Это было несчастьем для крупной буржуазии. Да, она богатела, но нестерпимо было видеть, что и быдло стало прилично питаться. Доля активов, которой владел 1% самых богатых граждан США, снизилась с 48% в 1930 г. до 22% в 1975 г. А доля в национальном доходе 0,1% самых-самых богатых снизилась с 8% в 1928 г. до 2% в 1973-м. Всё равно огромная разница в доходах, но тут дело не в достатке, а в сословной чванливости.
В 1947 г. Ф. фон Хайек собрал (как водится, на курорте в Швейцарии) группу экономистов и философов (включая Поппера), и они стали вырабатывать доктрину контрнаступления на кейнсианское социальное государство. Эту доктрину и назвали неолиберализмом. Закрытая группа Хайека получила большую финансовую и информационную поддержку крупного капитала и стала наращивать свое влияние в политических кругах и элитарных университетах. Был подключен и Нобелевский комитет по экономике, пошли премии. К концу 70-х годов подготовили и пару харизматических фигур – Рейгана и Тэтчер, которых продвинули на вершину политической власти. Началась «неолиберальная волна», постепенный демонтаж социального государства и восстановление сословной обособленности крупного капитала».
К сожалению, ряд акцентов и ошибок в деталях превращает это описание из очерка по истории экономической мысли в чисто идеологический текст. Во-первых, экономисты-классики к тому времени давно лежали в могиле и речь должна идти о неоклассике, во-вторых, авторы явно незаслуженно приписывают им мнение, что они искали выход из кризиса «в безработице». В-третьих, для преодоления Великой Депрессии Рузвельт только в военные годы начал идти через финансирование государственных расходов из займов, а в 30-е годы предпочитал рецепты, идущие не от кейнсианства, а от здравого смысла, в частности, принудительно направлял безработных на общественные работы по освоению американского запада. Была ли «кейнсианская революция» обусловлена «расчётами» Кейнса, сказать сложно. Скорее, это был переход к новой идеологии, новому видению, которое расширило представление о доступных государству инструментах регулирования экономики. Обусловлено оно было провалом прежних инструментов, а Кейнс только подтолкнул мысль в направлении, которое стало актуальным: его «Общая теория» большей частью собирала уже имевшиеся тогда достижения экономистов по теории циклов. Но со временем те инструменты, которые советовали кейнсианцы, становились всё менее эффективными, например, увеличение государственных расходов не помогало преодолеть безработицу. Просто-напросто потому что люди уже научились предвидеть инфляцию, вызванную государственной эмиссией, и учитывали её в своей экономической деятельности. Раньше кейнсианские рецепты действовали потому, что государство «обманывало» их ожидания относительно ценности будущих доходов, вот они и работали да инвестировали, надеясь на большее, чем получали в итоге. Это всё равно как если бы осёл понял, что морковка, которую держат перед его носом, всё равно ему не достанется, и отказался идти вперёд на прежних условиях.
Неудивительно, что, ввиду провала кейнсианских рецептов, политика западных правительств качнулась к неолиберализму, который подсказывал им новый набор инструментов. Теории новой волны западных экономистов не только объяснили, почему прежние, кейнсианские рецепты перестали помогать, но и помогли в грамотной наработке новых инструментов регулирования экономики. Конечно, они подтолкнули к победе идеологии неолиберализма, но были для того и объективные причины – исчерпанность прежней идеологии. Прибегая к чисто конспирологическому объяснению причин победного шествия неолиберализма, авторы невольно искажают действительный ход событий. Нельзя не удивиться и тому, как авторы описывают последствия либерализма, предупредив, правда, что приводят «показатели бытового уровня»:
«А что же дал неолиберализм человечеству в целом? Он затормозил развитие мирового хозяйства и резко перераспределил богатство в пользу богатого меньшинства – и богатых стран в мире, и богатой верхушки всех принявших принципы неолиберализма народов. Неолиберализм — победа меньшинства над большинством за счёт общего снижения эффективности. Совокупный темп роста мирового хозяйства составил в 60-е годы 3,5%, в 70-е – 2,4%, в 80-е – 1,4% и в 90-е годы – 1,1%. Тезис неолибералов, что обогащение богатых будет выгодно большинству, оказался ложным – даже если не учитывать цинизма, с которым неолибералы соблазнили «средний класс» выбросить с социальной шлюпки «слабых»».
На самом деле, конечно же, объяснять снижение темпов экономического роста принятием неолиберализма было бы неверно. (Отдельный вопрос, из какого источника они взяли данные.) Наверняка и сами авторы прекрасно понимают, что темпы экономического роста зависят от многих факторов, а не только от идеологии, – иначе не оговаривались бы, что приводят «показатели бытового уровня». Если уж оперировать "показателями бытового уровня", то в те же годы темпы экономического роста в СССР снизились ещё больше, опустившись почти до среднемирового значения, а ожидаемая продолжительность жизни мужчин опускалась ниже среднемировой - в этом тоже "неолиберализм" виноват?
Но то, что к чему авторы подводят читателя далее, является очередным идеологическим постулатом, столь же ложным, сколь и опасным. «Была утверждена, – пишут они, – полная автономия экономики от этических ценностей. М.Фридман декларировал: «Позитивная экономическая теория есть или может быть объективной наукой в том же самом смысле, что и любая естественная наука». Видимо, под этичной экономической наукой авторы имеют в виду такую науку, которая из нравственных соображений, дабы не травмировать аудиторию, сообщает ей то, что приятно слышать. На самом же деле, авторы просто не понимают, о чём вёл речь Милтон Фридман. Большим достижением экономической науки XX века стало то, что она понемногу научилась разделять в своих текстах позитивные суждения от нормативных, описание действительности от ценностей и пожеланий. И добросовестные экономисты стараются подчеркнуть это различие, чтобы быть для общества честными экспертами, а не идеологическими ораторами, навязывающими свои ценности. Например, они скажут: «как экономист, я могу только спрогнозировать определённые последствия тех или иных мер и сообщить об этом обществу, но не могу сказать, что принять их было бы желательно для общества. А как гражданин, имеющий определённые ценности, я желаю этих последствий и поэтому предлагаю обществу принять эти меры». Такая автономия не предполагает, что постановка проблем учёным или общее направление его исследований не зависит от этических ценностей, такая автономия предполагает объективность научной информации, сообщаемой учёным обществу. Думается, наиболее достойную отповедь авторам разбираемой статьи содержит текст лауреата Нобелевской премии по экономике Мориса Алле, и пусть уже читатель выберет, чей подход покажется ему более обоснованным:
«Как и всякая наука, экономика ставит своей целью описывать, объяснять и предвидеть факты и одновременно направлять наши действия. Используемые ею теории – зависимо от того, применяется в них математика или нет, – опираются на четыре вида моделей: описательные, объяснительные, прогностические и модели принятия решений.
Перед описательными моделями ставится задача отобразить реальные явления, не предрешая ни в чем ни их объяснение, ни их предвидение, ни воздействие на их эволюцию. Описание может быть качественным или количественным. В последнем случае описательные модели преимущественно используют статистические данные и распределения, эмпирические корреляции. Исследование распределения доходов в Руанда-Урунди, платежного баланса США, эмпирическое изучение факторов роста опираются на описательные модели.
Задача объяснительных моделей – разъяснить, с одной стороны, закономерности, "подсказываемые" описательными моделями, а с другой, причинно-следственные связи между явлениями. Эти модели свободны от каких-либо задач прогностического или нормативного характера.
Прогностические модели используют результаты, полученные при описательном или объяснительном анализе фактов. Они опираются главным образом на экстраполяцию прошлого, которая, в свою очередь, основывается на свойственном данным моделям постулате о структурном постоянстве явлений.
Наконец, модели принятия решений имеют целью выявить, какие меры должны быть приняты для получения желаемого результата. Их исходный пункт является нормативным и относится не к науке, а к определенной этической концепции. Для экономиста он выступает как нечто данное. После того как данные нормативного характера определены, модели принятия решений переходят в область науки, а их построение подчиняется тем же общим принципам, что и других моделей. Разумеется, польза от них тем больше, чем лучше будут учтены при их построении результаты, полученные при анализе описательных, объяснительных и прогностических моделей, и чем лучше эти модели будут согласовываться с фактами. <…>
Экономическая наука, какой бы ценной она ни была в плане понимания фактов или полезной с точки зрения действия, имеет, однако, лишь ограниченное значение.
Во-первых, утверждение, что экономическая дисциплина может стать наукой, нисколько не означает, что овладение этой дисциплиной – вещь достаточная для тех, кто хочет понять экономическую реальность, тесно связанную с многообразными социальными и человеческими явлениями, или же для тех, кто должен принимать решения. Экономическая наука изучает лишь один из аспектов крайне сложных явлений. И в целом нельзя понять эволюцию современных обществ или воздействовать на нее, нельзя даже просто эффективно участвовать в повседневной хозяйственной жизни, если не располагаешь обширными познаниями в истории, социологии и политологии.
Во-вторых, экономическая наука не занимается определением целей, которые должно ставить перед собой общество, впрочем, она бы и не могла этого делать. В любом обществе существуют вопросы, связанные с постановкой цели; но определение целей не входит в сферу экономической науки (оно вообще не входит в сферу науки).
Преследуемые обществом цели могут быть какими угодно. Можно добиваться в первую очередь эффективности экономики или же, наоборот, заботиться прежде всего о справедливости в распределении доходов, каким бы относительным ни было понимание справедливости. Можно задаться целью создать наиболее прогрессивную экономику или же, напротив, придать первостепенное значение стабильности и надежности занятости и получения доходов. Независимо от того, касаются они эффективности, справедливости или же надежности, нельзя утверждать, что данные цели по своей внутренней сути предпочтительней, чем какие-либо другие.
Цели могут быть выявлены лишь путем функционирования политической системы, в рамках процедур, которые различаются в зависимости от страны и эпохи. Но при этом решается одна и та же задача – достижение компромисса между устремлениями различных граждан, учитывая, что, как это обычно бывает, их устремления противоречивы.
Что же касается экономиста, то он может ответить лишь на два вопроса: 1) Являются ли поставленные цели совместимыми? 2) Являются ли используемые средства действительно наиболее пригодными для достижения намеченных целей? Экономическая наука не ставит своей задачей определить, какой необходимо сделать выбор; она всего лишь дает информацию, согласно которой может быть произведен разумный отбор (целей).
Считать, что экономическая наука в состоянии помочь в разработке научных решений, – заблуждение, и заблуждение опасное. Модели исследования операций не могут дать готовых решений в руки руководителей предприятий. Они могут лишь, с учетом принимаемых допущений, определить, что для этого нужно. Такое же замечание правомерно и в отношении моделей, разрабатываемых плановыми органами для своих правительств.
Модели принятия решений дают всего лишь научно разработанную информацию с тем, чтобы можно было осуществить отбор и принятие решений. При этом надо учесть, что обоснованность такой информации зависит от относительности имеющихся эмпирических знаний (всегда неполных), от относительности принятых гипотез и относительности структурных уравнений, избранных для построения таких моделей. Что же касается самого решения, то оно никогда не является объективным. Оно всегда субъективно и носит нормативный характер, следовательно, находится вне науки. <…>
В течение всей профессиональной деятельности мною постоянно двигало убеждение в том, что человек науки не может быть безразличен к коренным проблемам своего времени. Конечно, я всегда считал, что экономист как таковой, дает ли он советы или же преподает, не должен иметь предвзятой линии относительно индивидуальных целей, являющихся чаще всего противоречивыми. Намечаемые цели относятся к области политики. И главная задача политических систем состоит именно в выявлении этих целей с помощью общих компромиссов. А в чисто экономическом плане роль экономиста состоит в том, чтобы проанализировать, действительно ли обнаруженные путем этих компромиссов цели совместимы друг с другом и являются ли наиболее подходящими те средства, которые будут использоваться для их достижения» [6].
Кажется, мы приближаемся к кульминации статьи. По мнению авторов, «открытый замысел реформы заключался в переводе всех сторон жизни на рыночные отношения. Эта утопия недостижима нигде в мире, в России же она убийственна». Авторы вопрошают: «Каковы же были основания принять неолиберальную доктрину для реформ в России? Можно говорить о рациональности неолиберализма – в рамках специфической культуры Запада и его экономической реальности. Но это вовсе не значит, что постулаты и доводы неолиберализма являются рациональными и в иной реальности, например в России. Даже напротив, перенесение их в иную экономическую и культурную среду наверняка лишает их рациональности. Это – почти очевидное элементарное правило».
