Летательный аппарат, получивший имя "БАРС" (безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет) представляет собой гибрид самолета и дирижабля. Гелий закачивается в тороидальную жесткую оболочку, вертикальную тягу обеспечивает мощный двигатель внутри тора - "бублика", а крейсерскую скорость до 300 км/ч - маршевые двигатели.
По оценке авторов проекта, стоимость перевозки пассажиров и груза БАРСом в 8-10 раз ниже, чем самолетом, в 15-20 раз дешевле вертолета, в 6-8 раз ниже автомобильного, в 3-5 раз - железнодорожного, и в 1,5 раза - водного. Для проектирования и постройки пробной партии аппаратов грузоподъемностью от 20 до 500 тонн требуются инвестиции в размере $1 млн. на одну тонну грузоподъемности, серийные аппараты будут обходиться примерно в 10 раз дешевле опытных. О намерении приобрести аппарат уже заявили главы ряда крупных российских компаний, к нему проявили интерес также во Франции. Заинтересованность в поставках электронных компонентов для "гибрида" выразило екатеринбургское ФГУП "НПО Автоматики", оснащающее своей электроникой ракетоносители и стартовые комплексы "Союз-2".
На полигоне под Тюменью специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИИА) и их коллеги-разработчики из ОАО «Тюменьэкотранс» несколько лет проводили сперва летные, а затем и заводские приемо-сдаточные испытания уникальных для России безаэродромных летательных аппаратов БАРС и «Белла».
Собственно, это действительно смахивает на фантастику – ведь на свет появился некий гибрид самолета, дирижабля, вертолета и морского судна на воздушной подушке! А на строго-профессиональном, научном языке его можно представить как аэростатический, комбинированный летательный аппарат (АКЛА) нового поколения.
У БАРСа несколько модификаций и размеров. Так вот, в зависимости от этого «сибиряк» может иметь взлетную массу от 80 до 490 тонн. Аэростатический объем – от 7 до 90 тысяч кубических метров. Мощность силовых установок – 8000-44670 кВт. Габариты: длина – от 72 до 168 м, размах крыльев – от 70 до 165 м, высота – 20-47 метров. Коммерческая нагрузка – от 45-60 до 280-400 тонн. Дальность полета – 3350-4500 км. Крейсерская скорость – 180 километров в час, высота полета – до 500 м.
Посадку и взлет такой аппарат с помощью воздушной подушки может осуществлять с любой ровной поверхности – грунта, воды, льда, снега, болота и т.д.
Режимы эксплуатации тоже могут быть разными – самолетный, вертолетный и аппарата на воздушной подушке. А насколько он эффективен? По весовой отдаче БАРС превосходит тыжелые грузовые самолеты – аналоги «Ан» — в 2-3 раза, а по удельной производительности – в 1,5-3 раза! Особо подчеркну, что БАРС, как и его сестрица «Белла», не имеет аналогов в мире и уже надежно защищен патентами на изобретения в России, Германии, США.
Что касается областей применения, то речь может как о доставке грузов и пассажиров в труднодоступные местности, так и о предупреждении, ликвидации аварий, последствий чрезвычайных ситуаций, использовании в различных транспортно-технологических работах. Словом, трудяга! Новый вид транспорта, говорят, уже сильно заинтересовал главу МЧС Сергея Шойгу, железнодорожников, нефтяников и газовиков Югры и Ямала, строителей, пожарных, пограничников из Кургана и Челябинска, Дальнего Востока.
Вопрос в другом. В серьезных инвестициях. Для того, чтобы Россия получила не эспериментальный, а промышленный образец уникального летательного аппарата, в данный проект нужно вкладывать деньги. И неважно, кто это будет – государство, потенциальные заказчики и покупатели – к примеру, те же «сырьевики», или крупный частный бизнес, которому близко и дорого почему-то ругаемое нынче слово «патриотизм»…
М. Калашников