На фоне бесконечных финансовых претензий Вильнюса к Москве с требованиями «компенсаций» за якобы имевшую место «оккупацию» Литвы, уместно напомнить о том, что именно русские своими жизнями заплатили за возвращение литовскому государству и народу района Клайпеда весной 1945 года. В том же году Литве были переданы и примыкающая к Клайпеде дельта Немана с портом Русне, и почти половина Куршской косы, включенные в состав Клайпедского региона. Подчеркнем, что эти территории непосредственно подчинялись Кенигсбергу и не входили в состав Мемельского региона.
Благодаря этому Литва не только получила обширный выход в Балтику, но и приобрела за 1946–1980-е годы, по оценкам Госплана СССР и Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР (1986–1988 гг.), свыше 3-х миллиардов долларов в ценах конца 1980-х. За счет развития многих промышленных отраслей и грузотранзита в Клайпедском регионе Литва получала колоссальные доходы, в частности – и за счет паромной переправы Клайпеда–Мукран (СССР–Германия), которая прибыльно работает и сегодня. Поэтому неудивительно, что Клайпеда продолжает оставаться главным промышленным и транспортным центром Литвы.
Характерно, что сами литовцы были явно не готовы идти на жертвы ради защиты Клайпеды в то время, когда ее территорию аннексировали нацисты. 70 лет тому назад, в марте 1939-го, Литва отдала Клайпеду Германии без малейшего сопротивления.
20 марта 1939 года министр иностранных дел рейха Риббентроп принимал своего литовского коллегу Йозаса Урбшиса. Последнему был предъявлен ультиматум: «Литва должна передать Германии навечно Мемельский край, иначе фюрер будет действовать с молниеносной быстротой».
Не дожидаясь официального ответа от Каунаса, Гитлер демонстративно направился в Мемель на флагмане германских ВМС линкоре «Дойчланд». Естественно, что эта акция ускорила германскую экспроприацию Клайпеды.
В то же самое время, по архивным данным литовского МИДа, Сталин сообщил Сметоне, а Молотов – послу Литвы в Москве о том, что СССР мог бы оказать военную помощь Литве для защиты Клайпеды. Однако литовские власти предпочли безропотно уступить свои земли агрессору. Уже к 23 марта литовское руководство согласилось с германским ультиматумом.
Напомним, что Клайпедский край, включенный в состав Литвы с 1923 года, в отличие от чехословацких Судет, имел статус автономии. Там были местные сейм, полиция и даже автономное гражданство. Примерно за год до захвата Клайпеды Берлин и местные нацисты развернули кампанию по отторжению региона от Литвы (как это делалось и в Судетах).
Хотя Лондон и Париж были гарантами литовского статуса Клайпедского края, их представители в Германии лишь просили умерить активность прогерманских групп в этом регионе. И, естественно, тщетно. Германское же руководство не скрывало своих экспансионистских планов и всячески давало понять Каунасу (Вильнюс был тогда оккупирован Польшей), что дни литовского суверенитета в Клайпеде сочтены. В свою очередь, польские власти намеревались захватить и оставшуюся часть Литвы вместе с Каунасом, разделив эту территорию с Германией.
Обо всех этих событиях литовским историкам было весьма полезно вспомнить сейчас, когда через месяц будет отмечаться 70-летие захвата Клайпеды нацисткой Германией.
Сегодня Клайпедский край – составная часть Литвы, однако сами литовцы не сделали ничего для того, чтобы сохранить, а затем – восстановить свой суверенитет над этой территорией. Не помогли ей в этом и ее союзники – Великобритания и Франция. Антироссийская политика довоенной Литвы не принесла ей никаких дивидендов, а наоборот – лишила ее балтийского побережья. Не исключено, что, забывая эти уроки истории, современная Литва будет и в дальнейшем получать от своих покровителей на Западе столь же неприятные сюрпризы.
Алексей Чичкин