в Москве документах отражено лишь намерение США «отнестись с пониманием» к российской обеспокоенности данной проблемой.
Таким образом, главная цель США в связи с возможным подписанием договора СНВ-3 состоит в том, чтобы вывести из-под его действия как можно больше своих вооружений и обеспечить тем самым себе подавляющее военно-стратегическое превосходство над Россией. При паритете числа атомных боезарядов и их носителей решающее преимущество будет иметь та сторона, которая может лучше обезопасить себя от ракетно-ядерного удара другой, а также обладает высокоточным неядерным оружием. Поэтому ключевую роль в обеспечении глобального доминирования США приобретают новый пояс системы ПРО и переоснащение значительной части своего ракетного арсенала под высокоточное оружие с обычными боезарядами.
Как предупреждает Леонид Ивашов, «США имеют серьёзное превосходство над Россией в размерах и качестве ядерного потенциала. 5200 ядерных боеголовок в арсеналах США вполне достаточно для уничтожения не только любого государства, но и всей земной цивилизации. Однако они не будут применены, пока у России есть возможности для ответного удара неприемлемой для США мощности. У России сейчас 3000 боеголовок. Имеющаяся система ПРО не в состоянии полностью блокировать такую армаду. А вот если у нас останется только 1000, то США смогут их нейтрализовать. При таком сравнительно малом числе боезарядов первостепенное значение приобретает противоракетная оборона, так как её боевая эффективность (в абсолютных величинах) обратно пропорциональна количеству атакующих боевых блоков. Обама на встрече с Медведевым не захотел договариваться по ПРО именно потому, что США необходимо разворачивание этой системы для обеспечения себе ядерного превосходства. Американцы ориентируют развитие своей многоэшелонированной системы ПРО на достижение уже в ближайшие годы способности уничтожать до 600 носителей ядерного оружия и до 300 прорвавшихся боевых блоков. А это и есть практически та самая 1 тысяча единиц. Вот администрация Обамы и добивается взаимного сокращения стратегических ядерных средств до уровня, гарантирующего США уничтожение этих средств на позициях, разгонном участке, орбитальной траектории и в районах падения прорвавшихся боевых блоков».
Но является ли это однозначным аргументом против подписания СНВ-3? Наш ракетный парк устарел и нуждается в серьёзной модернизации. Он уже вынужденно сокращается без всяких договоров о сокращении. В этой ситуации вполне логично добиваться от американцев такого же сокращения, на которое у тех нет особого резона идти. Без нового договора США вполне могут оставить свой ядерный потенциал на прежнем уровне или даже снова начать его увеличивать, тогда как у России средств на аналогичный шаг, по-видимому, попросту нет. Правда, тогда летит к чертям миф о «миролюбивом» Обаме. Но если именно Россия откажется продолжать дальше консультации по СНВ-3, то Россию-то и обвинят в несговорчивости и агрессивных намерениях, благо готовность к этому на Западе есть всегда.
То есть выбирать приходится из двух зол. Или наши ракетно-ядерные арсеналы будут постепенно приходить в негодность, тогда как у США останутся на прежнем уровне. Или же они уменьшатся у обеих сторон, но США получат стратегический перевес в обычных вооружениях. Один вариант хуже другого, но надо на что-то решаться.
Увы, такова невесёлая проза сегодняшней жизни, едва скрашиваемая улыбкой Обамы, вовсю демонстрирующего, будто США отказываются от имперских амбиций.
Накануне визита Обамы в Москву внимание наблюдателей привлекли некоторые шаги американского руководства. Так, были отменены намеченные манёвры военно-морских сил НАТО в Чёрном море. Збигнев Бжезинский, считающийся главным теневым руководителем внешней политики нынешней администрации Белого дома, сказал что-то о том, что-де пора отойти от привычного (то есть его же, Бжезинского) взгляда на мировую политику как на шахматную доску. Это же повторил и сам Обама во время визита в Москву: «В 2009 году великая держава не демонстрирует свою мощь, демонизируя противника. И прошли те дни, когда империи относились к другим странам как к фигурам на шахматной доске».
В этих словах иногда склонны видеть серьёзное изменение внешней политики США, отказ от некоторых прежних стереотипов и имперских амбиций. Отмечают и явное нежелание Обамы ссориться с Россией из-за Украины и Грузии. Эти убеждения поддерживают американские аналитики, лояльно настроенные к Обаме. Алан Коуэлл в “The New York Times” пишет, что Обама стремится не к расширению влияния США, а к признанию его границ другими, и к возвращению «эры равновесия», где «Россия займёт принадлежащее ей по справедливости место великой державы». «Без поддержки России и Китая в международной политике ядерного давления США не могут надеяться на получения необходимого рычага воздействия на Пхеньян и Тегеран», – отмечает эксперт.
В этой последней фразе зашифрована суть политики нынешнего хозяина Белого дома. Поддержка России нужна США лишь для достижения своих стратегических целей, а вовсе не для выстраивания нового мирового порядка совместно с Россией. Таким образом, США только сделают на время вид, что готовы признать за Россией «принадлежащее ей по справедливости место великой державы». Что касается Украины и Грузии, то, похоже, новое руководство США просто осознало, что эти государства как члены НАТО, повёрнутые против России – величина в военном смысле нулевая, если даже не отрицательная. Но тот же Бжезинский в той же статье, где говорил об отказе от принципа «шахматной доски» предупреждал Россию о недопустимости имперского реванша с её стороны (это означает запрет любых форм интеграции на постсоветском пространстве под главенством России) и о том, что народам Украины и Грузии в вопросе о вступлении в НАТО будет принадлежать решающее слово (что это означает в устах американского политика – тоже объяснять не приходится).
За две недели до визита Обамы некоторые аналитики изобразили удивление, узнав о решении руководства Киргизии продлить аренду американцами базы ВВС в аэропорту «Манас», изменив её статус на «транзитный центр для невоенных грузов». Стали высказываться необоснованные предположения, что этот шаг был предпринят киргизской стороной внезапно для России. Ведь ещё весной президент Киргизии Курманбек Бакиев, получив от России списание долгов и льготный кредит, пообещал вывести американскую базу летом сего года, и киргизский парламент даже принял соответствующее решение.
Ждавшие ухода американцев из Киргизии забыли, что ещё тогда же, весной, министр иностранных дел России Сергей Лавров высказывал заинтересованность РФ в транзите невоенных грузов для войск коалиции в Афганистане. То есть дал понять, что Россия не против аналогичных шагов и со стороны своих союзников по ОДКБ. Характерно, что официальная реакция России на новое решение Киргизии была вялой, ограничившейся дежурной отпиской о «разочаровании» в связи с этим шагом Бишкека. А теперь Россия проявила инициативу и первой из стран СНГ согласилась на посадку у себя американских самолётов с военными грузами и военнослужащими, направляемыми в Афганистан! Раз так, то теперь это же не зазорно делать и центрально-азиатским странам.
Что Россия получила взамен этого беспрецедентного согласия – неизвестно. Как-то не хочется верить, что в уплату за это США дали нам только улыбки и ободряющие фразы Обамы, да согласие подумать над заключением СНВ-3. Но всё же, учитывая общий расклад сил, картина складывается невесёлая. Да, ничего смертельного нашей Родине в связи с достигнутыми на московском саммите договорённостями пока не грозит. Но и радоваться, откровенно говоря, абсолютно нечему.
Ярослав Бутаков
http://win.ru/civil/2145.phtml
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |