Уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены – с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза [1, стр.321]. В течении 1978-2005 г. ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения - почти в 7 раз [4, стр.1]. Темп роста экономики в течении 1979-2004 г. в среднем составлял около 9.4 % [1, стр.321], в 2005-2008 – 10.35 % [2.2]. В 2008 г. 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала «Fortune». Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, объем которого за 2008 г. составил 1.4 трлн.долл., что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к - 2050 г. достижение уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течении 2030-2050 г. [1, c.345], [5, c.145], но возможно и раньше. Напротив, на начальном этапе российских реформ (1992-1998 г.г.) государство не ставило четких целей - например по росту ВВП и уровню доходов населения, кроме абстрактной идеи «построения рыночной экономики», при этом российское государство имело все признаки слабости. Наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, не слишком востребованного и поныне, а использовали готовый сценарий «шоковой терапии», предложенный международным валютным фондом. Наши «достижения» скромны - испытав серьезный спад на начальном этапе реформ, Россия вышла на уровень ВВП 1990 г. только в 2007 году.
Стратегия Китая. Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций [4, стр.5]. Важнейшее конкурентное преимущество Китая – дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течении длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста.
Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.
Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.
Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество – дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г.должна вырасти с 36.2 до 56 % [1, c.332]. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты.
Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего ( а затем и внешнего рынка) с минимальными ценами. Однако копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD технологий, особенно доступных DVD плееров мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.
На очереди автомобильная экспансия, по итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей – здесь собираются значительная часть мировых брендов. Хотя качество некоторых «собственных» авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо. В 2008 г. автором Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей [6]. В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США [7]. Не смотря на то, что у нас открылись сборочные производства нескольких иностранных брендов, успехи собственно российского автопрома выглядят более, чем скромными – за последние десять лет были выпущено небольшое количество новинок – Лада- Приора, Лада-Калина, УАЗ-Патриот и т.д.
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим «национальным достоянием». В 2005 г. в стране было около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75 % городского населения, он дает до 60 % всего ВВП, 65 % всех патентов, 46.2 % всех налоговых поступлений и 62.3 % всего экспорта Китая [7.1]. Малый бизнес для страны – настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России – около 15 %, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.
Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту (2007, [2]) - США – 19.1%, Гонконг – 15.1 %, Япония – 8.4%, Южная Корея – 4.6 %, Германия – 4 %; по импорту – Япония – 14 %, Южная Корея – 10.9%, Тайвань – 10.5 %, США – 7.3 %, Германия – 4.7 %. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд.долл. при активном сальдо 170 млрд.долл, объем российско-китайской торговли – 56.8 млрд.долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г.
Региональная политика. Значительную роль в успехе реформ имеет региональная политика. Ее отличительная черта – самостоятельность регионов. В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы [8]. Большое значение имело создание особых экономических зон, созданных после 1984 г. в ряде городов - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов [9]. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы – открытость есть развитие. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существуют сайт [10], где каждый регион Китай описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы.
Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система «разделения котлов») [10.1, гл.8] способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система – закрепление «финансовых заданий». У нас такая система пока не создана – как результат многие региональные власти РФ не проводят активную политику привлечения инвестиций и вообще реально мало что делают для развития своей страны. Наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными – они создавались не более, как внутренние оффшоры.
Преобразования на селе. Реформы начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенный сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.
Указанные меры создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, привели к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации, подготовили серьезную платформу для развития всей экономики в целом, явились «школой» развития предпринимательства. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах. Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать.
В 2006 в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7 % мировых пахотных угодий, производит около 20 % зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур [4. стр.4]. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается и за 2008 год составила 11.3 %.
Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе. Превращение наших крестьян в «аграрных пролетариев» во времена советской власти крайне дорого обошлось России, которая до революции была одним из мировых лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на позитивное введение института частной собственности на землю, сельскохозяйственная политика государства не является эффективной. Нет существенных мер по поддержке сельского хозяйства, развития фермерства, в результате рост производства сельскохозяйственной продукции в РФ не превышает нескольких процентов в год. Земля – основное национальное богатство России, но используется оно недостаточно – при огромном фонде многие жители села живут в домах далеко не лучшего качества и не располагают участками такого размера, который позволил бы им вести эффективное хозяйство. Развитие сельского хозяйства, активное освоение территории РФ может явиться важнейшим фактором активного роста экономики, повышения внутреннего спроса, роста рождаемости, стимуляции регионального развития и преодоления низкого уровня жизни.
