Начну с бытового. На днях мне довелось посмотреть передачу по ТВЦ посвященную национальному вопросу. Я пережил очень сильные ощущения, коими и хочу поделиться с читателями. Надеюсь, они окажутся небезынтересными.
Удаление из эфира практически на всех каналах политических программ, кроме двух-трех, которые стали стерильными, привело к полной деградации политического вещания на ТВ. Видимо, там просто некому делать такие передачи. И, похоже, данную передачу доверили тем, кто делает всякие шоу, где главное - работа на домохозяек, чтобы легко, с азартом, с улыбками и с моралью в конце.
Я, как, думаю, и большинство читателей, не смотрю практически телевизор, и попал случайно на эту передачу, она уже шла, когда я переключился на ТВЦ, московское начальство и «эксперты» говорили о национальных проблемах и мигрантах, т.е. о вещах сверхщепетильных и острых.
Ну и каков же уровень редакторской работы?
Какой-то московский чиновник или законодатель (не думаю, что это принципиально) утверждал, что никаких русских у нас нет. Почему? Потому, говорил начальник, что для доказательства своей русскости нужно знать, что у тебя в пяти или десяти поколениях были русские. Охренеть можно!
Но дальше было еще интереснее, дальше было самое важное. Начальник этот — с украинской фамилией — сказал, что по паспорту он русский, но сам не знает кто он на самом деле.
Нормальный редактор, спасая честь начальника, этот перл бы выбросил, но политический уровень ребят таков, что они это оставили. За что им огромное наше спасибо.
Наконец-то начальники сказали нам правду, по паспорту они русские, но кто такие на самом деле они не знают.
Между прочим, для большинства начальников всех уровней это так и есть.
В СССР они были советские люди, потом начали делить добро, теперь сидят на хозяйстве, у них не было и нет времени подумать, кто они такие. Просто оказались в нужное время в нужном месте.
Мало того, что они не знают, кто они такие, они еще не понимают в какой стране и в каком городе живут.
Они не знают, что Россия — это страна русских, что Москва — это русский город, столица русского государства. Я хочу подчеркнуть, что они и в самом деле этого не понимают. Если бы понимали, то мы увидели бы другую передачу.
Некоторые политики старшего поколения были все-таки в теме. Когда Жириновского допекли вопросами по поводу его отца-юриста, он сказал: «Русский я, и пошли все на х…»
А здесь человек, который пришел учить своих «подчиненных» горожан толерантности, сидит и несет расистский и фашистский бред о пяти или десяти поколениях, в которых человек должен быть чистокровным русским, чтобы иметь право сказать, что он русский. Но уровень этого начальника таков, что он не понимает, что несет фашистский бред. Он не понимает, что человеку достаточно иметь твёрдое внутреннее убеждение, внутреннее чувство, что он русский, чтобы считать себя русским. Он не понимает, что живет в стране и управляет городом, в котором большинство людей считают себя русскими. Если простому человеку что-то начать рассказывать про чистоту крови, то он может смутиться, тоже сказать, что он «непонятно кто», но это только на время подобного разговора, а так про себя он знает, что он русский. Этот процесс самоидентификации русских еще не закончился, но он уже необратим.
Итак, люди понимают, что они русские, и что есть «свои», а есть «чужие».
В этой передаче народу тупо объясняли, что «чужие» тоже люди и их нужно уважать. Разве в этом дело? И кто с этим спорит?
Иногда я не верил свои глазам, насколько примитивно все подавалось. В тысячный раз показывались скинхеды с наколотыми портретами Гитлера и пр. Начальник сообщил, что скинхеды — это «дети челноков». Эта байка уже с такой бородой, что опять же редактор должен был подсказать что-то, если бы сам был в теме.
Начальнику видно трудно поверить, но разделение на своих, русских, и чужих произошло во всех группах населения. Причем тут скины и тем более «челноки»?
Но далее начальник по простоте душевной говорит главное.
Речь зашла о том, что на Западе уже не знают, что делать с этими мигрантами. И начальник вставил свое слово. На Западе — заметил он, — коренное население богатое, а пришельцы бедные, а у нас в некоторых регионах все наоборот, коренное население бедное, а пришельцы богатые. Но тут же он заявил, что это объективный процесс, что пришельцы более склонны заниматься бизнесом.
Между прочим, он сделал очередное расистское заявление, и сам не заметил. Ну попробовал бы он сказать, что азербайджанцы или грузины не сильны в науке и военном деле. Ведь это же оскорбление. Но русских обвинить в том, что они не умеют заниматься бизнесом и торговлей можно.
Хотя это ложь.
Никакого «объективного процесса» не было, а были огромные усилия этнических бандитов, землячеств, с одной стороны, и «русских» начальников (напоминаем — «не знающих, кто они есть») с другой стороны, чтобы в итоге появились эти процветающие «пришельцы» на русской земле. Процветающие за счет русского народа. Этот процесс был экономически выгоден «русским» начальникам, они с этого много чего поимели — и, видно, имеют до сих пор. Неужели московский начальник, по национальности не пойми кто, думает, что русские люди этого не понимают?
