Именно поэтому отставку главного "ястреба" (Окруашвили) ни в коей мере нельзя объяснять желанием Саакашвили угодить России и отказом Грузии от силового варианта.
Более того, формирование "пятой колонны" свидетельствует, что силовой вариант в Тбилиси по-прежнему в фаворе. Кто, например, может гарантировать, что у "альтернативного правительства" в самое ближайшее время не появятся собственные вооруженные формирования? Что они со временем не вступят в открытое противостояние с подразделениями армии РЮО? В связи с этим можно предположить, что именно тогда у Тбилиси и появится реальный шанс воспользоваться своей военной машиной для предотвращения риска возникновения "гражданской войны" между осетинами. И теперь уже под "благовидным" предлогом приступить к осуществлению операции "Бросок тигра".
Данная версия представляется не такой уж сомнительной. Саакашвили уверен, что стратегический союзник - США - вряд ли даст добро на силовой вариант развития событий, хотя прекрасно понимает: Америке, по большому счету, нет дела до урегулирования конфликтов в Грузии. Вашингтон, вероятно, устраивает наличие "горячих точек" в непосредственной близости от границ России. Именно эти проблемные точки Соединенные Штаты в любой момент могут использовать в качестве рычага давления на Москву как гаранта сохранения мира и стабильности в конфликтных зонах. Но вряд ли это устраивает Саакашвили. Кроме того, у него есть веские причины ослушаться своего заокеанского хозяина. Их несколько. Экономические успехи правительства страны призрачны, положение народа если и улучшилось, то очень незначительно. В обществе распространяется разочарование нынешним руководством Грузии, связанное с тем, что многие успехи нынешней власти достигаются авторитарными, а не демократическими методами. А также за счет заокеанской помощи.
Как снежный ком, нарастают и другие беды. Межнациональные проблемы затронули взаимоотношения Тбилиси не только с Цхинвали и Сухуми, но и с регионами, населенными преимущественно азербайджанцами и армянами. Внешнеполитические потуги президента Грузии малоэффективны, о вступлении в ЕС уже давно никто не говорит, а перспектива вступления в НАТО маячит для Саакашвили только в границах возможного второго президентского срока. Поэтому проиграть новые выборы Саакашвили после объявления себя "объединителем грузинских земель" не имеет "морального" права, но выиграть их без поднятия своего флага хотя бы над Цхинвали достаточно проблематично.
То есть господин "собиратель грузинских земель" остро нуждается в новых подтверждениях эффективности своей власти. Ведь в руководстве страны по-прежнему достаточно большое количество эмоционально настроенных людей, которые стремятся к максимально быстрому решению югоосетинской проблемы. И эти люди не прочь будут разыграть свою партию при определенной "критической массе". А она нарастает. Например, остался не реализованным на практике "План Саакашвили" по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Ничего не дала и "Дорожная карта" для разрешения ситуации в Абхазии. И прежде всего в силу неприемлемости их положений для югоосетинского и абхазского народов. Но ничего другого президент Грузии предложить не может.
Так что, выходит, Саакашвили и его команда все-таки могут попытаться осуществить молниеносную войну, чтобы записать себе в актив хоть какое-то достижение. А объектом приложения сил в данном случае может быть только Южная Осетия, поскольку ситуация там кардинальным образом отличается от ситуации в Абхазии. РЮО малочисленна по составу населения, у нее значительно слабее силовые структуры, экономика, она изолирована от каких-либо внешних контактов - за исключением Рокского туннеля, соединяющего Южную Осетию с территорией России. Так что соблазн очень велик. Одним ударом поставить все на свои места!
Нет сомнения в том, что при любом раскладе сил Россия заинтересована в мирном урегулировании межнациональных конфликтов на территории Грузии. Ведь ни для кого не секрет, что боевые действия в Южной Осетии или Абхазии - это бикфордов шнур, тянущийся на Северный Кавказ. Не стоит уповать и на то, что Америка справится со своим тбилисским ставленником и не допустит применения грузинским руководством силы по отношению к Южной Осетии и Абхазии, ведь, по большому счету, интересы Вашингтона и Тбилиси во многих аспектах совпадают. А цели апологетов однополярного мирового порядка на Кавказе уже определены. Во-первых, не дать Кавказу наладить былые связи с Россией - задача-минимум. Во-вторых (задача-максимум), вообще вытеснить Москву с Кавказа, где она действует уже более двухсот лет. В-третьих, с прагматической точки зрения для США крайне важно получить полный контроль над энергетическими ресурсами Кавказского и Каспийского регионов. Кроме того, Кавказ - важный элемент трансконтинентального энергокоридора в обход России, амбициозно в 1999 г. названного сенатором Самюэлем Браунбеком "Шелковый путь-2".
В складывающихся условиях гарантия невозобновления боевых действий в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов может быть только одна - последовательная политика России по отношению к своему южному соседу. Причем политика жесткая, превентивная, опережающая возможные действия Саакашвили. Как засвидетельствовали последние события, только такой язык общения доступен для восприятия грузинским президентом.