Не так давно специалисты «Городского центра экспертиз» обнародовали результаты исследования жилого фонда в России. По их оценке, уже в ближайшие несколько лет собственникам и муниципальным властям придется спешно решать, что делать со старыми зданиями. Эксперты полагают, что жилищный фонд России находится в кризисной ситуации, и если не будут приняты меры, то через десять лет страна превратится в руины.
Приходят сообщения и о чрезвычайных происшествиях – например, за первую половину 2005 г. в стране обрушилось около сорока зданий. Жить в ветхих домах очень неудобно, а в аварийных – просто опасно.
И все же, за этой явной угрозой скрывается другая, едва ли не более фундаментальная. Это – реакция общества и власти на тот неумолимый процесс, каким является ветшание жилищного фонда. Процесс идет безостановочно и с ускорением, никаких надежд на то, что он вдруг сам собой остановится и повернет вспять, ни у кого нет. Но все смотрят на это равнодушно, не предпринимают действий, соизмеримых масштабу угрозы и даже не пытаются составить разумное представление о ней.
Почему вокруг такое оцепенение и странный умственный паралич? Ведь никто даже не делает успокаивающих заявлений, пусть ложных. Нет необходимости, ибо нет никакого беспокойства.
Бывает, человек узнает, что неизлечимо болен и жить ему осталось недолго. Он решает не тратить время на бесполезные процедуры в больнице, а сделать за оставшийся срок свои главные дела, искупить грехи, помочь близким. Это нормально. Но износ жилищного фонда – не смертельная болезнь, если не впадать в ступор. Это вообще не болезнь, а обыденная проблема, которая испокон веку решается общеизвестными простыми средствами – ремонтом и уходом за зданиями. Зачем мы сами превращаем ее в смертельную болезнь, жертвою которой будем становиться один за другим? Что с нами всеми произошло – отцами семейств, мэрами, министрами, самим Президентом?
«Цивилизация трущоб»
Вот, партия «Единая Россия» объявила себя партией русской цивилизации и русского народа. Но жилищный фонд России – это и есть большая часть русской цивилизации. Если он рухнет, Россия станет «цивилизацией трущоб». В этом стареющем жилье живет русский народ, предмет заботы «единороссов». Почему же не видно никакого беспокойства, парламентских слушаний, депутатских запросов Грефу? Это странно, по меньшей мере.
Кажется, что в голове российского начальства ЖКХ как будто что-то заело. По официальным данным Госкомстата, в РФ на конец 2001 г. было 90 млн. кв. м аварийного и ветхого жилья или 3,1% всего жилищного фонда РФ. Запомним эту величину. После этого данных об аварийном и ветхом жилье Госкомстат не публиковал – признак не очень хороший. Однако данные о динамике старения давались в прессе, в документах совещаний и в заявлениях официальных лиц. Так, председатель Госстроя РФ Н.Кошман 8 апреля 2003 г. сообщил прессе: «Идет старение жилья. В этом году в состояние ветхого и аварийного жилья перешло 22 миллиона квадратных метров».
9-11 февраля 2004 г. Госстрой России, Министерство жилищного строительства и городского развития США и Всемирный банк (!) провели в Дубне международный семинар «Ипотечное жилищное кредитование». На семинаре выступали зам. премьер-министра РФ В.Яковлев, председатель Госстроя РФ Н.Кошман, зам. министра экономики А.Дворкович. Главный доклад сделал зам. председателя Госстроя В.Пономарев. Куда уж выше! Но главное, в пресс-релизе семинара сказано, что «ветхий и аварийный фонд ежегодно растет на 40%».
Кого обманываем?
Простой подсчет показывает, что если скорость старения после 2001 г. принципиально не изменилась, то к концу 2006 г. категория ветхого и аварийного жилья должна была бы составлять около 500 млн. кв. м или около 16% всего жилищного фонда РФ. Это величина правдоподобная, хотя наверняка неточная – мы можем сделать лишь грубую прикидку. Вот косвенные доводы на этот счет. Говорится, например, что в Москве ситуация лучше, чем в регионах – здесь земля дорогая, фирмы охотно сносят ветхое жилье и застраивают участки большими новыми домами. В мэрии недавно сообщили: «В ветхом состоянии у нас находится 28 млн. кв. м жилья при общем размере жилого фонда 200 млн. кв. м».
Выходит, в Москве, где положение лучше, чем в большинстве регионов, ветхое жилье (видимо, вместе с аварийным) составляет 14% всего жилищного фонда. А вот, «Российская газета» от 2 марта 2007 г. сообщает: «Количество ветхих и аварийных домов в Дагестане составляет 26% жилищного фонда. Решить проблему должна была республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на 2002-2010 годы». Однако из-за отсутствия средств ее реализация практически во всех городах Дагестана оказалась фактически замороженной». Вот такой назван диапазон на начало 2007 г., от 14 до 26% жилищного фонда – ветхий и аварийный.
А что же мы слышим от официальных лиц сегодня? Замминистра регионального развития РФ Ю.Тыртышова, который до этой должности занимал в 2004–2006 гг. должность зам. руководителя Росстроя, спросили, как будет решаться проблема ветхого жилья. Он ответил: «Ветхое жилье — особая тема. Доля ветхого и аварийного жилья в России достигла 3,2% от общего объема жилищного фонда, что составляет 93,2 млн. кв. м. В таких условиях проживает около 5 млн. человек».
Таким образом, в конце 2006 г. он назвал данные, которые отражали состояние на конец 2001 г. Его слова противоречат тому, что в 2003 и 2004 гг. говорили заместитель премьер-министра РФ В.Яковлев (нынешний начальник Ю.Тыртышова) и председатель Госстроя РФ Н.Кошман. Как мог процесс старения жилищного фонда вдруг остановиться в конце 2001 г.? Почему чиновник высокого ранга, наверняка знающий о таком расхождении, никак не объяснил его в своем интервью? Это вызывает больше тревоги, чем сама по себе ветхость жилья.
Деградация культуры управления
Я не думаю, что здесь есть какая-то злая воля. Дело хуже – это признак общей деградации культуры управления. Министры и их заместители называют несовместимые величины – и хоть бы что! Как будто говорят самые обычные вещи. А журналисты эти вещи с умным видом записывают в свои блокноты или на видеопленку – и пускают их в прессу или в эфир! А люди читают или смотрят – и не замечают этой несуразицы. Само видение проблемы у чиновников представляет собой мозаику величин, совершенно несоизмеримых между собой. На головы обывателей льются утверждения, в которых концы одних величин не вяжутся с концами других. И никто этого не замечает.
Уточним обстановку: до 1991 г. проблема ветхого жилья решалась путем планового капитального ремонта и посредством строительства и переселения людей в новые дома. Так доля ветхого жилья держалась на уровне 1% (в 1990 г. она составляла 1,3%). Но в ходе реформы почти не вкла¬ды¬валось денег в капитальный ремонт, так что стало разрушаться и то жилье, которое при нормальном содержании послужило бы еще не один десяток лет. Качественный перелом в процессе старения жилищного фонда произошел после 1999 г. - без ремонта жилье быстро «дозрело» до ветхого и аварийного состояния.
Как это произошло? Перестали выделять деньги на ремонт, хотя это входило в обязанности государства, которое было управляющим ЖКХ страны. Вот официальные данные: в 1985 г. было капитально отремонтировано 45 млн. кв. м жилья, а с 1998 г. и поныне масштабы капитального ремонта колеблются на уровне 4 млн. кв. м. При этом, как сказано в приведенной выше справке, «более 300 млн. кв. м (11% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте». Вглядитесь в порядок величин: неотложно надо отремонтировать 300 млн. кв. м, а в год ремонтируют 4 млн. Эти величины несоизмеримы!