Ну что ж, хотя из всех «постулатов и доводов неолиберализма» авторы упомянули только перевод всего и вся на рыночные отношения, основной вопрос авторов вполне правомерен. Попытаемся дать на него ответ с учётом сказанного выше о роли идеологии в развитии обществ. Вряд ли ответ удовлетворит авторов и читателей, вряд ли он станет большим продвижением в общественном диалоге – скорее, укажет на то, что авторы «копали» в тупиковом направлении.
Начнём с того, что «перевод всех сторон жизни на рыночные отношения» – это специфическое, карикатурное понимание неолиберализма отечественными публицистами, которое не совсем было «открытым замыслом реформы». К неолиберализму, зловеще задуманному Хайеком на швейцарском курорте, этот лозунг имеет весьма косвенное отношение. Сам Хайек писал: «Либералы говорят о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности, а не призывают пускать вещи на самотек. Их доводы основаны на убеждении, что конкуренция, если ее удается создать, – лучший способ управления деятельностью индивидов. И они вовсе не отрицают, а, наоборот, всячески подчеркивают, что для создания эффективной конкуренции нужна хорошо продуманная система законов, но как нынешнее законодательство, так и законодательство прошлого в этом отношении далеки от совершенства. Не отрицают они и того, что там, где не удается создать условий для эффективной конкуренции, надо использовать другие методы управления экономической деятельностью» [7].
То, что авторы разбираемой статьи поняли неолиберализм в настолько вульгаризованном виде – это уже результат того, как перестроечные и постперестроечные публицисты, агитировавшие за скорейший переход к рынку, преподносили неолиберализм для «быдла». Это была публицистическая (для широкой публики) формулировка идеологической установки, которая, конечно же, изначально не предназначалась для буквального воплощения абсолютно везде, например, в семейной жизни реформаторов. (Независимо от того, что об этом думали сами перестроечные публицисты, переписывавшие друг у друга неумные фантазии о светлом рыночном будущем.) Ведь идеологическая установка не претворяется в жизнь напрямую, а давит на принятие решений, сужая взор и подсказывая наиболее вероятный ответ на поставленные вопросы. Идеологическая установка «перевода всего и вся на рыночные отношения», конечно же, повлияла на политику. Едва общество начинало думать, как вылечить ту или иную общественную «болячку», хоть как-то связанную с экономикой, наготове уже был стандартный набор подсказок, которые только и могли появиться, когда неолиберальная идеология овладела массами. В некоторых случаях правительство выбирало какую-то подсказку из стандартного набора. Идеология неолиберализма действительно обеднила нас, она обусловила несколько нелепых политических решений, которые не были бы приняты без идеологии неолиберализма. Расширение идеологической установки приводило к «реформаторскому зуду» где надо и где не надо. Например, одновременно с либерализацией торговли указом Ельцина в 1992 г. была допущена торговля мясо-молочной продукцией в любых точках города без всякого санитарного контроля. Когда же этот абсурд критиковали, то всерьёз отвечали: ну, рынок отрегулирует; кому не хочется подвергать себя риску травиться, пусть покупает в специальных местах по более высокой цене. Массовое интеллигентское мнение тогда было именно «абсурдно рыночное». Но, во-первых, это быстро закончилось, ту же торговлю мясом ограничили. Во-вторых, к катастрофе вела не только, а может, и не столько «рыночная стандартизация набора подсказок», сколько то, что конкретные реформаторы выбирали из них наиболее катастрофические для страны варианты… которые, впрочем, не обделяли самих конкретных реформаторов и их друзей. Повторим, что залоговые аукционы и поддержание завышенного курса рубля вообще никак не вызваны идеей перевода на рыночные отношения. Те же совершенно нелепые решения реформы, обусловленные идеологией неолиберализма, которые не были кому-то очень выгодны, довольно быстро отменялись. И раз реформаторы умели сделать "шаг назад" в таких ситуациях, значит, идеология давила на них не слишком сильно. Назначение Полеванова на пост председателя Госкомимущества, его попытка разобраться с ваучерной приватизацией, и быстрое снятие с должности подтверждают одновременно две вещи. С одной стороны, среди реформаторов появлялись люди, не отягощённые рыночным фундаментализмом, а российские органы власти принимали, когда надо, и "нерыночные решения". Следовательно, гипотеза о всесилии неолиберализма отпадает. С другой стороны, велик был вклад неидеологических интересов, которые двигали реформами, назначениями и снятиями, только прикрываясь более удобной идеологией.
В целом, проповедуемый авторами отказ от неолиберализма никак ими не обоснован и является не более чем очередной идеологической установкой, борющейся с другими за место под солнцем. Авторы цитируют американского институционалиста Гэлбрейта: «Говорящие о возвращении к свободному рынку времен Смита неправы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не могло бы выжить, согласно которому реформаторы». Непонятно, кто из ведущих реформаторов говорил у нас о возвращении к свободному рынку времён Смита, а если Гэлбрейт имеет в виду российских публицистов, то западные ничуть не лучше (когда говорят об экономических проблемах России). Что же касается «психических отклонений клинического характера», то зачем же перегибать палку? Глупость возможна на базе любой идеологии. Например, Ф.Кастро жалуется, что доллары, присылаемые кубинским родственникам живущими в США выходцами с Кубы, расходуются во вред Кубе – на приобретение дополнительного электричества. И кубинское государство теряет при этом по 24 доллара на государственной субсидии (напомним, что электричество продаётся там в 25 раз дешевле себестоимости). Кубинскому руководству можно было бы не мучиться с субсидированием производства электроэнергии и поднять его цену, а сэкономленные деньги раздать потребителям (либо напрямую, либо в виде целевых ваучеров на приобретение только электричества) - и тогда проблема злоупотребления присылаемым долларом отпадёт сама собой. Куба выбрала другой путь – за государственный счёт модернизирует холодильники, меняет лампочки и т.д. Казалось бы, далеко не очевидно, что кубинские потребители не захотят израсходовать сэкономленную электроэнергию на что-то другое (при цене «жги – не хочу»), но дело в том, что идеология кубинского руководства не позволяет рассмотреть другие методы экономии электроэнергии [9].
На самом деле, для того чтобы преодолевать узость взгляда, обусловленную неолиберализмом, достаточно иметь в обществе прослойку специалистов, думающих «не по-рыночному», хотя бы в лице тех же авторов. Проблема возникает на этапе выбора инструментов и принятия решений – проблема ответственности тех, кто по долгу службы обязан прислушиваться к разным специалистам и не принимать катастрофических по последствиям действий. Очевидно, что ни Ельцин, ни Гайдар никакими либералами не были (в отличие, например, от критика реформ Стиглица, которого цитируют авторы), а вот эффективного механизма ответственности для них не хватало. Поэтому разбираемая статья о неолиберализме «выстрелила» настолько мимо, насколько только могла.
И всё же, почему нашим обществом в целом и интеллигенцией в частности была принята неолиберальная идеология, укравшая у нас столько инструментов решения общественных проблем? Думается, ответ почти очевиден. Вопреки представлениям авторов, та или иная идеология не принимается из рациональных соображений. Это технократические решения выбираются «на основании», после тщательных подсчётов. А идеологии принимаются «по причине», которую нам и надо найти. Причина же банальна донельзя. Прежняя идеология, сужавшая наш взор в другом ракурсе и отнимавшая у нашего общества другой набор инструментов, показала свою несостоятельность на новом этапе. Конкретный анализ наиболее острых «болячек» показал, что некоторые частные проблемы можно решить с помощью рыночных механизмов. Это само по себе давило на идеологию, потому что хотелось распространить результаты узкого анализа на общий случай просто по аналогии. Попытки расширить взор и набор инструментов на базе прежней идеологии провалились. От обществоведов, которые могли расширить взор, требовали идеологической верности, а робкие попытки Косыгина использовать рыночные методы в узких сферах экономики были остановлены в самом начале. Ввиду этих неудач общество и «шарахнулось» всё сразу, как рыбий косяк, к новой идеологии. Другой подходящей на тот момент не было, а неолиберализм действительно давал ответы по наболевшим проблемам. Вот и приняли неолиберализм не как рецепт решения наболевших проблем, а как нечто более универсальное. Ну, не умеют люди, в массе своей, использовать плохо совместимые модели реальности. Избежать бы нам повторения эксперимента!
Почему шараханье не приняло столь же рациональные и умеренные формы, как на Западе при переходе к кейнсианству, а затем и неолиберализму? Авторы сами же дают ответ, точнее, указывают на то, что ответ лежит в совершенно другой сфере и никак не связан с самим по себе неолиберализмом. «Мы должны понять природу «гибридизации» западного и туземного сознания, которая порождает доктрину, доводящую травмирующие свойства реформы до состояния абсурда, несовместимого с жизнью общества», – пишут они. Но разве не то же самое, доводимое почти до абсурда, отвержение неолиберализма и рыночных инструментов, вместо конкретного анализа на базе моделей более низкого уровня, мы видим у самих авторов?
Как уже говорилось, «Прыжок в пропасть» – многоплановая статья, которая, несмотря на сомнительность главной гипотезы, поднимает важную проблему разрушительного влияния, которое может оказать зауженная идеология на развитие общества. И мы попытаемся переформулировать постановку авторами проблемы незначительной правкой (выделяя жирным шрифтом): «разговор необходим — не только о политической вине, корыстных намерениях или злоупотреблениях авторов реформы, но также о той философской и мировоззренческой основе, на которой строилась стратегия реформы и планы конкретных действий». Вслед за авторами, мы сейчас попытаемся найти «фундаментальную причину» реформаторских ошибок, хотя и прекрасно понимаем, что назвать мировоззрение более «фундаментальной» причиной, чем частные злоупотребления, можно только в рамках определённого подхода – но таковой уже выбран за нас авторами. (Конечно же, все эти споры том, может ли маленькое событие вызвать большие последствия, демонстрируют только меру нашего незнания предмета: после того как в политологическом исследовании принята объяснительная модель, называющая росчерк под президентским указом большим событием, а работу ковша экскаватора – маленьким, проблема отпадает сама собой.)
Думается, напрасно авторы искали причину в либерализме – последние 20 лет у этой идеологии хватало оппонентов, которые достаточно открыто высказывались с критикой либеральных идей. Тот факт, что к критикам не прислушались, хотя ценности и пожелания у добросовестных реформаторов и их оппонентов были совместимы, указывает на наличие более глубоко засевших мысленных конструкций, сковывавшей мышление обеих сторон. Рискнём высказать гипотезу: действительной причиной стал доставшийся от неадекватного обществоведения подход, который загнал наше мышление в ложные проблемы выбора между рынком и планом, между неолиберализмом и коммунизмом, между монетаризмом и кейнсианством, между … и … . Вся страна была настроена думать стиле «если в кране нет воды, то тому причина не конкретная поломка, а явление космических масштабов, которое и надо устранить; тогда не только вода в кране появится, а молоко потечёт». Этот подход убедил наше общество в реальном существовании каких-то там «систем», определённых только несколькими базовыми чертами, между которыми, якобы, и был выбор. Отсюда и неуместная, для конца XX века, постановка цели перейти от «плановой» системы к «рыночной» и столь же неуместные причитания об отсутствии у нас должной теории «переходных процессов». Почему неуместные? Да потому, что к концу XX века был, в целом, пройден тот этап развития обществоведения и, в частности, экономической теории, когда представление о «силе планирования» или «невидимой руке рынка» носило неявный, почти религиозный характер и предполагало реформирование «наудачу» при переходе от одного к другому. Знание о рыночных и директивных инструментах было тогда уже формализовано и дало бы разумные прогнозы, если бы страна не «переходила от системы к системе», а смотрела, что будет от применения конкретных инструментов в частных ситуациях. Конечно же, это знание ещё не вполне дошло тогда до нашей страны, но тут мы приходим к проблеме более низкого уровня. То, что «всезнайки»-реформаторы недостаточно овладели тогда методологией западной экономической науки, ещё не повод, чтобы вообще не учиться. (В конце концов, директивные плановые инструменты страна тоже так и не научилась грамотно применять: ни из какой теории плановой экономики не следует, что на фонды или товары народного потребления надо было назначать такие цены, чтобы те были в дефиците.) Правы оказались «постепеновцы», предлагавшие переходить к рынку неторопливо: хотя они и тоже видели проблему реформ в терминах «перехода от системы к системе», их линия была бы более совместима с постепенным освоением новых инструментов государственной экономической политики.
Идеологию неолиберализма тогда нужно было принять, по крайней мере, реформаторам, чтобы расширить представления государственного аппарата о доступных инструментах. «Плановая» парадигма завела страну в тупик. Беда в том, что политики, пришедшие к власти в 1991 году, не смогли отказаться от идеологии выбора между системами. Потому и не прислушались они к предупреждениям оппонентов, что тоже мыслили в идеологии выбора между системами, а не в идеологии расширения доступных инструментов. И думали, что если к новой системе как можно скорее не перейти, то старая вернёт всё на круги своя, – оттого и спешили. И были отчасти правы в своих опасениях, потому что оппоненты были точно такие же, только с обратным знаком. Посмотрите на рассуждение авторов разбираемой статьи о «странных аттракторах»! По научной обоснованности это ничуть не лучше «невидимой руки» Адама Смита или «замене управления людьми управлением вещами» Фридриха Энгельса, а как же видна вера во всесильную систему, которая-де приводила к результатам независимо от воли реформаторов в конкретных поступках! Наверное, в образе «странного аттрактора» и есть рациональное зерно, как и в образе «невидимой руки», но на данном этапе «невидимая рука» научно формализована, а «странный аттрактор» в обществоведении – нет. Авторы же обращаются со смутными гипотезами так, как будто это уверенное знание.
Читатель наверняка спросит: а не подсовываем ли мы обществу новую, никак не обоснованную научно идеологию постоянного и потому утомительного выбора инструмента в конкретных ситуациях вместо более простой идеологии выбора наилучшей «системы» из возможных? (С оговоркой, что выбирать нужно будет не всё время, а реже – при обсуждении вопроса о смене инструмента.) И да, и нет. Да – потому что опыт нашего прошлого подсказывает, что страна уже вдоволь нахлебалась от всевозможных «строителей светлого будущего», лучше переключиться на решение текущих проблем. Новую идеологию предлагается принять, как и любую другую до этого, не в результате строгого научного обоснования, а как итог нескольких подряд неудач в попытке использования предыдущей. Обжёгшись на молоке, дуют на воду. Нет – потому что переход к новой идеологии и так уже идёт в России полным ходом, просто не все ещё это осознали. Новая идеология принята исподволь и не в том срезе, в котором противостояли «рыночность» и «плановость». Невозможно не заметить, насколько более приземлённым и конкретным стал общественный диалог по острым проблемам за последние годы, достаточно сравнить телевизионные дискуссии с участием депутатов Госдумы! Отставные реформаторы гордо объявляют это следствием состоявшегося бесповоротного перехода к рынку, так что разговор идёт только о мелких реформах уже построенной рыночной «системы». Но более правдоподобна другая версия: бывшие сторонники «плановой системы» потихоньку заметили преимущества использования рыночных механизмов в целом ряде случаев, бывшие сторонники «рыночной системы» видят эффективность плановых инструментов в других случаях; те и другие убедились в невозможности однозначно классифицировать экономики разных стран на «рыночные» и «плановые». И предмет разговора о преимуществах «плана вообще» и «рынка вообще», кейнсианства или неолиберализма исчерпан. «Начались суровые будни».
1. Советская Россия, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ, 4 Сентября, 2007 года. http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1412 .
2. http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/encyclo/9/ideology.htm ; более развёрнутое объяснение понятия идеологии можно найти, например, по адресу http://www.emc.komi.com/01/09/005.htm .
3. http://www.zvezda.ru/web/news5803.htm , буквально было сказано следующее: «Все страны мира без исключения, богатые и бедные, могли бы сэкономить триллионы долларов на капиталовложениях и топливе, просто сменив все лампочки накаливания на люминесцентные – нечто, произведенное Кубой во всех жилищах страны».
4. http://left.ru/2007/12/castro164-2.phtml , буквально было сказано следующее: «Это имеет большое значение, когда будут обсуждать, почему мы должны оплачивать 300 киловатт, которые можно было купить за один доллар, и покупают за доллар 300 киловатт, на производство которых страна тратит 25 долларов в конвертируемой валюте». «Там, в Соединенных Штатах, платят за электричество 12 и даже 15 центов за киловатт. Здесь платят меньше одного цента доллара. Как это покупается? Ну, за один цент, если действительно потребляют менее 300, сегодня за один цент покупают 3 киловатта».
5. М.Кудрявцев, Р.Скорынин. Политэкономия российский реформ, 2007. (См. также М.Кудрявцев, Р. Скорынин. Структурные перекосы российской экономики: кризис и преодоление.)
6. Дж. Стиглиц. Глобализация: тревожные тенденции. М.: "Мысль", 2003.
7. М.Алле. Экономика как наука. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. - 168 с. - (Современная экономическая мысль).
8. Ф.Хайек. Дорога к рабству. М:"Экономика", 1992.
9. http://left.ru/2007/12/castro164-2.phtml . Обратим внимание, что во многом адекватная идеология не позволяет Ф.Кастро сосредоточиться на всестороннем анализе узкого вопроса об экономии электроэнергии, что, по-видимому, и приводит к непродуманным рецептам:
«Это имеет большое значение, когда будут обсуждать, почему мы должны оплачивать 300 киловатт, которые можно было купить за один доллар, и покупают за доллар 300 киловатт, на производство которых страна тратит 25 долларов в конвертируемой валюте.
Смотрите, как злоупотребляют долларом, присылавшимся на Кубу. Если у вас старый холодильник и этот холодильник лишился термостата, он стоит кубинскому государству семь долларов в месяц. Одним из наших способов экономии энергии станет то, что исчезнут все холодильники без термостатов, не потому, что мы их заберем и отправим на металлолом, а потому, что поставим в них термостаты, а также герметизирующие прокладки, чтобы не выходил холод, потому что мы обнаружили, что они потребляют семь – восемь миллионов киловатт в день, трудно подсчитать, сколько миллионов мы сможем сэкономить таким образом, вложив 10 миллионов на приобретение термостатов, мы не знали этого и обнаружили по мере того, как стало дорожать топливо, что дороже стоит произвести один киловатт.
В таком случае что происходит с электричеством?
Возможно, у кого-то больше термостатов, чем у нас, поскольку они не жили в условиях блокады, в каких живем мы, кубинцы. Блокада, в условиях которой они живут, – другая, более страшная, это – блокада, порождающая неграмотных, блокада, порождающая истощенных, голодных, детскую смертность, материнскую смертность, сокращение продолжительности жизни, – вот демократия, которая их привела к этому. Эта блокада страшнее экономической, и такой блокады здесь уже давно нет, поэтому-то мы можем даже девальвировать доллар. Смотрите, какое чудо! И они не могут протестовать, потому что кто может от нас требовать, кто может от нас требовать, чтобы мы платили по 25 долларов за киловатты электроэнергии, которые покупаются за один доллар, присланный оттуда? И кто посылает эти доллары? Неграмотные батраки? Нет. Они получили с Кубы не неграмотных. Эмиграция, прибывшая с Кубы, состояла из множества людей с высшим, со среднетехническим образованием и из многих бывших землевладельцев и буржуа, умевших заниматься бизнесом.
Эмиграция, получающая наибольшие доходы в Соединенных Штатах, – это кубинская, намного больше, чем доминиканская, гаитянская или из любой другой латиноамериканской страны.
А, хорошо, у нас есть собственная валюта. Мы изъяли доллар из обращения, заменили его конвертируемым песо. Сейчас мы приступаем к ревальвации нашего песо и ревальвации нашего конвертируемого песо, обоих видов валюты. Один шаг в одном направлении, другой – в другом. Так что теперь доллар действительно девальвировался по сравнению с нашим конвертируемым песо, и все, у них нет аргументов.
Что теперь означает эта девальвация? То, что раньше на 1 доллар покупались 27 песо, а сейчас только 25. Эту меру мы можем применять столько, сколько будет необходимо.
Какой удар мы можем нанести бедному доллару. Там, в Соединенных Штатах, платят за электричество 12 и даже 15 центов за киловатт. Здесь платят меньше одного цента доллара. Как это покупается? Ну, за один цент, если действительно потребляют менее 300, сегодня за один цент покупают 3 киловатта.
Какое преступление против доллара мы совершили! Какая ужасная жалоба! Какой вандальский акт мы совершили, попросив их, чтобы за один доллар они платили больше! Мы его почти не тронули, мы едва коснулись его лепестком розы. Сейчас мы можем коснуться его лепестком розы, но, если захотим, то можем коснуться его и рашпилем, приласкать доллары лепестками или подточить их.
Как чудесно не принадлежать к Валютному фонду! Как чудесно, что нам не надо просить помощи у этого учреждения в этом меняющемся мире!»
Мигель
http://miguel.enjjoy.ru/node/10538
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |