Необходимо срочно выработать, сформулировать и занять правильную позицию России по ситуации вокруг Южной Осетии.
Для этого предлагаются тезисы «Великий Кавказ», которые могли бы стать рабочим материалом для разработки Стратегии России на Кавказе.
1. Начиная с июня с.г., после резкого обострения ситуации вокруг Южной Осетии, невозможно полноценно отстаивать позиции России в мире и на Кавказе без определения и формулирования Стратегии России на Кавказе, без своего рода «Кавказской доктрины». «Кавказская доктрина» должна обозначить курс России на мировую державу и показать Кавказ как важнейший элемент в мировой геометрии российского присутствия.
2. Стратегия России на Кавказе состоит в том, чтобы Кавказ из пространства «балканизации» Евразии (по Зб. Бжезинскому) был восстановлен в качестве региона обеспечения стратегической стабильности Евразии, региона мира, развития и процветания.
3. Россия считает Кавказа особым новым регионом, который, в соответствии с его ситуацией, историей и предназначением является «Великим Кавказом» (The Greater Caucasus). Россия выдвигает проект «Великий Кавказ», который должен создать пространство развития, в частности, опережающего инфраструктурного и гуманитарного развития. Россия приглашает все государства доброй воли присоединиться к этой инициативе.
4. Успех России и всех государств региона в историческом деле построения «Великого Кавказа» имеет всеобщее значение, поскольку процветающий Кавказ будет представлять пример нового миропорядка в 21 веке. Кавказ вместе с прилегающими к нему территориями, включая два моря — Черное и Каспийское, является самостоятельной всемирно-исторической сущностью, многовековой реальностью и требует единства всех составляющих Кавказ государств, создания единых проектных и инвестиционных пулов, а также недопущения военной интернационализации Кавказа и присутствия на Кавказе чужих вооруженных или парамилитарных сил.
5. Россия исторически является ведущим участником «Великого Кавказа». Это определяет абсолютную нетождественность любых форм присутствия в странах региона России или иных государств Кавказа — и эксрегиональных (или по терминологии RAND «far-off states») государств типа США и Великобритании. Факт агрессии США и Великобритании против Ирака делает ещё более очевидной нелегитимность эксрегионального присутствия на Кавказе.
6. Южная Осетия во всех отношениях является «знаковой» территорией, на которой и вокруг которой решается судьба не только постсоветского пространства, России и Грузии, но и всего мира. Принцип и методология решения кризиса вокруг именно Южной Осетии определит миропорядок первой половины 21 века.
7. Россия рассматривает конфликт между Тбилиси и Цхинвали как геостратегический, за которым стоят интересы и прямые действия ведущих стран мира. М. Саакашвили является на данный момент несамостоятельным представителем США, Великобритании и Турции, которые содержат правительство Саакашвили и имеют прямое военное присутствие в Грузии — т.е., фактически, ещё и представляет НАТО. Таким образом, мы имеем дело не с форматом частного внутригрузинского конфликта, а с форматом геостратегического противостояния, осуществляемого извне в целях проведения нелегитимной и нарушающей основы международного права силовой интернационализации ситуации на Великом Кавказе.
8. Речь должна идти, прежде всего, о территориальной целостности единого по истории, культуре и отношению к России осетинского народа, который сегодня оказался в состоянии так называемой «разделенной нации». Подтвержденная история единого осетинского народа и его особой государственной организации составляет почти 250 лет (с 1774 года, как минимум). Здесь необходим перевод этой историко-культурно-правовой реальности в законодательно оформленный в рамках международного права акт, который мог бы быть принят на возможном съезде Осетинского народа. Тринадцать лет с момента распада СССР показали, что Грузия не в состоянии построить ответственное государство. В этой ситуации претензии Грузии на механическое присоединение Южной Осетии в целях якобы восстановления своей территориальной целостности не являются обоснованными ни исторически, ни гуманитарно, ни юридически.
9. Ситуация Южной Осетии абсолютно нетождественна ситуации Чечни. РФ является правопреемником СССР, а Грузия — одной из многих республик СССР, которая так и не сумела построить национальное государство. Нациостроительство или нацибилдинг по-американски (http://www.kroupnov.ru/5/59_1.shtml ) здесь далее недопустим.
10. Действия Грузии не являются действиями суверенного государства, поскольку инспирированы прямой и косвенной военной и иной поддержкой США, Великобритании, а также других стран НАТО . Поэтому Россия вынуждена иметь дело с попытками прямой интервенции иностранных государств по отношению к населению, большая часть которого является гражданами Российской Федерации и которое находится в состоянии гуманитарной катастрофы. Российская Федерация выражает недоумение по поводу несогласованных с российской стороной и в целом недружественных действий США и Великобритании.
11. Режим М. Саакашвили уже несколько раз нарушил суверенитет Российской Федерации (например, захватив имущество МЧС России), поэтому формат любых переговоров руководства РФ с руководством Грузии должен строиться на базе признания и должной оценки данного факта. Грузия должна принести извинения и выплатить компенсацию за произведенный ею ущерб российскому суверенитету.
12. Мировое сообщество обязано оценить беспримерные выдержку и терпение руководства РФ, которое неизменно прилагало и прилагает бескорыстные усилия по поддержанию мира и стабильности на Кавказе, по недопущению кровопролития, и которое находит в себе силы не применять симметричных действий в ответ на провокации грузинской стороны. При этом следует учесть факт многолетнего нарушения грузинской стороной элементарных норм международных отношений по отношению к России, что выражалось и до сих пор выражается, в частности, в поддержке чеченских боевиков.
13. Россия действует на Кавказе как ключевая кавказская держава, держава Великого Кавказа, в целях принципиально разрешения конфликтов в интересах всех кавказских народов, включая русский народ. Тем самым, инициируя построение нового справедливого мирового порядка на Кавказе, Россия действует и выступает как мировая держава. Любые разговоры об «имперскости» России являются целенаправленной дезинформацией, задача которой состоит в том, чтобы замаскировать и скрыть исключительно имперские действия США и Великобритании.
14. Восстановление Чечни невозможно без реализации стратегии России на «Большом» Кавказе. Только процветание Великого Кавказа обеспечит процветание Чечни (см. «План по Кавказу»).
15. Чрезвычайно важным является гуманитарно-социальный и экономический аспект российской стратегии на Кавказе. Так, главным источником финансирования и обеспечения социальных гарантий в Южной Осетии является Россия, а не Грузия. Этот социально-экономический фактор также во многом определяет геостратегическую перспективу Южной Осетии. Во-первых, гражданами России является большая часть населения Южной Осетии. Далее, именно Россией проводится пенсионное обеспечение, оказание иной социальной и правовой помощи российскому и русскому населению Южной Осетии, организация обучения в ВУЗах РФ выпускников школ из Южной Осетии, обеспечение медицинской помощи и реабилитации жителей республики, организация в РФ оздоровительного отдыха детей, поддержка образования на русском языке, благотворительная помощь, развитие экономических, культурных и религиозных связей с Россией.
16. Если Грузия будет продолжать свои провокации, то РФ и мировое сообщество вынуждены будут сделать вывод о том, что в лице нынешнего руководства Грузии они имеют дело не только с правительством, которое получает жалование на своё содержание от иностранных государств, но и которое принципиально не способно строить современное государство — т.е. является, по международной классификации, несостоявшимся государством, («failed» or «failing» state), которое, соответственно, может быть взято под внешний патронаж и управление.
17. Концепция «территориальной целостности Грузии» является не только произвольной, не отражающей исторические, правовые и этнокультурные реалии, но и выступает прямым инструментом реализации доктрины нациостроительства (nation-building) администрации США. США как гиперимперия представляет мир в виде мозаики полностью зависимых от США национальных государств и реализует данный проект в Грузии и Ираке.
18. Россия исходит из необходимости добиваться на Кавказе мира и процветания, опережающего инфраструктурного и гуманитарного развития. Поэтому Россия предлагает инициативу «Великий Кавказ (The Greater Caucasus) — регион развития и процветания» и приглашает все миролюбивые государства мира присоединиться к данной инициативе.