13 ноября 2003 г. на Всероссийском совещании тогдащний председатель Госстроя РФ Н.Кошман сообщил, что «при нормативной потребности в капитальном ремонте 4-5% за год в Ульяновской обл. отремонтировано лишь 0,04% жилищного фонда, в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Кировской и Самарской областях – 0,1%, в Сахалинской и Ярославской областях – 0,2%». Далее Н.Кошман сказал, что «задержка с проведением реконструкции еще на 10-15 лет приведет к сносу в некоторых городах России до 20% существующей жилой застройки». И это говорит министр, несущий ответственность за этот самый ремонт! Но что изменилось с тех пор? Ничего, только Госстрой переименовали в Росстрой и провели «ротацию» министров.
В своем интервью 5 октября 2006 г. Ю. Тыртышов выразился очень туманно: «Потребность в капитальном ремонте составляет 144 млн. кв. м. в год при произведенных в 2005 г. 30 млн. кв. м. Кроме того, важно решить проблему недоремонта жилищного фонда, который приводит к ускоренному ветшанию и аварийности жилья… Капитальный ремонт жилья должен стать сферой конкурентной борьбы банков за предоставление кредитов и улучшить социальное положение граждан… Главное — это объяснить и помочь людям осознать, что состояние их жилья — это их ответственность, а не мэра и губернатора».
На этом заявлении придется остановиться подробнее. Ю. Тыртышов утверждает, что в 2005 г. капитально отремонтировано 30 млн. кв. м жилья. Где он взял эти данные? Вот «Российский статистический ежегодник. Официальное издание. 2006» (М., Росстат, 2006). На с. 209 есть таблица 6.44. Основные показатели жилищных условий населения. В ней есть строка «Капитально отремонтировано жилых домов за год, тыс. кв. м общей площади». В столбце за 2005 г. стоит: 5552, то есть 5,5 млн. Это слишком уж большая разница с тем, что говорит зам. министра.
Замминистра считает, что главное в проблеме ветхого жилья - «объяснить и помочь людям осознать, что состояние их жилья — это их ответственность, а не мэра и губернатора». Но ведь это совершенно новая постановка вопроса. Когда и где было принято решение о том, что теперь стоимость капитального ремонта полностью возлагается на население? Знают ли об этом Президент и партия «Единая Россия»? Ведь это было бы немыслимым изменением в социальной политике. В 2003 г. только самые срочные работы по стабилизации положения в ЖКХ оценивались в 5 триллионов руб. Вспомним это заявление высокого чиновника 1 апреля 2003 г.: “Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в ЖКХ страны заместитель председателя Госстроя РФ Леонид Чернышов на открытии заседания коллегии Госстроя РФ… Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил Л. Чернышов, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5-5 триллионов рублей”.
Значит, сегодня, «чтобы как-то исправить ситуацию», потребуется около 7 триллионов. Может ли средняя семья срочно выложить на ремонт жилья 200 тыс. рублей? Нет, это нереально. К чему же тогда эти разговоры? Ведь в таком случае люди вправе потребовать немедленно вернуть им 11 триллионов рублей их личных накоплений, которые присвоило правительство Гайдара в 1992 г.
Так нас переселяют или обманывают?
Скажем теперь о федеральной программе «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». Ее задача - ликвидация до 2010 г. ветхого и аварийного жилого фонда, признанного таковым до 2000 г. На это выделено 32 млрд. руб., из всех источников. Вдумайтесь в эти величины. Можно ли за 1 млрд. с небольшим долларов построить 80 млн. кв. м жилья для замены ветхого (на 2000 год)? По средним ценам в РФ можно построить лишь 2 млн. кв. м., а в Москве вообще 0,4 млн. – при 28 млн. кв. м ветхого жилья. Как это понимать? Ведь масштабы проблемы и выделяемые средства совершенно несоизмеримы.
К тому же обещают заменить ветхое жилье, учтенное до 2000 г. А за десять лет его объем прирастет многократно. При этом телевидение трещало, что в 2010 г. «в РФ не будет ветхого жилья». Теперь перестало трещать – значит, наверху знают, что говорились нелепые вещи. И ведь речь идет не о мелочи, а о состоянии хозяйства, в котором сосредоточена треть всех основных фондов страны.
Несоизмеримость средств и проблемы – по всей РФ. Вот Саратов в 2003 г.: ветхий и аварийный жилфонд 1,5 млн. кв. м. На программу расселения выделено 7,6 млн. руб. По данным мэрии, «чтобы решить проблему «падающих домов», необходимо 380-420 млн. руб. в год». Так проблему надо решить или не надо? Ведь выделена 1/50 доля необходимых средств! Прошло 4 года, сообщение Администрации Саратовской обл. от 5 февраля 2007 г.: «На переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Бюджетом области предусмотрено 180 млн. руб., что позволит отселить порядка 240 семей». 240 семей на большую область! 1% от тех, что надо переселить. А до конца программы осталось 3 с половиной года.
Вот соседняя область. «Аварийный жилфонд Самары 135,2 тыс. кв. метров. В результате реализации Программы (к концу 2010 года) будет ликвидировано 23,2 тыс. кв. метров аварийного жилфонда». Что же это за программа? Ликвидируют 1/6 часть от уровня 2000 г., а за это время аварийный фонд еще вырастет в несколько раз.
А вот доклад начальника управления ЖКХ Ивановской обл. 18 мая 2005 г. «В составе жилищного фонда области в ветхом состоянии находится 577,6 тыс. кв. м жилья, в котором проживает 32,1 тыс. человек. В 2003 г. ликвидировано 2,4 тыс. кв. м ветхого жилья, с переселением из него 195 человек, в 2004 г. ликвидировано 4 тыс. кв. м ветхого жилья и переселено 209 человек». Как можно не видеть очевидного и молчать о нем: за год, согласно государственной программе, ликвидируется 0,5% исходной проблемы, а сама проблема ежегодно возрастает на десятки процентов. Можно ли признать честным правительство, которое принимает такие программы и говорит о них как о чем-то важном? И при этом чиновники и министры, которые эти программы разрабатывали, остаются наверху, повышаются в должности и даже награждаются орденом «За заслуги перед Отечеством».
На что надеется власть и на что надеяться гражданам? Нынешнее руководство Росстроя и правительство об этом молчат. А вот как изложило в прессе всю доктрину прежнее руководство Госстроя РФ: «В Госстрое готовятся предложения, направленные на ускорение темпов переселения. Смысл предложений в том, чтобы очередники, живущие в ветхих домах, получали новое жилье только в обмен на старое и с доплатой. «Доплатить придется разницу между стоимостью старой квартиры и новой», - пояснил замглавы Госстроя Леонид Чернышов. В Госстрое уверены, что население способно расплатиться за новые квартиры. «В Минтруде посчитали, что у половины семей есть автомобиль и иностранная бытовая техника», - говорит Чернышов».
Как хотите, но это логика бредовая с начала до конца. У моего соседа есть автомобиль – значит, я могу расплатиться за новую квартиру! Если у соседа есть автомобиль и импортный пылесос, из этого не следует, что даже и он сам может заплатить за квартиру, ибо его автомобилю красная цена 1000 долларов, а квартире – 200 тысяч, то есть она в 200 раз дороже его «жигуленка».
Кто-то скажет, что все планы и доктрины 2003-2004 гг. отброшены, а теперь новая жизнь. Это ни из чего не следует. Никто те планы гласно не отменял, те люди остались на местах, никаких новых доктрин не предлагалось. Вчитайтесь хотя бы в интервью Ю.Тыртышова.
Власть не идет на внятный диалог с обществом, а общество и само не просит диалога. Пусть все катится так, как катится! Это и есть корень наших бед, путь в «цивилизацию трущоб».