Финансовая политика. Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики [11], создающей условия для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированные на доминировании национальной валюты – юаня. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течении 1992-1998 г.г. - стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования [12] препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается по-прежнему проблемой. Финансовой стабильности способствует грамотная политика регулирования процентных ставок и уровня банковских резервов. Экономика имеет очень высокий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) – 150% (в развитых странах 80-100%). При этом в Китае умеренный уровень инфляции, хотя в последние несколько лет он увеличился - около 4.8 % за 2007 г., 5.9 % за 2008 г. (для сравнения РФ за тот же период – 11.9 % и 13.3 %).
В точном соответствии с рецептами Дж.М.Кейнса [5, c.112-115] страна имела стабильно дефицитный бюджет, составлявший до 15 % от доходной части в 1979 -1980 г, 2-3% в 1981-1990 г., 6.5-10% в 1991-1997 г. В 2005 г. дефицит составил 208 млрд.юаней при доходной части 3, 163 трл. юаней, т.е. 6.5 % [4,c.104]. Ожидается, что дефицит бюджета за 2009 г. не превысит 3 % от ВВП. В стране наблюдается значительные темпы роста расходов бюджета, с 1978 г. по 1997 г. расходы они выросли с 111.1 до 865.1 млрд. юаней, т.е. в 7.7 раза. Эти факты подтверждают, что активная инвестиционная политика препятствует разрастанию инфляции даже при дефиците бюджета.
В Китае очень высокая норма личных сбережений – около 50 % от ВВП на конец 2007 г. Благодаря стабильности финансовой системы и значительной роли государства в ней население держит свои средства в банках. Общие активы финансовых организаций банковского сектора по состоянию на конец ноября 2008 г. достигли около 61.1 млрд.юаней (т.е. около 8.94 трлн.долл) [13]. Для сравнения активы банковской системы РФ на 1.12.2008 г. составили 25.92 трлн.руб. - около 926 млрд.долл. Ставки в Китае достаточно низки – ключевая годовая ставка кредитования – 5.31%, ставка до депозитам – 2.25% (на 23.12.2008). Совокупность указанных факторов на фоне нормального инвестиционного климата приводят к активному и стабильному росту экономики. В банковской системе преобладают государственные банки. Вследствие в прошлом активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20 % от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. снизилось до 5.5 %. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации [14]. Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО – на повышение ее открытости для иностранного капитала. В тоже время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика -2.44% (2008 г.) Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но тщательно сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, в т.ч. в регионах.
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Не смотря на мировой финансовый кризис, в течении 2008 г. денежная масса М2 выросла на 17.8 % с 40.34 до 47.52 трлн. юаней, объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн.юаней (около 735 млрд.долл.) [15] . За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн.юаней, т.е. на 18.79 % относительно января 2008 г., объем ссуд – на 1.62 трлн.юаней (236 млр.долларов) [16]. Что касается банка России, то здесь ситуация прямо противоположная. Ставка рефинансирования с февраля 2008 г по декабрь выросла с 10 % до 13 %. Объем денежной массы М2 в течении 2008 г. за счет осенних кризисных явлений, связанных с бегством от рубля и оттоком капитала вырос всего на 1.7 % с 13.272 до 13.493 трлн.руб., в тоже время за январь 2008 г. он упал до 11.990 трлн.руб., т.е. сократился на 11.1 % . Если до кризиса ставки по кредитам для надежных заемщиков опускались до уровня 12-15%, то сейчас они выросли до уровня 20 %, что существенно замедляет темпы развития экономики. Дефицит рублей, т.е. «денежное сжатие» по прежнему является доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем дальше затягивается нормализация процессов денежного обращения в стране, чем выше угроза рецессии, роста числа банкротств, неплатежей, передела собственности, увеличения безработицы.
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г.) [4, c.112], к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне. В октябре 2006 г. золотовалютные резервы Китая достигли 1 трлн.долл. и он вышел на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн.долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Пекину принадлежит значительная роль в преодолении валютно-финансового азиатского кризиса 1997-1998 г. [4, стр.4]. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем – возможно одной из мировых валют. Длительный период практически без кризисного развития Китая (подобно тому как это было во времена немецкого экономического чуда и ряда других стран) наглядно подтверждает, что когда экономика имеет значительные резервы развития ее краткосрочные дисбалансы можно эффективно преодолевать, избегая кризисных явлений.
Наши денежные власти, с 1992 г. во многом ориентировавшиеся на рецепты МВФ, такими достижениями не располагают. Шоковая терапия начала 90-х привела к раскрутке инфляции, уничтожению сбережений населения, что в совокупности с введением значительного НДС – 28 % привело к неблагоприятному фону для развития производства и предпринимательства. С 1992 г. мы прошли через кризисы разной интенсивности - 1995, 1998, 2004, 2008 г. В начале 2000-х годов уровень монетизации в РФ составлял около 15%, увеличившись к 2008 г. до 40 %, что по прежнему значительно меньше уровня развитых стран. Накопив в период благоприятной конъюнктуры значительные финансовые резервы, денежные власти РФ, прибегнув к их фактической стерилизации, не смогли обеспечить их эффективное использование. Российская финансовая система в рамках западно-либеральной модели создает условия для свободного пересечения спекулятивных капиталов как из страны, так и внутрь ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке приводит к устойчивому привлечению внешних валютных займов, периодически создавая «девальвационный навес» (кризис 1998 г, 2008-2009 г.г.). На фоне неблагоприятного инвестиционного климата наша финансовая система не способна эффективно усвоить деньги, что создает проблемы при развитии реального сектора. Обеспечить доминирование национальной валюты - рубля в таких условиях сложно. Сравнение показателей экономик Китая и РФ еще раз наглядно подтверждает, что главным является не столько пассивная «бережливость», сколько активное развитие.
Национальный менталитет как основа успеха. Китайский народ, длительное время проживая в условиях отсутствия достатка, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. С одной стороны, они имеют высокое трудолюбие и дисциплинированность. С другой, научившиеся обходить несовершенство бизнес среды китайцы отличаются высокой предприимчивостью и конкурентоспособностью. Не менее важная черта - склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне. Масштаб развития предпринимательства огромен. Важная черта – бережливость, что связано с исторически сложившейся ограниченностью системы пенсионного обеспечения и социального страхования.
Национальная культура в лице конфуцианства поощряет познание и использование лучшего опыта, что активно используется Китаем. После получения импортной технологии в Китае обычно начинается процесс переноса изготовления комплектующих, затем их сборка, иногда параллельно возникают собственные цеха, изготовляющие копии, в том числе подпольные. Периодически власти устраивает борьбу с пиратством. Вещи, купленные в разных концах мира, могут достаточно быстро попасть в «тираж».
По сравнению с СССР в отношение «буржуазной экономики» Китай не проводил настолько антагонистической политики, как у нас. Значительную роль в развитии китайской экономики сыграли бурно развивавшиеся до этого «капиталистические» части так называемого «большого» Китая - Тайвань и Гонгонг, а также многочисленная китайская диаспора, разбросанная по всему миру. После начала реформ они стали активно инвестировать в него финансы, технологии и опыт, играя большое значение в развитии и международной торговле Китая.
Напротив, длительный период административной экономики в СССР отрицательным образом сказался на предприимчивости нашего населения. Не такие уж низкие условия жизни, созданные в СССР в 80-е годы вызвали сложность при адаптации населения в процессе перехода к жестким рыночным условиям в 90-х годах. Значительная часть населения пока не стремится к предпринимательству, разумному риску, конкуренции. В то время, как наше население к великому сожалению уменьшается, при том, что у нас используется дешевый труд иммигрантов, китайские граждане, хватаясь за любую работу, идут вперед.
