Когда прошлой зимой лидеры грузинской оппозиции объявляли о переносе акций протеста на весну, главным аргументом для принятия этого решения являлись погодные условия, в теплое же время года оппозиционеры собирались «стоять до конца». Однако, помитинговав весной и не встретив поддержки со стороны новой американской администрации (на что и была основная надежда противников Саакашвили), оппозиционеры пришли в замешательство. Теперь в их среде появляются предложения о новом переносе «бессрочного митинга» – на осень. Повод объявлен тот же – погода, однако, если в первый раз оппозиционеров смущал зимний холод, то на сей раз – летняя жара.
Следует заметить, что теперь ссылка на погодные условия выглядит значительно менее убедительно, а речь, скорее всего, идет о попытке завершить активную деятельность по свержению Саакашвили, сохранив лицо. Саакашвили же, в свою очередь, занимается изменением законодательства, направленным на более эффективное противодействие возможным антиправительственным акциям. На днях стало известно, что грузинский парламент готовится принять поправки к закону «О собраниях и манифестациях», запрещающие использование каких-либо конструкций (в частности так называемых «клеток протеста», активно использовавшихся оппозицией) для блокирования дорог. Если прошедшей весной, когда Барак Обама определялся со своим внешнеполитическим курсом, у грузинской оппозиции действительно был шанс получить власть, то теперь есть все основания предполагать, что выбор сделан.
Руководство Соединенных Штатов решило оставить Михаила Саакашвили на посту президента Грузии, рассматривая его как наиболее эффективный инструмент давления на Россию. Саакашвили действительно чувствует себя достаточно уверенно и раздает интервью ведущим мировым СМИ. Однако, наиболее знаковым событием, свидетельствующим о том, что грузинский президент сохраняет определенный статус в глазах заокеанских кураторов, является недавний визит Саакашвили в Армению. Подчеркнутая дружественность приема, сопровождавшегося вручением Саакашвили ордена Чести, вызвала значительное недоумение не только в России, но и в самой Армении. Ведь отношения обеих кавказских стран складываются непросто. Здесь сказывается и тесное сотрудничество Тбилиси с Баку, у которого, в свою очередь, непростые отношения с Ереваном. Кроме того, особое недовольство жителей Армении вызывает дискриминация их соплеменников в Джавахке – районе Грузии с преимущественно армянским населением. Однако в Ереване митинги протеста, призванные обратить внимание грузинского президента на эту проблему, были разогнаны полицией. Усугубил ситуацию и тот факт, что армянского депутата, занимавшегося проблемами Джавахка, не пустили на территорию Грузии за несколько дней до визита Саакашвили в Ереван. Разумеется, формально понять армянского президента Сержа Саргсяна можно. Определенную роль играет дипломатический протокол, а главное – Ереван опасается усиления транспортной блокады своей страны, ведь именно открытию грузинского транзита в Россию стороны уделили особое внимание на переговорах. Тем не менее, сложно поверить, что все определили только «поспевающие фрукты».
После проведенных встреч можно ожидать ухудшения отношения к Еревану в Москве, равно как и рост оппозиционных настроений внутри Армении. Уровень поддержки Саргсяна со стороны националистически настроенных сил страны и так уже значительно упал после начала «заигрывания» с Турцией. Однако ситуация выглядит значительно более прозрачной, если предположить, что вручение Саакашвили ордена Чести было сделано под давлением Вашингтона, выстраивающего на Кавказе новую геополитическую конфигурацию. Армении, в свою очередь, могла быть предложена альтернатива – встраивание в предложенную схему или усиление изоляции страны. И если совсем недавно, у Еревана был еще один «запасной выход» – Иран, то ныне, после известных событий, активное взаимодействие с Тегераном стало едва ли возможным. В противном случае никакое армянское лобби в американском конгрессе и сенате не спасет Ереван от ярлыка «союзника Ахмадинеджада». Кстати, «идеологическое» давление на Армению началось еще до выборов в Иране. Показательно, что в начале июня американская корпорация «Вызовы тысячелетия» приостановила выделение Армении $67 млн на строительство автодороги, «по причине своего разочарования медленными темпами демократизации в стране». На этом фоне США активно пытаются встроить Армению в собственный сценарий кавказской игры. За основу создаваемой американцами на Кавказе новой конфигурации может быть взята «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе», предложенная Турцией после прошлогодних событий в Южной Осетии. Тогда предполагалось, что в нее войдут Россия, Турция, Армения, Грузия и Азербайджан. Теперь эта схема может обрести второе дыхание, но уже без России и под патронажем США. Причиной того, что подобный поворот событий стал возможен, является улучшение отношений между Турцией и Соединенными Штатами, отношений, которые еще год назад переживали не лучшие времена. Основным противоречием между Вашингтоном и Анкарой являлся курдский вопрос. Ныне же США удалось выстроить определенный баланс отношений между сторонами (не последнюю роль в этом, видимо, сыграл и начавшийся с 1 июня экспорт нефти иракского Курдистана с транзитом через турецкую территорию). Все это позволило США в очередной раз склонить Турцию на свою сторону. Стоит отметить, что в начале июня министр обороны Турции Вежди Генуль, выступая в Вашингтоне, заявил о необходимости дистанцирования Армении от России и Ирана. Разумеется, на фоне подобных глобальных процессов США меньше всего заинтересованы в какой-либо дестабилизации в Грузии, поэтому есть все основания считать, что Вашингтон будет продолжать поддерживать Саакашвили и пытаться не допустить революционных потрясений в стране.
Александр Собко
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=14623