Конечно, неприятно, когда громят магазины, или бросают камни. Но это результат провокации, и говорить нужно в первую и вторую очередь именно о провокации – и о той череде несправедливостей, которая вызвала яростный ответ.
И тут мы тоже видим параллель. Эстонцы, как и израильтяне, считали, что можно иметь значительное население, лишенное прав. Пусть, мол, русские нам рубят дрова и носят воду, а участие в выборах, тем более приличная работа им ни к чему. Как в рекламе тампонов – вроде есть, но не чувствуется. «Лолехет им, лехаргиш бли», на иврите. Но человек – не тампон, и это не получается. Тот, кто надеется на мирную жизнь среди бесправного населения – палестинцев ли, русских – это наивный утопист. Такой человек может поверить даже в бесплатные обеды. Если ты хочешь двухъярусную демократию, где у половины населения нет прав – знай, что это выполнимо только путем террора, как это было в древней Спарте.
В Эстонии изначально были все условия для мирной совместной жизни. Русские эстонцы (или эстоноземельцы, как они иногда говорят) были настроены очень позитивно по отношению к коренным эстонцам, к их культуре и языку. Русские – не англичане, не французы, не немцы, это народ гибкий, мягкий, не склонный к империалистическому диктату и к культурному подавлению. Сравните положение в Эстонии с британским Корнуоллом, с французской Бретанью, с немецкими сорбами (та же площадь, то же население, сходная история) – в этих областях носителей местного, коренного языка можно сосчитать на пальцах одной руки. Сепаратистов там давно казнили, последних – в 1945 году. У русских совершенно другой подход, - они любят разнообразие. Те, кто переехал жить в Эстонию, сделали это потому, что им нравилась Эстония и эстонцы.
Более того, русские эстонцы поддержали и поворот к рыночной экономике, и даже усугубление националистических тенденций. Им это казалось – усилением местного колорита. Если бы они были против в 1991 году – не появилось бы независимой Эстонии.
Нет и четкой межрасовой границы в Эстонии. Русские – это продукт слияния – термоядерного синтеза - славян, финно-угров и половецких племен, не говоря уж о примеси викингов-скандинавов. Даже в далеком Муроме видишь на улицах совершенно эстонские или финские типы лиц. В Таллинне же я не мог различить русских и эстонцев по внешнему виду.
И в этом есть сходство с Палестиной – евреи и палестинцы внешне неразличимы, что я знаю точно, потому что мою усатую морду принимают за палестинскую на каждом втором КПП. Даже ученые-генетики (хоть конечно, генетика это лженаука ?, доказали, что на уровне ДНК евреи и палестинцы неразличимы. И отношения тоже могли быть – и были одно время – хорошими. Только не надо тянуть на себя одеяло с такой силой, и все будет в порядке.
Эстонцы не допускали русских на теплые места, ограничивали, как умели, кустарными методами – но и этого им было мало, их «закон о языке» стал средством для создания апартеида. Говорят, что далеко не каждый коренной эстонец может сдать этот экзамен, например, написать эссе о пользе инвестиций в Эстонии.
Странная идея – не давать гражданства местным уроженцам, потому что их отцы родились в Пскове, а не в Нарве, - выглядит анахронизмом, мягко говоря. Нет такой затеи нигде в Европе. В соседней Швеции, – которую я знаю не понаслышке, – каждый иммигрант получает шведское гражданство по прошествии нескольких лет, и становится таким же шведом, как и король Швеции. (Он, к слову, тоже потомок иммигрантов, из Франции по отцу и из Германии по матери). Не требуется и знание языка – шведы финского или арабского происхождения могут сдавать экзамены, получать водительские права и заполнять анкеты на своих родных языках. Поэтому в Швеции нет и кардинальных проблем между коренными жителями и иммигрантами, хотя и там есть свои человеческие сложности.
Вспышка русской интифады в Эстонии должна послужить тревожным сигналом для эстонцев. Вместо того, чтобы оплакивать разоренные киоски, нужно задуматься о том, что к этому привело. Ситуацию нужно резко менять – по шведскому образцу. Отменить закон о языке. Дать гражданство всем давно живущим иммигрантам. Запретить дискриминацию по этническому, религиозному, языковому признаку. Добиваться полного равенства. Избрать президентом выходца из России – как в Индии избрали президентом мусульманина. Провести в жизнь Декларацию о правах человека и прочие документы ООН и ЕС. Короче, слезть с дерева. И тогда Эстония сможет жить прекрасно и беспечально.
Режим апартеида, сложившийся в Эстонии неприемлем в 21 веке. Его терпят сильные мира сего из своих прагматических соображений. Западу, НАТО, Соединенным Штатам нужна Эстония против России, даже за счет апартеида. Но Эстонии стоит посмотреть на пример соседней Финляндии. В 30-е годы Финляндия взяла резко антирусский курс. Дело кончилось двумя войнами, и в 1945 году страна променяла «линию Маннергейма» на «курс Паасикиви», на курс дружбы с Россией. С тех пор Финляндия процветает, она прекрасно заработала на торговле с СССР, да и с новой Россией хорошо торгует. Она не вошла в НАТО, не вошла ни в один анти-русский договор, и гарантировала свою независимость.
Неразрывно связанный с апартеидом, антироссийский курс нынешнего руководства Эстонии неизбежно приведет к утрате ее независимости. Не сегодня и не завтра, но, когда американские танки устремятся устанавливать демократию в Тегеране, в качестве несимметрического ответа псковские десантники смогут ликвидировать режим апартеида в Таллинне. Так американские десантники решили проблему слишком независимой соседней Панамы. Если правителям Эстонии не хочется разделить судьбу президента Мануэля Норьеги, они должны призадуматься – будет ли за них воевать Америка.
Эстонцы должны вспомнить судьбу довоенной Польши – она взяла яро антирусский курс, надеясь, что «Европа нам поможет», но – не помогла. Что бы ни произошло, эстонцам придется жить рядом с русскими, если они не собираются массово эмигрировать в Манитобу. Ликвидация апартеида и курс Паасикиви, курс дружбы с великим восточным соседом – это гарантия независимости Эстонии.