Привлечение инвестиций. Привлечению инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но инвестиционные и налоговые льготы со стороны местных властей. Внутренний рынок Китая имеет огромные перспективы за счет роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы могут отлично организовать свои производства в Китае. Общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Китая за годы реформ (к 2006 г) составляет около 800 млрд.долл. [4, стр.6], в стране создано около 509 тыс. предприятий с участием иностранного капитала [1, c.382]. В 2008 году было использовано 92.4 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 23,6 % выше, чем в 2007 г. Инвесторы готовы идти на передачу технологий, которая чаще всего является условием вхождения на рынок. Практически все мировые бренды (400 из 500) имеют производства в Китае. Инвестиции в основной капитал в Китае составляют около 45 % от ВВП, тогда как в РФ - 20 %. Китайский рынок способен создать товарное изобилие и нормальные условия для людей как с самым высоким, так и достаточно низким уровнем дохода. Это создает условия для нормального развития человеческого капитала.
Засилье нефтяных денег в России (так называемая «голландская болезнь»), монополизация многих рынков, приводит к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики, факторов производства, существенно ограничивающую возможность развития. Ориентация нашего бизнеса прежде всего на людей с высоким уровнем доходов еще больше снижает уровень жизни малообеспеченных граждан, затрудняя процесс нормального воспроизводства и развития человеческого капитала. Особенно хорошо это видно на примере жилищного строительства.
Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики – планируется довести общий объем мощности АЭС к 2020 до 40 ГВт, что потребует строительства около 32 атомных энергоблоков мощностью по 1000 МВт [17]. В настоящий момент в Китае работают 11 энергоблоков общей мощностью 9 ГВт. По состоянию на конец 2008 г. общая мощность строящихся и подготовленных к строительству АЭС составляет около 27,160 МВт. (около 20 энергоблоков). Китай уже давно используют привлечение частных инвестиций для строительства платных дорог и инфраструктуры. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км.[4, c.135]. В 1999 г. создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения.
Что касается российских планов по развитию инфраструктуры, дорог, атомной энергетики и пр., то хотя последние периодически обсуждаются и принимаются, но пока они еще далеки от реализации. Ряд параметров российской экономики – высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. В результате у нас недостаточно как внутренних, так и долгосрочных иностранных инвестиций. Однако если государство проявит политическую волю и разрубит этот «гордиев узел», наша страна смогла бы предложить хорошие условия для развития бизнеса.
Роль государства в экономике. Экономика Китая представляет собой смешанную систему - многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших предприятий частного сектора. В отличие от РФ Китай не стал поспешно разрушать свой госсектор - рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной. Следует отметить, что переход к свободным рыночным ценам в отличие от РФ также проводился постепенно [10.1, гл.6]. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора. Не смотря на это, госсектор в Китае имеет по-прежнему значительный вес. В госсектор входят – наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Однако экономику Китая не следует считать социалистической, особенно в нашем понимании. Основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Если в 2000 г. частный сектор производил около 55 % ВВП, то к 2005 г. эта доля выросла на до 65% [18].
За 2002 – 2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов восрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов.
Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд юаней (98.78 млрд.долл) [19]. В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира журнала «Fortune».
Однако среди госкомпаний по прежнему имеются убыточные, представляющие собой значительную проблему, но реформы здесь идут по прежнему очень осторожно - ликвидация госсобственности не входит в планы Китая, по прежнему основные цели – повышение эффективности. Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения – с 196 до 149. 5000 предприятий были объявлены банкротами [19].
Государственная политика и роль госсектора может быть разной. Разумная государственная политика устанавливает необходимый баланс между секторами экономики, приводя к максимальной общественной выгоде. Цены наших монополий постоянно растут, растет инфляция и издержки производства. Хотя нетрудно понять, что если поумерить аппетиты и поддержать экономику, в будущем можно выиграть намного больше. Никто не будет против, если государство создаст такие компании госсектора, которые будут иметь разумную прибыль, но будут способствовать развитию конкуренции и экономики. Например, если госбанки «зальют» экономику дешевыми кредитами, нефтяные концерны будут снижать цены на топливо, цены на перевозки будут адекватны нашей протяженности и региональной отсталости, а строительные компании обеспечат страну реально доступным жильем. Конечно, можно пытаться урвать текущую выгоду любой ценой, высасывая из экономики все «соки», но можно мыслить стратегически. Можно постоянно производить передел собственности, но больше ее увы от этого не станет, а можно создать условия для ее развития.