Но они были очень грозные, эти московские начальники в этой передаче: наша власть от Бога, и вы, русачки, не рыпайтесь тут и любите пришельцев.
Если начальник понимал бы, что его власть не от Бога, то он знал бы, что, будучи начальником в Москве, он обязан быть русским националистом, пусть он даже сам не пойми кто.
Разумеется, слово «национализм» в этой передачи звучит в негативном плане, в советском ключе, когда под национализмом понимали шовинизм и ксенофобию. Но коль у нас демократия и мы выбираем власть, то власть эта должна защищать интересы большинства, в случае России и Москвы, русского большинства, и начальник этот обязан быть русским националистом. Вот Путин это теоретически хорошо понимает, что он и озвучил, сказав, что они с Медведевым русские националисты.
Но, похоже, что авторы этой программы в силу своей некомпетентности просто не слышали этого заявления! Ибо получается, что Путин с Медведевым тоже на одном уровне со скинами?
Теперь о дружбе народов.
В передаче были какие-то отдельные правильные рассуждения о мигрантах, какие нам нужны мигранты и пр. Потом показали милых детей разных национальностей, которые сказали, что нам нужна дружба. Домохозяйки в этом месте должны были плакать. Да, на бытовом уровне мы как-то общаемся, куда деваться, но разве в этом дело? Как себе представляет московский начальник себе дружбу между богатыми (за счет России и русских) пришельцами и бедными (ограбленными пришельцами и начальством) русскими?
Между прочим, в московских вузах прослойка богатых детей выходцев с Кавказа весьма напрягает русских ребят. Клич кавказской гопоты — «кто не с нами, тот под нами» — вызывает ответную реакцию.
Но вернёмся к передачке. Был там, как полагается, и советский офицер, который строго сказал, что в советской армии была дружба народов и это хорошо. А закончилось все выступлением эксперта, как я понимаю, лица еврейской национальности, который душевно так напомнил, что была такая песня «моя адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз», и что его личная самоидентификация — это москвич.
У начальника вообще нет никакой самоидентификации, он у нас «не пойми кто», а у бывшего замминистра, доктора наук самоидентификация — москвич.
Вообще-то похоже на дурдом.
У нас в стране катастрофически падает уровень политической культуры. Этот уровень все-таки был довольно высок в середине 90-х годов, но сейчас он даже ниже, чем был в конце 80-х годов. Политический уровень низкий и у руководителей и у населения.
Есть, конечно, объективная усталость от политики. И неизбежна какая-то пауза, на год ли, или на пять лет. Зависит это от многих обстоятельств. Но наверняка настанет «политический подъем». А ведь СССР развалился именно из-за низкой политической культуры руководства, тогдашнего экспертного сообщества и «широких масс». Свобода мысли и дискуссии отсутствовала многие десятилетия, марксистко-ленинское образование наших политиков и политологов привело к тому, что они просто не знали, что делать и не понимали, как можно спасти страну.
Все происходило спонтанно. Если бы, в самом деле, продуман был переход на «западные рельсы», то неплохо бы иметь людей, которые реально знали, как работает западная экономика. Но таких людей не подготовили. Соратники Егора Гайдара говорят, что он в 1992 году, встав у руля, знал западную экономику на уровне профессора экономики западного университета. Т.е. очень плохо, приблизительно, понемногу обо всем, но в целом ее не понимая. Повторяю, что это говорят не враги Гайдара, а его соратники.
В критической ситуации нельзя быстро вырастить «специалистов», гуманитарное сообщество формируется десятилетиями. И именно это сообщество рождает новые идеи, которые потом берут на вооружение политики.
От уровня гуманитарного сообщества зависит культурный уровень страны, а значит ее конкуретноспособность. США победили в том числе и потому, что их гуманитарное сообщество было умнее советского.
Помню, как нам в газету в 1992 году пришел один из бывших руководителей научно-технической разведки СССР. Им тогда разрешили рассказывать, что именно разведчики украли секреты атомной бомбы, и они стали писать об этом во все газеты. Я его тогда просил, в чем мы радикально отстаем от Запада? Я ожидал услышать, что в электронике и пр. Он неожиданно ответил, что это отставание в гуманитарной сфере. Видя мое недоумение, он сказал, что, например, в области психологии мы отстали лет на 20.
Нынешнее руководство РФ сознательно поддерживает и увеличивает отставание от Запада, закладывает его в сознание. Как сказал профессор Капица господину Кудрину: «дураками управлять, конечно, легче».
Только вот на какие-то реальные успехи с дураками рассчитывать не стоит.
Это надо же, заработать на нефти и газе триллион баксов за последние годы, и фактически ничего не вложить в развитие гуманитарной сферы?
…Но политические передачи все-таки нужны. Даже из упомянутой мы узнали, что у нас политики не знают, кто они есть по национальности, и признаются в этом. Зато уже «знают», что русские живут хуже пришельцев. Но лечить эту проблему предлагают с помощью дружбы народов.
Ну-ну.
А. Самоваров