Геополитическое четвертование России и приобретение Российской Федерацией нового статуса – статуса долгосрочного младшего союзника США – это, безусловно, лишь один из аспектов форматирования страны, предпринимаемого западным сообществом в настоящий момент. Гораздо более важным представляется воздействие на духовный облик России. Крушение нравственности, отказ от патриотизма и интеллектуальная деградация – это частности. Основной замысел, основная цель воздействия – уничтожение «старой», собственно русской, идентичности народов России и создание новой, которую, мы, во избежание излишней эмоциональности, и назовем условно – новая идентичность.
Текущее положение дел в мире заставляет нас говорить о новой форме глобального конфликта, которая вошла в обиход под названием «Пятая мировая война», выделяя в качестве ее существенной особенности использование консциентального (манипулирующего, влияющего на сознание) оружия и направленность военных действий на изменение качества человеческого материала по всему миру. В рамках этой войны осуществляется, в частности, программа «нацибилдинга» и реализации идентификационного управления народами мира.
Программа превращения человечества в единый, глобальный социум подразумевает использование самого широкого спектра приемов и доктрин. Но лидирующая роль здесь, безусловно, принадлежит консциентальному оружию. Необходимо подчеркнуть, с одной стороны, огромную и все возрастающую важность информационной сферы жизни общества как основного театра боевых действий в современном мире, а с другой – столь же огромное по темпам расширение этого театра, включение в него всей жизни общества и, таким образом, превращение его в отдельный квазимир. Информационное поле становится всеохватывающим, опосредующим любую активность членов социума и все более самодостаточным (при том, очевидно, что полной самодостаточности оно достичь не может). Воздействие через информационную сферу, следовательно, приобретает принципиально новые качества в современном мире. Тотальность этого воздействия позволяет в буквальном смысле слова создавать новых людей, изменяя их сознание. Человека не склоняют более сделать что-то, ему дают установку быть кем-то (понятное дело, кем-то отличным от того, что он есть на самом деле).
С этим вызовом Россия столкнулась, будучи совершенно неподготовленной. Более того, есть основания полагать, что именно Россия стала тем подопытным кроликом, на котором консциентальное оружие было испробовано как основное оружие ведения боевых действий.
Приход к власти В.В.Путина, как уже отмечалось, ознаменовал собой начало нового этапа в истории Российской Федерации. Более всего это проявилось на информационном пространстве страны. Именно здесь максимально отчетливо проявились черты нового общества. Попытаемся выделить некоторые важнейшие черты российского информационного пространства в период пребывания В.В.Путина у власти, а потом дадим небольшой анализ сложившейся в стране ситуации в категориях теории социальных систем.
Сама фигура В.В.Путина явилась очень мощным фактором деструктивного воздействия на общественное сознание в России. Уже хорошо изучен образ В.В.Путина, который сложился у большей части тех, кто за него голосовал. Это образ сильного государственного мужа, образ государя (в западных СМИ – образ «царя»). Более того, надо сказать, что этот образ сейчас – политическая мода. «Патриотизм», национализм и борьба с олигархами стали практически необходимыми пунктами программы любого субъекта, который помышляет о существенной роли в политической жизни страны. Миф о В.В.Путине как сильном государственнике нашел такую благодатную почву в массах, что развеять его, кажется, не способны никакие заявления самого президента. Для беспристрастного наблюдателя В.В.Путин и его окружение предстают как менеджеры, руководители западного толка, не претендующие на то, чтобы иметь общую судьбу с Россией, на то, чтобы идентифицировать себя с российской государственностью. Однако неоднократные заявления президента РФ о приверженности либеральным ценностям, о готовности продолжать реформы любой ценой и проч. – все это остается как бы за кадром, не воспринимается массами (хотя, с другой стороны, либералы видят именно то, что должен был бы видеть каждый, и принимают В.В.Путина как своего). Шизофренизация общественного сознания в связи с образом президента имеет свое логическое продолжение в представлениях о путях российской государственности.
Осуществляемый в настоящий момент курс на сдачу позиций России в мире, на продолжение реформ во всех сферах жизни общества может быть охарактеризован, прежде всего, как курс несамостоятельный – и в том, что касается его происхождения, и в том, что касается его реализации. Этот курс, который можно назвать курсом на нормализацию России, представляет собой программу действий по превращению страны в рядовое государство, способное в соответствии с отведенной ему ролью участвовать в интеграционных процессах, проходящих сейчас в мире. Под этими процессами подразумевается «полноценное» вхождение России в сообщество «цивилизованных» стран (западное сообщество) как в политическом, так и в экономическом плане (что, безусловно, означает уничтожение России как цивилизации). Для обеспечения легитимации тех изменений, которые произойдут в России в процессе этой интеграции, необходимо соответствующим образом трансформировать общественное сознание русских.
Средствами пропаганды народ убеждают, что Россия под руководством В.В.Путина берет курс на построение сильной государственности: в качестве целей обозначаются рост ВВП, рост благосостояния граждан и т.д. Россия (через своих «хозяйствующих субъектов») осуществляет ряд мер по обозначению своего присутствия в Восточной Европе («газовый конфликт» с Беларусью). Россия играет существенную роль в «бескровном» решении конфликта в Грузии и в Аджарии. Гражданин России становится министром экономики Грузии, а Газпром ведет переговоры, по результатам которых его роль в функционировании энергетической системы этой страны может стать решающей. Россия признается «равноправным» партнером НАТО, участвует в заседании G8 и в других мировых форумах высшего уровня. РФ демонстрирует существенный рост ВВП и других макроэкономических показателей. Президент В.В.Путин ставит перед собой и перед страной амбициозные задачи на будущее.
Соответствующее освещение всех этих событий в СМИ всех ориентаций и масштабов создает впечатление общего повышения роли России в мировой политике, улучшения экономической ситуации в стране и проч.
Однако на деле Россия утрачивает все свои позиции в Средней Азии, теряет реальный (военно-политический) контроль над Грузией, не находит адекватного ответа на расширение НАТО и ЕС на восток, проявляет бессилие в борьбе за права русских в Прибалтике, в борьбе за сохранение устойчивости на Северном Кавказе в конфликте официальной Грузии и Аджарии. Население России продолжает сокращаться, приходит в негодность система ЖКХ, разваливается армия. Спецслужбы демонстрируют полную некомпетентность в своей сфере. Контроль над российским Северным Кавказом становится все менее прочным. Рост ВВП во многом обусловлен лишь ростом мировых цен на энергоносители. Уровень жизни в провинции продолжает понижаться.
Переход к новой идентичности россиян предполагает понимание существующих тенденций развития страны как позитивных, свидетельствующих об успешности государственного строительства. Разговоры об укреплении государственности, о создании сильной и процветающей России имеют теперь совсем не тот смысл, какой ранее вкладывался в эти понятия. Речь идет об укрепления новой государственности, о закреплении сегодняшних тенденций. По мнению ныне правящих элит, идеал, к которому должна стремиться Россия, — это союзник США, полноправный член мирового сообщества, член ВТО и т.д. Эта «новая идеальная Россия» выполняет отведенную ей роль регионального фактора безопасности, втягиваясь в локальные конфликты по периметру своих границ, и борется, совместно с мировым сообществом, против вызовов, которые встают перед глобальным миром – таких как мировой терроризм, отсутствие демократии в некоторых частях земного шара и проч. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо соответственно учиться рынку и демократии, терпеливо трудиться и терпеть некоторые лишения.
Вырисовывается следующая схема. Полный крах России в конце правления Б.Н.Ельцина был использован для приведения к власти В.В.Путина, который, на базе иллюзорных представлений о нем как о «добром царе» (которые, надо отдать должное «имиджмейкерам», опираются на целый ряд реальных мер и заявлений, сделанных президентом) обеспечивает легитимацию «новой России» – новую идентичность. Перед страной ставятся новые задачи (лишенные «имперских амбиций»), вводятся новые критерии оценки ситуации, появляются новые «радости» и новые «печали». Президент, понимаемый как истинно русский государь, продолжает курс на реформы, делая сами реформы путем к истинно русской государственности. Именно в этом смысле В.В.Путин – крайне опасное для России явление.
Курс на «нормализацию» России как курс несамостоятельный осуществляется путем использования прямых заимствований у западного сообщества в самых разных сферах жизни общества. И наиболее характерным явлением в этом смысле является российское телевидение и шоу-бизнес. Буквально все, что мы видим на телеэкране – это прямая копия западных медиа-проектов. Западные стандарты являются единственными в деле организации как эфира вообще, так и отдельных мероприятий в частности. То же мы видим и в сфере образования. Однако все это подается, непременно, как «духовное возрождение» России, как поднятие отечественного шоу-бизнеса (и образования) на качественно новый уровень, приведение его в соответствие с мировыми стандартами.
Ошибка русских патриотов заключается в том, что они, ссылаясь на очевидную бредовость таких заявлений, не воспринимают их как серьезный фактор культурной жизни страны. В то время как в общественном сознании все более прочно устанавливается представление об идентичности западного форматирования русской культуры и духовного возрождения России. Это еще одно мощное средство создания «новой России».
В высшей степени надежным показателем формирования новой, «нормальной» российской государственности является театрализация политики. Политика перестала быть средством борьбы за реализацию различных проектов, ареной борьбы идей. Политика, во-первых, была интегрирована в шоу-бизнес (или сама стала отдельным шоу-бизнесом). Политика, во-вторых, стала системой, которая смогла включить и власть, и оппозицию. Информационное пространство российской политики содержит огромное количество ложных альтернатив, которые обеспечивают всякого политически активного человека достаточным количеством ничего не значащих конфликтов, в которых можно почувствовать себя настоящим «борцом за правду». Это, между прочим, — важнейший шаг к приведению политической жизни страны в соответствие с западными стандартами – в состояние, характеризуемое ничего не значащей и не способной ничего изменить политической активностью граждан.
Отталкиваясь от вышесказанного, можно попытаться выразить суть происходящего в России в категориях теории социальных систем. Конкретней – рассмотрим влияние разрушительного воздействия прозападных сил на ориентации российского общества.
Т.Парсонс выделяет мотивационную ориентацию, которая суть ориентация на улучшение баланса удовлетворенности — неудовлетворенности действующего лица; и ценностную ориентацию, которая касается содержания самих стандартов выбора.
«Ценность – элемент общепринятой символической системы, используемый в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации».
Мотивационная ориентация делится на катектический (определяет содержание взаимообмена лица с миром объектов), когнитивный (познавательное схематизирование – определение соответствующих аспектов ситуации в их отношении к интересам действующего лица) и оценочный (порядок выбора из альтернативных суждений относительно того, чем данный объект является или что он значит) аспекты.
Уже со времен перестройки (или даже еще несколько раньше) мотивационная ориентация советского общества была нарушена во всех трех аспектах. Неспособность понять свой интерес, неспособность проинтерпретировать обстоятельства с точки зрения своего интереса и применение ложных (заимствованных) стандартов отбора имеющихся альтернатив интерпретации, в совокупности образующие явление ложного ожидания, способствовали активному вовлечению масс в уничтожение своей же страны и – далее – принципиальной невозможности придти к общему знаменателю в дискуссиях о пути России в 90-х годах ХХ века. При этом, важно отметить, в обществе (на уровне общества как системы) функционирующей культурной традицией (традиция, являющаяся частью реальной системы действия) была не русская, а западная. Причем, воздействие этой культурной традиции по мере разрушение традиционных структур общества все более широко и глубоко проникало на нижние уровни иерархии – в частные социальные системы (от профессиональных и территориальных групп до семьи).
Текущий момент характеризуется размыванием, верней, прямой подменой, ценностных ориентаций, которых существует три вида: когнитивная (включает стандарты отбора когнитивных суждений мотивационной ориентации), оценочная (включает стандарты для выбора из катектических альтернатив мотивационной ориентации) и моральная (является синтезом, интеграцией когнитивных и катектических стандартов при выборе альтернатив, устанавливает стандарты для рассмотрения всех иных, более частных оценок).
Мотивационная ориентация является основой для анализа проблем, которые связаны с интересом действующего лица. Ценностная ориентация является основой, обеспечивающей удовлетворительное решение этих проблем.
В результате продолжительного отсутствия собственно русской функционирующей на уровне общества как системы культурной традиции и наличия на этом уровне западной, весьма активными стали процессы разрушения «старой» ценностной ориентации и формирования новой. Именно здесь найдется (верней, уже нашлось) применение постмодернизму как оружию массового поражения.
Дело в том, что воздействие на оценочную ориентацию означает прямой доступ к воздействию на самоидентификацию и субъектность, поскольку, в некоторой степени, компоненты ценностной ориентации являются необходимыми элементами самоидентификации. Невозможно отделить от субъекта те стандарты, которые им применяются при определении критериев истины, так же как и стандарты, применяемые им при определении критериев полезности для общества (то есть, критериев добра и зла), так же как и моральные стандарты – те, исходя из которых, субъект делает выбор и собственно действует. Если изменить эти стандарты, то прежний субъект прекращает существование и уступает место новому.
Уничтожение субъектности русских, способности их понимать себя как себя станет последним шагом в уничтожении России как цивилизации и превращении ее в «нормальную» страну. О том, какие перспективы этот вызов дает русскому патриотическому движению, куда при реализации пессимистического сценария это движение может деться, а также о том, как внутренний образ «новой России» будет уживаться с ролью ее в мировой политике, читайте в следующей статье цикла.
www.glazev.ru