В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая как и у нас имеет огромную власть. Но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитию предпринимательства. В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Безответственность элит приводит к падению их конкурентоспособности, эффективности и духовности. В начале 20-х годов 20 века на базе успехов НЭПа у России был шанс при определенной гибкости построить эффективную смешанную экономику, возможно избежав социальных катаклизмов 30-х годов. Такой шанс был и во время Горбачевской «оттепели», но он был утерян за счет ряда ошибок. На текущий момент краткосрочные интересы элит - сырьевого капитала, бюрократии, монополистов, опасающихся развития конкуренции выступают тормозом к активной комплексной модернизации страны. Длительная стратегическая пассивность государства была нарушена появлением Стратегии 2020, созданной в предвыборный период осени 2007 г.- весны 2008 г. Однако уже в середине 2008 г. стало ясно, что она подвергается отторжению со стороны консервативных сил общества.
Развитие науки. Немалое значение в успешном развитии Китая играет наука. Известно, что уровень развития производительных сил и науки находится в полной взаимозависимости. По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г. по расходам на научные исследования Китай выходит на второе место в мире после США, достигнув 136 млрд.долл, обогнав Японию, потратившую около 130 млдр.долл. (США тратят 330 млрд.долл) [20]. Если в 1995 г. уровень расходов на науку составлял 0.6 % ВВП, то в 2005 г. - 1.2%. Характерный для развитых стран уровень - около 2.5 % планируется достичь к 2020 г. Число ученых в Китае с 1995 по 2004 годы выросло на 77%, достигнув 926 тысяч человек. Число ученых в США – 1,3 миллиона, Россия на 4 месте – около 500 тыс.
Работа ученых оплачивается достаточно высоко. В стране всячески поощряется получение образования, развития науки. Китай имеет огромную массу студентов около 23 млн.чел. (2006 г.) Значительная доля студентов получает образование за рубежом, особенно - в США. Власти поощряют возврат китайских специалистов из-за рубежа, предлагая им самые выгодные условия. Ведущую роль в финансировании науки играет привлечение иностранных инвестиций. В стране происходит создание международных исследовательских центров, в том числе корпоративных, использующих местный дешевый научный персонал. Среди приоритетов развитие информационных, био-, нано- технологий. В 2007 г. Государственное управление интеллектуальной собственности КНР приняло на рассмотрение 694 153 патентные заявки, что превысило уровень прошлого года на 21,1 %. При этом если в начале 90-х годов доля отечественных заявок составляло около 40%, то сейчас превышает 60 %.
Что касается РФ, то расходы на науку из бюджета составляют около 10 млрд.долл., т.е. около 0.5 % ВВП. Возможно, мы стали нефтегазовой «империей», но что это даст в будущем? Не будем забывать, что достижения нашей науки, техники и производства в 50-80-е годы 20-го века позволили создать в стране передовую космическую, ракетную, авиационную, атомную и военную промышленность. Внимание государства к развитию науки и инноваций в стране пока недостаточно. Но Россия великая страна с великой историей, и она никогда, ни при каких условиях не согласиться на однобокую роль «сырьевого донора», отводимого ей некоторыми западными стратегами в «рамках глобализации и международного разделения труда».
Проблемы китайской экономики. Отметим также ряд значительных проблем экономики Китая: перенаселение, ухудшение экологии, проблемы занятости, социальные и региональные дисбалансы и противоречия, дефицит энергетики, нехватка нефтегазовых ресурсов, проведение политических реформ и обеспечение стабильности.
Не смотря на впечатляющие успехи, ВВП на душу на населения в Китае сравнительно низок – около 5 300 долл/чел по ППС (номинально – 2 968 долл/чел) тогда как в РФ это примерно 15 000 долл.на чел. по ППС. Главная причина – перенаселенность страны – около 1.322 млр.чел. Низкий уровень дохода на душу населения говорит пока о еще низкой эффективности экономики, расслоении общества и не полном вовлечении населения в инновационную деятельность. Достаточно сильное расслоение наблюдается между городом и деревней - среднегодовой доход крестьянина в Китае в 2007 г. составлял около 592 долл. Средний класс достаточно мал – около 4.1 % взрослого населения, даже в крупных городах он не превышает 8.7 %[1, стр.371]. По официальной статистике безработица составляют около 4.2 %, но по экспертным оценкам намного выше. Возрастают серьезные противоречия между зажиточными и малообеспеченными слоями общества.
Для Китая, также как для РФ характерно региональное неравенство - неразвитость ряда регионов и наличие огромных богатых городов – Шанхай, Гонконг. Наибольшее развитие получили приморские регионы, в то же время районы северо-западной части страны пока отстают от развития. За свою экспансию, осуществляемую на текущий момент всеми доступными средствами, Китай платит значительную экологическую цену, приводящую к загрязнению внешней среды и водоемов. В настоящий момент эти экологические проблемы влияют на экологическую обстановку уже и за пределами страны. Велики выбросы в атмосферу, происходит эрозия почв, идет наступление пустыни, загрязняются стоки рек. Эти процессы потребуют значительных расходов на развитие природоохранных технологий и восстановления природных ресурсов. Что касается уровня политических свобод, то здесь Россия опередила Китай. В Китае в политике и идеологии доминирует коммунистическая партия. При этом в стране активно развиваются прослойки собственников, менеджеров и среднего класса, которые являются базисом для дальнейшего эволюционного развития политической системы. Важнейшая задача китайских властей – повышение эффективности экономики и преодоления указанных негативных явлений.
Китай и мировая экономика. Во второй половине 20 века в мире сложилась экономика, в которой поддерживался высокий уровень жизни только в ограниченном кругу развитых стран, поддерживающих свои технологические и экономические преимущества. Сейчас Китай, как «всемирная мастерская» создает производство доступных промышленных и бытовых товаров со значительно меньшим уровнем цен и издержек. Тем самым экономика Китая способствует повышению уровня и качества жизни во всем мире, в т.ч. его менее обеспеченных слоев.
В развитых странах (особенно в США) падает занятость в промышленности, рабочие места переходят в Китай и другие развивающиеся страны. Аналогичная ситуация наблюдается даже для других развивающихся стран - экспорт Мексики в США падает, заводы переносятся в Китай. Данные проблемы принимают достаточно серьезный характер - возникают международные противоречия. Под давлением Китая идет дефляция – постоянное снижение цен, диктуемое розничными сетями и поставщиками.
Тем не менее, страны запада сами активно способствовали экономическому развитию Китая. Интеллектуальная собственность иностранных компаний в отраслях высоких и новых технологий составляет до 90 % [4, стр.5]. Но власти создают нормальные условия для развития собственной интеллектуальной элиты, науки и образования. Поставлена задача увеличения уровня «отечественных» инноваций. Китай будет продолжать внешнюю экспансию путем покупки привлекательных, в т.ч. сырьевых активов. И если экономика США в последние время развивается по сценарию раздувания и сдутия «мыльных пузырей», то экономика Китая показывает всему миру высокую конкурентоспособность и динамику непрерывного развития. В этой связи ряд авторитетных западных специалистов считают, что период длительного лидерства США подходит к концу и на смену ей может прийти модель многополярного мира.
Борьба с кризисом. Сейчас весь мир волнует, справится ли Китай с кризисом. За 2008 г. рост ВВП Китая составил достаточно большую величину – 9 % (в РФ 5.6 %). Многие западные экономисты полагают, что кризис, приведший к падению мирового спроса, в первую очередь в США, ударил по всем экспортно-ориентированным экономикам – поэтому он не обойдет и Китай. Действительно, темпы экономического роста Китая в настоящий момент падают (в 4 квартале 2008 г- 6.8 %), наблюдался рост инфляции, падение экспорта, увеличивается число банкротств, растет безработица. Но у Китая есть огромный внутренний рынок и в отличие от США - огромный простор для развития. В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. В числе мер по борьбе с кризисом программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться. И здесь нашей стране есть чему поучиться - Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача Правительства РФ обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен сокращения внешнего. По прогнозам МВФ, экономика КНР может вырасти в 2009 г. на 6.9 %, по оценкам Пекина – около 8 %. Что касается экономики РФ, то в 2009 году рост экономики скорее всего будет крайне незначительным или отрицательным.
Уроки для России. Экономика СССР, несмотря на возможно не высокую эффективность занимала по многим показателям ведущие места (в т.ч. 1-2 места) в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате «реформ» страна превратилась в сырьевой придаток запада. Экономика носит потребительский характер. Экономическая, финансовая и идеологическая зависимость от запада тормозит развитие страны. Щедрый поток нефтедолларов, как и в 70- 80-е годы на фоне консервативной экономической политики оказал нам явно «медвежью услугу». В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. Наша экономика, «укутанная» многочисленными путами показать себя пока в полной мере не может.
Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. Напротив, в экономике РФ на фоне слабого государства сложилась бизнес среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система (включающая планы, бюджеты) не только краткосрочного – 5 лет, но и долгосрочного 5-20 лет государственного развития и планирования. Верно лишь одно – нет глобальных идей - нет долгосрочных целей – нет концепций и четкой политики развития. Интересно, что Китай, проводящий постепенные реформы, создал значительно более динамичную экономику, чем РФ, который «рвался к рынку», но в очередной раз, как в 19 веке и на закате административной экономики, пришел к модели «раздаточной экономики», не имеющей достаточных внутренних механизмов развития.
«Разруха начинается в головах». Дальнейшее развитие событий в РФ будет исключительно зависеть от возможности реализации активных и профессиональных мер правительства по санации кризиса. Время покажет, отойдем ли мы из-за временных трудностей от Стратегии 2020 г., которая могла запустить в РФ механизмы инновационного развития, либо наоборот, именно кризис подвинет нас к активной реальной модернизации экономики и государства. Отступать больше некуда – на другой чаше весов - рост социальной напряженности и падение авторитета власти. Нам есть чему поучиться у Китая – он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши. Активное развитие Китая, так и России на фоне роста взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами будет способствовать процветанию обеих стран и преодолению проблем мировой экономики.
Александр Смирнов
Список литературы
1. Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко, «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития», Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2006 г.
2. Economy of the Peoples Republic of China, http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_the_Peoples_Republic_of_China
2.1 ВВП (по ППС) лидеров мировой экономики, www.wikipedia.org
2.2 GDP growth 1952-2008, http://www.chinability.com/GDP.htm
3. ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), «Китай: подходы и особенности экономических преобразований», http://chinapro.ru/economy/2/
4. Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура», Москва, 2007 г.
5. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.
6. С.Дружинин, «Китай штампует автомобильные новинки», http://www.chinapro.ru/rubrics/1/915/
7. И.Чуприн, «Китай в январе вышел на первое место в мире по объему автопродаж», http://www.rian.ru/economy/20090206/161118008.html
7.1 Малое предпринимательство Китая, http://www.giac.ru/
8. Василий Михеев, Институт Дальнего Востока РАН , «Китай: опыт стратегии “сфокусированного” развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61
9. ЧЖОУ СИНЬЧЭН, директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), «Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи», http://rusref.nm.ru/indexpub17.htm
10. Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm
10.1 Дин Жуджунь, Ковалев М.М., http://www.economy.bsu.by/library/Дин%20Жуджунь/Жуджунь_Ковалев_Путь_к_рыночной_экономике.pdf
11. А.Н.Анисимов, «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ» , http://www.netda.ru/belka/economy/aspec/raspad11$.htm
12. Б.Б.Рубцов, Финансовый рынок КНР, www.mirkin.ru/_docs/finsistema_kitai.pdf
13. Общие активы финансовых организаций банковского сектора Китая превысил 60 трлн. юаней, http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=168197&col_no=328
14. Банковская сфера Китая в целом остается здоровой, http://big5.xinhuanet.com
15. Money and Credit Recorded Rational Growth and Financial System Performed Stably, Peoples Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1245
16. RMB Loans Recorded Large Increase in January, Peoples Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1265
17. Обнародована стратегия развития энергетики Китая, http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=30663&idChannel=343
18. Eva Cheng, Public sector less than 40% of economy CHINA, http://www.greenleft.org.au/2007/734/38026
19. Министерство коммерции КНР, Среднегодовой рост объема прибыли центральных предприятий Китая составлял 150 млрд. юаней, http://russia.mofcom.gov.cn/aarticle/counselorsreport/200808/20080805719460.html
20. «Китай становится ведущим научным центром мира», http://www.svobodanews.ru/Article/2006/12/11/20061211140926833.html
21. Тед Фишмен, «КИТАЙ, INC.Восход сверхмощного глобального конкурента», Москва, ЭКСМО, 2007 г.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |