Хватает подобных примеров и в отечественной истории. Впрочем, аналогии тут как правило односторонние. Непохоже, чтобы сами англичане сильно комплексовали по поводу отобранной у буров свободы. А вот у нас комплексы въелись в подсознание весьма прочно.
Например, события в Венгрии 1956 года. Разве не чувствуем мы вину (о которой нам заботливо к месту и не к месту напоминают) за подавление антикоммунистической революции? "Однако движимые чувствами чести и достоинства, мы испытываем в душе моральную ответственность за некоторые страницы нашего прошлого и надеемся, что современное венгерское общество по достоинству оценит искренность нашего сожаления по поводу того, что случилось в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года", говорил во время пятидесятилетней годовщины событий председатель Совета Федерации России Сергей Миронов.
Между тем разве это образно говоря "мы с вами" принимали решения в 1956-м? Или, может быть, в СССР существовал демократический режим, при котором ответственность хоть в какой-то мере лежит на избирателях? Поэтому применительно событиям в Венгрии речь должна идти о межгосударственных отношениях, а не межличностных. А раз так, уместно задаться вопросом: ну а сама то Венгрия как вела себя по отношению к нашей стране? Руководствуясь какими соображениями, Венгрия объявила СССР войну 27 июня 1941 года? Вторглась на нашу территорию, и упорно воевала на стороне гитлеровской Германии вплоть до 1945 года!
Извинились ли венгры к 50-летию нападения на СССР? А к 60-летию? А ведь сопоставить масштабы событий 1941-45 годов и осени 1956 невозможно. Как же могло получиться, что мы в итоге остались с ЧУВСТВОМ ВИНЫ, а венгры, все в белом, и с высоты своего положения нет-нет да Россию этой виной и одернут!?
То же и с Чехословакией. Словакия была в войне на стороне Германии, и воевала на Восточном фронте. Чехия не воевала, но во всю трудилась на немцев. Перечисление всех услуг, оказанных чешской промышленностью нацистской Германии заняло бы очень много места. Например, к моменту нападения на СССР 23% танков Вермахта, почти четверть, были чешского производства. За годы войны чешские заводы поставили для панцерваффе одних только истребителей танков "Хетцер" 2700 штук. Наладили в Чехии выпуск истребителей Мессершмитт Bf.109, бронетранспортеров Ганомаг, артиллерийских орудий и еще огромного количества военной продукции.
Мне могут возразить, что чехи, мол, трудились на немцев подневольно. Допустим. Но результаты этого труда отнюдь не приближали победы над нацизмом. Можно понять и советских руководителей, которые справедливо опасались - не станет ли Чехия, вольно или опять невольно, кузницей для очередного враждебного нашей стране блока? Я, конечно, не одобряю того, как действовал Сталин в Восточной Европе после 1945, но это не значит, что Венгрия или Чехия имеют поводы для претензий к СОВРЕМЕННОЙ России.
Впрочем, завел я этот разговор вовсе не для того, чтобы ворошить прошлое. Если только заметить, что у нас нет особых причин комплексовать перед чехами и венграми каждый раз, когда они в очередной раз сочтут нужным вспомнить о событиях 1968 или 1956 года соответственно. На самом деле стоит посмотреть в день сегодняшний.
В Польше считают, что Россия сыграла в судьбе этой страны роковую роль. Много раз, при разных режимах Россия, де посягала на независимость Речи Посполитой и участвовала в разделах польского государства. Действительно, наши отношения с западным соседом далеко не всегда можно было назвать дружественными, хотя вопрос о том, кто больше виноват в таком положении дел не представляется столь уж однозначным.
Но как же поступила Польша, получившая нынешние, весьма выгодные для себя границы, из рук Сталина, обретя, наконец, долгожданную свободу, из рук, кстати говоря, Горбачева?
Она становится одним из активнейших и антирусски настроенных членов НАТО. Казалось бы, страна, так долго страдавшая от оккупации должна ли желать снова увидеть иностранные войска на своей территории? Это, впрочем, дело поляков. Но они должны понимать, что свобода предполагает ответственность. В данном случае очевидным представляется следующее. Если в силу каких-то обстоятельств Россия станет объектом враждебных действий со стороны НАТО, чего после событий в Югославии никак нельзя исключить. И если России улыбнется удача, чего учитывая наш богатый на этот счет исторический опыт, исключить тем более нельзя, то в глазах русских людей идея суверенитета Польши будет полностью скомпроментирована.
Ведь если некая страна соглашается с отчуждением части своего суверенитета, и это обстоятельство используется сторонней силой против другой страны, то эта последняя находится в полном праве ограничить суверенитет первой как минимум в том же объеме.
Это произошло после Второй Мировой с Чехословакией, это может произойти и с Польшей. При всей условности этой аналогии.
В еще большей степени вышесказанное относится к Украине. У которой в отличие от Польши поводов пенять России и вовсе нет.
Впрочем, вопросы поставленные здесь носят характер чисто риторический, поскольку есть серьезные сомнения, что как Польша, так и Украина обладают суверенитетом в том смысле, в котором мы это слово традиционно привыкли понимать. Да и сама Россия от подобных подозрений свободна не вполне.
Д. Половинкин
http://oldadmiral.livejournal.com/2627.html#cutid1
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |