Ж.Бодрийар еще в 1970 году в своей книге «Общество потребления» отмечал, что в атмосфере массового производства, предполагающего массовый сбыт, тема секса или, как он писал, «сексуальный взрыв» и «эскалация эротизма» являются естественными проводниками рекламы и находятся на первой полосе, и «ни один миллиметр эрогенных зон не остается неиспользованным». А известный экономист Дж. Гэлбрэйт американскую рекламу воспринимал так: «никто не может соперничать с США в производстве аморальной телепродукции». Когда в 2006 году в Австрии стала известной история Н.Кампуш, похищенной еще ребенком и через восемь лет сумевшей убежать от своего похитителя, все телеканалы, газеты, издательства начали осаждать ее и предлагать за большие гонорары поделиться своими воспоминаниями о жизни в заточении. При этом во время телевизионного интервью их интерес фокусировался исключительно на интимной стороне отношений похитителя и девочки. Даже психиатрам пришлось выступить в печати и осудить чисто коммерческую и неэтичную позицию организаторов этих интервью. И все это потому, что для СМИ общества свободного рынка женщина существует только как половой объект, как если бы секс был единственным мотивом и источником интереса к ней.
После показа по телевидению судебного разбирательства одного шумного убийства белой женщины в США, в котором был замешан чернокожий спортсмен Дж. Симпсон, хозяева телеканалов увидели, что такие передачи позволяют собрать большие аудитории и тем самым повысить свой рейтинг, пошел самый настоящий вал передач с участием осужденных преступников, которые рассказывали подробности своих преступлений. Усердствуя в показе сцен насилия, хозяева телевидения превратили его, как писал Э. Фромм, в домашний мини-Колизей. А еще один автор утверждал, что девиз тружеников телевидения: «если кровь течет, то дела наши идут хорошо». Молодое же поколение, являясь эмоционально незрелым, воспринимает все это насилие как норму, а их сознание и психика воспитываются в этой обстановке как в естественных условиях. Поэтому не случаен более высокий рост тяжких преступлений, совершаемых в «цивилизованных странах» малолетними, нежели взрослыми. Также не случайно, что в Швеции (тихой Швеции, а не в США) на вопрос: «Люди появляются на свет, рождаясь, а каким образом они заканчивают жизнь?» 60% 6-10-летних ответили: «Их убивают».
В США телевидение больше, чем в какой-либо из промышленно развитых стран присутствует в домашней обстановке. В 42% американских семей с детьми телевизор практически не выключается. Средний американский ребенок ежедневно смотрит телевизор в течение 6 часов и 32 минут. Причем, как отмечают специалисты, чем люди беднее, тем больше они смотрят телевизор и более подвержены его влиянию. Поэтому, считают специалисты, насилие в реальной жизни в этой стране проявляется больше, чем любой другой из промышленных стран. Возможно, именно поэтому здесь было проведено больше всего научных исследований на тему связи насилия на экране и насилия в жизни. По подсчетам одного из авторов, к концу ХХ века таких исследований было от 3000 до 3500.
В Западной Европе также проводились подобные исследования. Кроме того, европейские ученые анализировали и перепроверяли результаты исследований, опубликованных в США. В результате в научном сообществе США, занимающимся этой проблематикой (Американская ассоциация психологов, Американская академия ребенка, Американская медицинская ассоциация), и Европы сформировалось единодушное мнение о том, что существует причинная связь между содержательной стороной телепередач, преобладающих в промышленно развитых странах, и уровнем насилия, которое наблюдается в них. Существует также исследование, в котором сравнивался уровень насилия в одном небольшом американском городе в середине 80-х годов прошлого столетия до появления там телевидения и после. Результаты исследования показали, что за два года уровень насилия в нем увеличилось на 160%, тогда как насилие в среднем по стране увеличилось значительно меньше.
Огрубление чувств и притупление восприятия под воздействием просмотра сцен насилия и жестокости подтверждено и исследованиями, которые не касаются непосредственно просмотра телепередач. В 70-х годах прошлого столетия в США по заказу армии США проводились исследования, цель которых состояла в выработке методик тренировки военнослужащих, выполнявших так называемые специальные задания. Командованию было необходимо, чтобы выполнявшие такие задания не испытывали никаких эмоциональных переживаний в ситуациях, когда им предстояло убивать. Такая методика была выработана и свелась она к многократному просмотру все более и более жестоких сцен.
Научные исследования утверждают также, что просмотр порнографических сцен оказывает негативное воздействие на психику ребенка. Еще в 1986 году тогдашний президент США Р.Рейган распорядился создать комиссию для изучения воздействия порнографии на поведение человека. Вывод, к которому пришла комиссия, был однозначным – существует причинная связь между насилием в поведении человека и просмотром порнографических сцен. Исследования последнего времени также говорят о том, что «существует причинная связь между потреблением порнографии и сексуальной преступностью». Воздействие на детей, естественно, является еще более пагубным, чем на взрослых. Наблюдение порнографических сцен еще не созревшим в эмоциональном и половом отношении ребенком приводит к деформациям в понимании им сексуальной функции человека и может приводить к извращенным формам полового поведения.
Результаты этих исследований побудили некоторых американских конгрессменов поднять вопрос о негативном влиянии телевидения на моральный климат в стране. Но эти попытки имели только тот успех, что была принята законодательная норма, обязывающая производителей телепродукции в начале телефильма в течение нескольких секунд держать визуальное предупреждение о том, что в фильме имеются сцены насилия. Во Франции существует закон, согласно которому следует воздерживаться от показа телепередач со сценами насилия и секса между 6 и 22 часами. Но на практике даже в дневное время демонстрируются анонсы ночных телепередач и фильмов, содержащие грубое насилие и секс. Все это не остается без последствий. В школах промышленно развитых стран стали частыми случаи драк, изнасилований, нападений на учителей, перестрелок. Воспитатели детских садов отмечают, что по понедельникам, насмотревшись дома за выходные телепередач, дети особенно агрессивны и устраивают потасовки, приводящие иногда даже к тяжелым увечьям. Психологи говорят о симптомах психологической усталости среди детей, видения своего будущего в мрачных тонах, побегах из дома, потреблении наркотиков. Известный американский социолог А. Волф писал, что, наводняя телеэфир сценами насилия и секса, «мы лишаем наших детей времени быть просто детьми». Канадский психолог на эту же тему говорил: «Никогда еще общественный климат не был хуже, чем сейчас для воспитания подростков. Поведение детей извращается под давлением, которое им навязывается: быть сексуальными, быть популярными, обладать властью. А когда обычные методы достижения этих целей не срабатывают, дети обращаются к насилию». А супруга бывшего вице-президента США Т.Гор заявила, что «детям приходится жить в ядовитой культуре оружия и насилия, создаваемой взрослыми». Именно поэтому после какого-нибудь очередного нашумевшего преступления с участием малолетних или подростков «цивилизованное общество» узнает, что тот или иной преступник планировал и совершал злодеяние так, как это делали реальные или вымышленные преступники, о которых он узнал из телевизионных передач, фильмов, телеигр.
В 1989 году была принята Международная конвенция прав ребенка, в которой имеются статьи, прямо относящиеся к работе СМИ. Статьи 17 и 29 специально оговаривают, что СМИ должны распространять информацию и материалы, которые «представляют собой социальную и культурную ценность для ребенка». Цель таких материалов — «готовить ребенка к тем ответственностям, которые от него потребует жизнь в демократическом обществе». Однако труженики СМИ в обществе рыночной экономики, как видно, этими ориентирами не руководствуются.
Причина этого проста. Во-первых, заполняя эфир такими продуктами, хозяева СМИ бьются за рейтинг. А во-вторых, как констатировалось в исследовании, выполненном большой международной группой социологов, СМИ с их «непрекращающимся потоком негативной информации, погоней за сенсационностью, поверхностными политическими репортажами за счет информированного обсуждения важных для общества проблем» создают «постгражданственное поколение», которое не интересуется политикой. Еще в одном исследовании утверждается, что основным результатом работы СМИ в «цивилизованных странах» является «кретинизация населения». А капитанам «свободного рынка» это и надо, поскольку при таком населении им легче проводить в жизнь свои планы. Само же население этих стран осознает качество своего телевидения и называет его соответствующим образом. В англоязычных странах используется выражение «trash TV», которое можно перевести как телемусор. Во Франции с таким же значением используется выражение «TV-poubelle».
В 1997 году Ватикан выпустил специальный документ «Этика и реклама», в котором обвинил создателей телепродукции в том, что они, «играя на самых низменных инстинктах и превознося насилие и порнографию, оказывают развращающее влияние и разрушают моральные нормы». В 2006 году французский епископ Ж.-М. ди Фалько от имени французского епископата обвинял капитанов телевидения в эскалации насилия и порнографии. Он писал, что каналы соревнуются в том, кто больше покажет насилия, больше интимных сцен, «откровений» из личной жизни известных лиц. И тот, кто идет в этом дальше других, тот и будет первым. Резюмируя воздействие телевидения на телезрителя, он писал, что «если в известном тексте К.Маркса о религии заменить слово «религия» на «телевидение», этот текст будет точно отражать сегодняшнее положение дел и закончится фразой «Телевидение – это опиум для народа».
Как специалисту по США и Великобритании г-ну Познеру все это должно быть известно. А если это так, то почему же он делает вид, что не знает этого?
Анатолий ВЕРБИН.
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2987
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |