Человечество ходило пешком по Луне, создало ядерные технологии и компьютеры, однако еще не способно объяснить и познать себя - тайны своего разума и мышления. Наука еще слаба перед многими загадками разума и одно из таких признаний выражает известнейший российский физиолог П.К.Анохин: «Я желаю ученым исследователям решить всего одну проблему и обрести бессмертие в науке - узнать механизм исчезновения сознания у человека во время наркоза (прим.М.С. - т.е. когда душа отделяется от тела) - выяснение этого вопроса полностью исключило бы все разногласия между материализмом и идеализмом на вечные времена».
Однако самой большой тайной человеческого мозга остается воображение, которое человечество не способно объяснить даже на пороге 21 века. Еще ни один ученый психофизиолог на Земле научно не обосновал анатомо-физиологическую основу и механизм воображения. Существуют только различные гипотезы, как например о том, что сам внутренний образ (картинка в воображении) локализован не в мозге человека, а в неком другом, параллельном измерении - надфизическом слое ментальной реальности, в которое проникает сознание человека при акте воображения, а мозг человека всего лишь биологический проводник этой реальности. И большинство таких гипотез скорее имеют позиции эзотерической науки, а не медицинские знания, и носят черты религиозного мистицизма.
И не зря, - загадка воображения как раз и является сферой божественного бытия, где воплощаются идеалы и осуществляется власть над душой и телом человека. В психологии существует понятие «идеомоторный акт» - отчетливое представление какого-либо действия в воображении человека вызывает адекватные микродвижения физического тела, а также разные физиологические реакции организма на предметы мысли (например представьте себе разрезанный лимон), выражаясь проще воображение превращает тело в инструмент духа. Воображение, поистине, обладает божественными возможностями - с его помощью человек может преодолеть законы физического мира (физики), а также совершать деяния, не поддающиеся обычному объяснению. Возьмем пример хождения босиком по раскаленным углям костра. По всем законам физики подошвы человеческих ног должны обуглиться от нескольких сотен градусов по Цельсию, но человек использует определенные психотехники воображения и внушает своему подсознанию, что он ходит по мягкому мху - все остальное следствие защиты определенных, невидимых глазу энергий (например биоплазмы), которые становятся подчиненными подсознанию человека. В этом содержится ключ к пониманию веры и глубокий смысл - слепая вера в иллюзию побеждает и подчиняет себе реальность.
Открытием 20-го века следует признать установленный наукой факт, что мозг человека не может отличить реальную ситуацию жизни от воображаемой в мышлении. Гипноз является самым ценным и убедительным подтверждением этого факта. В состоянии гипноза человек верит в любые утверждения гипнотизера - он их воображает, а мозг принимает их за реальную картину и воздействует на организм человека. В результате, по внушению гипнотизера, стакан воды превращается в чистый спирт и человек пьянеет на глазах или, в следствии внушения, ведет себя как популярный певец и поет его голосом. Автор этих строк был свидетелем подобных сцен на выступлении известнейшего гипнотизера в России, причем после гипноза люди не только не могли поверить в то, что они вытворяли - т.к. ничего не помнили, но и не могли сознательно повторить то, что они делали.
Не разворачивая далее эту тему можно резюмировать, что воображение остается загадкой для науки по сей день, а его потенциальные возможности еще мало изучены и не используются человечеством как на макроуровне общественного сознания, так и на микроуровне каждым человеком. В вышеназванных примерах раскрывается сущность веры, а значит один из принципов идеологического воздействия и манипуляции сознанием общества: искусственно созданная вера в определенные идеологические мифы превращает их в истину сознания, на которую человек или массовое сознание людей реагирует как на незыблемую реальность. Отсюда следует, что мифотворчество на уровне государственной идеологии является искусственным конструированием той реальности, в котором существует общество, реагируя не на истину истории - факты, статистику, всесторонние знания причин и целей общественных явлений прошлого или настоящего, а на искаженный, пристрастный или сознательно подложный способ интерпретации этого явления мифотворцами-идеологами сообразно их коньюктурным целям.
Воображение и мысль создают разные уровни образного и логического мышления человека. На Земле существуют только два вида всех человеческих действий: действия физического тела и действия в мышлении человека. Последний вид действий отделяет существование человека от существования животного, поэтому первичный принцип философии - науке о бытии, был сформулирован Декартом: «я мыслю, следовательно я существую». Быть человеком означает мыслить, а мыслить означает совершать деяния в своем мышлении. Русское слово «деяние» произошло как производное от греческого слова «идея», означающее «образ», «вид», потому что когда человек представляет или вспоминает какой-либо образ (картинку) в воображении - этим он совершает деяние в своем мышлении, а зрительные образы являются первичным материалом и средством этих деяний.
Данная этимология подтверждается: эволюция мышления происходила от первичных чувственных образов реальности к логическому понятию и сначала древний человек, не умея говорить, а значит мыслить, совершал деяния только зрительными образами - оперировал ими (некоторые ученые утверждают, что люди в древности могли передавать друг другу образы на расстояние, а также обладали способностью коммуникации с коллективным бессознательным человечества). Слово - это переход чувства в мысль и вторая ступень эволюции, разделившая мышление человека на мир чувств и мир разума - логоса. Только после того как язык человека соединяет информацию пяти органов чувств с разными формами звуков - словами и образует человеческую мысль, только тогда начинает совершать деяния разум человека, средствами которого являются обобщенные понятия и абстрактные категории логоса. Именно поэтому библия постулирует: в начале (разума) было слово (язык)… Отсюда определение: идея - это деяние в разных уровнях мышления человека, средствами которого выступают либо чувственный смысл - зрительные образы на уровне воображения, либо логический смысл понятий и категорий на уровне мысли.
Телевидение поставляет вниманию человека наглядно-образный материал, а мышление человека сознательно или бессознательно извлекает логический смысл и значение этих образов. Другими словами, когда человек смотрит телевизор, в его уме происходит непрерывная логическая операция отвлечения от конкретных зрительных образов к абстрактному и обобщенному смыслу идей, оседающих в подсознании человека. Существует также обратная логическая операция: переход от невидимого логоса к проявленной картинке - от абстрактного к конкретному. Из физиологии известно, что нерв идущий из глаза в мозг в 25 раз толще нерва, идущего от уха в мозг. Это означает, что смысловая нагрузка картины в 25 раз интенсивнее и больше, чем восприятие логического смысла через звук, например радио. Проведите аналогию из компьютера: символьные файлы по объему информации всегда в десятки раз меньше картинок. Картинка - это воплощенная в физическую материю мысль. Отсюда следует вывод: когда логическая идея, как обобщенный и абстрактный смысл понятий, материализуется в наглядные образы в виде фильма или передачи, она воплощается в реальность общественного сознания и становится в 25 раз сильнее: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Таким образом, наука психологии обосновывает главный тезис: как на микроуровне - внутри человека, устойчивые представления в воображении являются рычагом воли и моделью как сознательного, так и бессознательного поведения, так и на макроуровне - в государстве телевидение выполняет функцию и роль воображения, внушающего модели и стереотипы поведения разным слоям общества.
Неотъемлемым профессиональным знанием людей, делающих телевидение, должен стать такой предмет как телеология - наука о целях. Все действия и понятия на свете сами по себе либо нейтральны, либо просто дуальны, поэтому правильное или неправильное всегда зависит от третьего фактора. Этот фактор - цель. Если целью коммерческих каналов становится погоня за количеством телезрителей, то правильным с точки зрения этой цели будет воздействие на человеческие инстинкты - секс, агрессия, т.к. они первичны, более популярны и сильны по отношению к нравственным чувствам. А неправильным для данной цели станут передачи, например, об искусстве, из-за которых канал тут же потеряет половину телезрителей - представьте себе размер публики, смотрящих балет или слушающих классическую музыку по ТВ.
Если же видеопрограммы имеют созидательную цель, то правильным по отношению к этой цели будут интеллектуальные передачи и фильмы, подчиненные нравственным замыслам (идеям) и прошедшие цензуру (очищение) от пошлого и агрессивного ширпотреба. Примером созидания может служить телекомпания «Дискавери» - ее можно назвать школа по телевизору, наглядно преподающую предметы истории, географии, астрономии, технических наук и т.д. Во сколько обойдется контракт правительству РК с компанией «Дискавери», если создать постоянный государственный канал-ретранслятор, работающий в обычном метровом диапазоне? Если бы этот канал стал доступен всем сельским жителям, то третью часть подростков, бесцельно слоняющихся во дворах, нельзя было бы оторвать от телевизоров. Здесь невольно вспоминается античный афоризм: ничего не делая люди учатся делать дурное.
Резюмируя вышесказанное необходимо подчеркнуть: система целей, т.е. идеологическая концепция коммерческих телеканалов остается под большим вопросом, тем более при условии отсутствия морально-нравственной пропаганды со стороны государства. Рыночная «свобода» для пошлости, бездарности и низменных страстей «освободила» СМИ от культурологической цензуры(не путать с политической цензурой), которая была в СССР и всегда выполняла функцию психогигиены и морального воспитания общества . Телевидение пропагандирует фильмы, формирующие идеалы преступного образа жизни, а когда виртуальное преступное мировосприятие становится нормой и криминализирует массовую психологию и поведение людей - виноватыми всегда остаются правоохранительные органы, неспособные защитить общество от насилия и преступности. Они ведь борются со следствием - с поступками людей и не изменяют их причины, которые формируются на уровне сознания - идеологии, мировоззрения, культуры, поэтому, выражаясь образно, бесполезно периодически вытирать лужу - бороться со следствием, необходимо исправлять причину - отрегулировать кран, из которого капает, да не просто капает, а бурными потоками насилия, пошлости, культом денег и эгоизма промывает людям мозги, формируя соответствующую мотивацию, систему целей и ценностей.
И в этом контексте нельзя не сказать о том, какую противоречивую роль выполняют СМИ на фоне объявленной государством борьбы с коррупцией. Базовые истоки коррупции несет в себе мощная идеология культа денег и буржуазных ценностей Запада, хлынувших в сознание общества после развала СССР. Со всех СМИ на человека воздействует культ материальных ценностей, а вместе с ними культ эгоизма, погоня за деньгами, за прибылью, за красивой жизнью, за роскошью и богатством. Разумеется, быть богатым не порок, но в конечном итоге все сводится к системе ценностей того, какими способами можно заработать это богатство. Где вы видели, чтобы наряду с культом денег и культом частнособственнического эгоизма осуществлялась пропаганда уважения к труду и воспитания в обществе тех ценностей, которые были бы выше материальных благ - порядочность, принципиальность, бескорыстие, любовь к своему делу, а не к приносимым деньгам. Человек нашего общества полностью зомбируется на результат - любыми способами добыть деньги, а так как самый короткий способ получить деньги - это воровство, то в сущности культ денег разлагает общество изнутри и внушает ему свой главный принцип: чем аморальнее способы заработка - тем быстрее и больше результат прибыли. Как правило, в мотивах людей побеждает размер прибыли и скорость ее достижения.
В отношении коррупции следует особо подчеркнуть: в условиях тотальной буржуазной идеологии, когда вокруг абсолютно все покупается и продается, чиновник любого уровня несет в себе ее идеологию, а значит морально и психологически готов торговать своими полномочиями и обязанностями, ведь другого товара в наступивших рыночных отношениях у него просто нет. Фактически любой чиновник превратился в бизнесмена, т.к. дикий капитализм стер грань между сферой государственной деятельности (служением закону) и предпринимательством (погоней за прибылью). Поэтому с одной стороны государство борется с коррупцией, а с другой стороны все средства пропаганды внушают обществу разнообразные материальные вожделения и формирует извращенную систему ценностей, в которой честность и терпение - становятся слабостью, а не духовной силой, отождествляясь с «честной бедностью» и презрительным стереотипом «одной зарплаты». Масштаб, интенсивность и мощность идеологии культа денег абсолютно несоизмерим с пропагандой нравственных ценностей и борьбой против коррупции, поэтому противостояние этих весовых категорий приводит к тому, что мы имеем: общество пронизано до мозга костей тотальной коррупцией, а идеология «купи - продай» переместилась из области материального в область духовного и вовсю разлагает моральные основы общества.
И в первую очередь, эта торгашеская буржуазная идеология извращает и деформирует сознание молодежи, у которых еще не воспитан и не выработан моральный иммунитет и стойкая система ценностей, которая, судя по динамике развития, уже вряд ли воспитается. Сфера любви и чувств превращена в товар, и среди молодых девушек уже считается нормой иметь спонсора, а то и нескольких одновременно, что в сущности является проституцией, только немного в другой - в более завуалированной форме, ведь девушка элементарно торгует своим телом. Взгляните в глаза многим из них: в глазах баксы, в мыслях шмотки и ночные клубы, а в сердце расчет - вот он образ многих будущих мам, а значит будущего нации. Кого вырастят такие мамы? Сфера политической деятельности тоже превращена в товар, ведь в казахстанских СМИ уже давно употребляется понятие «политический рынок», и главное это понятие открыто употребляют сами чиновники и политологи. А ведь политика - это идеология добра и справедливости, закрепленная в законах государства и воплощаемая в жизнь с помощью государственной власти. И во все времена политическая власть была ареной борьбы за те или иные идеи справедливости, и во все времена политические лидеры готовы были отдать жизнь за идею, потому что политика - это власть духа над материей и способ подчинения общества различным идеологиям, но очевидно, что эти истины написаны историей не для политической власти Казахстана, для которой наоборот материальные ценности имеют власть над духовными. И уж если справедливость переведена в плоскость рыночных отношений и политика превращена в рынок, тогда неудивительно что мы имеем антинародные и аморальные законы, которые легко продавливаются через законодательную систему политиками-торгашами сообразно их корыстным целям и желаниям нажиться на этих законах. Однако все же хочется верить, что когда-нибудь законы государства (конституция, присяга в армии, как и клятва Гиппократа и т.д.) не будут продаваться на «политическом рынке», а будут иметь статус незыблемых ценностей и святой справедливости…
Таким образом, как на микроуровне - внутри человека мир логоса (абстрактные и обобщенные понятия) и мир чувств (восприятие реальности и воображение) являются разными уровнями единого мышления, так и на макроуровне государства идеология (концепции, законы) и телевидение (мир зрительного чувства) составляют органическое целое, осуществляя процесс круговорота: идеи раскрываются и материализуются на телевидении, а телевидение продуцирует и создает идеи в умах людей. Телевидение - это «техническое» воображение в сознании общества и современный преемник мифологии, которая в древности существовала в воображении людей, была метафорическим источником идей и смыслов. И в наступившем тысячелетии, в эру информационных технологий, необходимо признать, что систему ценностей любого общества формируют те персональные личности и политические силы, в руках которых находятся средства массовой информации или контроль над ними, но неоспоримо большее аксиологическое воздействие на умы и души людей оказывают те, кто владеет «сердцем» идеологического воздействия - телевидением.