Со времен Просвещения утвердилось мнение что: во-первых, поведение человека это реакция на внешние стимулы, во-вторых, процесс мышления протекает внутри человека и является внутренним, индивидуальным делом. Оба утверждения неверны. Мышление имеет свою внутреннюю динамику построения и проигрывания символических моделей, и активно ищет стимулов когда их недостаточно для решения задачи. Так водителе ль ведет пальцем по карте, моделируя свое будущее движение. Символическая модель, получаемая взаимодействием пальца, символизирующего автомобиль, и карты, символизирующей местность, поставляет разуму необходимые внешние стимулы, которыми не могли бы снабдить водителя его органы чувств.
Авиаконструктор, испытывая модель самолета в аэродинамической трубе тоже активно ищет недостающих внешних стимулов, играясь со своими моделями. Сам процесс мышления явление не внутреннее, индивидуальное, а социальное. Он происходит не в сознании, а на бумаге, компьютерном экране, в аэродинамической трубе. Символы, от слов родного языка до материальных предметов вроде карандаша и бумаги, костяшек на счтетах, микропроцессора в калькуляторе общественны и внешни по отношению к сознанию. Ребенок сначала читает вслух и лишь потом учится читать про себя, исторически чтение про себя появилось только в позднем средневековье. Считать дети начинают на пальцах и счетных палочках, да и взрослые пользуются карандашом и бумагой чтобы произвести действия с большими числами столбиком. Даже когда они делают это «в уме», то мысленно производят все те же символические операции. Язык вроде Апареш, в котором числительных только два: «один» и «два» становится серьезным препятствием для освоения математики. Чтобы сказать на Апареш «три собаки» приходится говорить «одна и две собаки» и т.п. Но из-за неудобства данной символической системы очень быстро собак становится «много» и математика на этом кончается. Раньше считалось, что такой язык есть следствие, а не причина слабости в математике, но сейчас надежно установлено обратное. Кроме того, общеизвестно как повредила развитию алгебры, да даже и арифметики римские цифры. А уж греков и римлян даже самый ярый евроцентрист не назовет недочеловеками.
В начале двадцатого века предрассудки Просвещения начали преодолеваться усилиями специалистов, прежде всего, американских. Например, Вальтер Липпман показал что информации поставляемой человеческими органами чувств никак не достаточно для рационального поведения в современном сложном глобальном обществе, а следовательно и классические формы демократии, основанные на предположении о всеведущем человеке, который сам лучше кого бы то ни было может судить о своих интересах, должны быть кардинальным образом пересмотрены.
Однако, развеяв миф о всеведении человека, мыслители данного направления почти полностью упустили роль моделей, которые при условии адекватности действительности восполняют человеку ограниченность его органов чувств и мыслительных способностей. Липпман и его последователи считали, что решение сложных общественных проблем дело специалистов, а удел простых смертных доверять специалистам и стремиться обеспечить наилучший доступ к как можно более адекватной и удобной в использовании информации. В практическом же плане все это вылилось в доктрину манипуляции сознанием, когда обществу предлагаются заведомо неадекватные и устаревшие идеологические модели, но главное, общество управляется при помощи эмоций. Человек самое эмоциональное живое существо и эмоции очень быстро перегружают поток ввода информации, мешая сознанию строить и проигрывать символические модели реальности. Во всех культурах поток эмоциональных стимулов жестко ограничен определенным коридором. Их должно быть достаточно для здорового функционирования сознания, но не слишком много, так чтобы работа разума не нарушалась. Именно в этом свете следует рассматривать жесткие культурные ограничения на публичную демонстрацию сексуальности или трупов. И то и другое легко вызывает запредельный уровень эмоций, грубо нарушая работу сознания. Именно эти приемы, запрещенные законодательно в «цивилизованных странах» преднамеренно применяют против нашего народа нынешние российские СМИ, особенно телевидение. От этого мысли становятся короткими, разорванными и легко направляются в нужное манипуляторам русло.
В нашем случае, когда смертельную угрозу обществу несет разрушение экономики необходимо радикально пересмотреть также и экономические доктрины созданные философами Просвещения. Мышление человека является общественным и культурным, а не индивидуальным и натуральным процессом. Оно заключается в работе с символическими моделями. Поэтому, подсунув обществу ложную модель, заменив символы, можно радикально изменить мышление общества, а зачастую уничтожить его. Это крайнее проявление подмены символов и символических моделей получило название информационной войны, о которой можно часто услышать от западных политиков, вплоть до президента США. Представьте себе, что сделает с преподаванием математики в школе насильственное введение языка Апареш, или переход на римские цифры! А операции такого масштаба с легкостью проводят некоторые политики на просторах бывшего СССР, например, вводя латиницу вместо кириллицы. В приложении к народному хозяйству переход на рыночную модель биологических потребностей и регулируемых ими спроса и предложения вызвал немедленный обвал производства. Например строительство жилья моментально сократилось вдвое. Те же люди, перейдя на другую символическую модель, взяв в руки другую карту, стали строить для себя меньше жилья чем ежегодно выходит из строя из-за обветшания. В 27 раз снизилось производство тракторов. Мы помним, как подсунули нам фальшивую карту в этом случае. Академик Абалкин заявил, что в СССР слишком много тракторов, потому что мы производим тракторов больше чем США. Ведя пальцем по этой «карте» общество идет к полному разрушению сельского хозяйства и потере экономической самостоятельности, когда внешние силы могут предъявлять стране любые условия шантажируя страну голодом. Стоит взять другую карту – международную статистику по количеству тракторов на гектар пашни и общественное мышление стало бы двигаться в противоположном направлении. Ведь в СССР на гектар было в 7 раз меньше тракторов чем в Польше, в 12 раз меньше чем в Германии, и в 80 раз больше чем в Японии. Но в наших климатических условиях сроки проведения сельскохозяйственных работ предельно сжаты. Там где немец может маневрировать с посевом или уборкой в диапазоне порядка месяца, а американский 2-3 месяцев, получая 1-3 тракторо-месяца в год на трактор, наш крестьянин имеет лишь 2 недели, получая в период пиковых нагрузок лишь половину тракторо-месяца на трактор. То есть при той же организации хозяйства ему понадобилось бы в 8 раз больше тракторов чем в США, и вдвое больше чем в Германии.
Необходим новый взгляд на роль символов и символических моделей в человеческом мышлении, необходим учет того, что мышление является не индивидуальным биологическим, а общественным культурным процессом Необходимо уделять огромное внимание «гигиене» культуры, образов и символов. восстановить культурные барьеры ограничивающие возможность играть на эмоциях в целях оздоровления нашего общественного мышления. Без этого невозможно ни восстановление хозяйства, ни существование России, ее народа и культуры на исторически заметный срок.