Примерно то же самое можно сказать о девяноста процентах того, что делается «там наверху». Они там в воздухе летают и «все дела делают».
Тем не менее. Если уж мы почему-то интересуемся этими самыми раскладами, то не стоит вестись на некоторые «как бы очевидные» вещи.
Ну вот, чтобы не бегать за примерами. Сейчас вовсю идёт «шпиёнский скандал» между Америкой и Россией. Причём у нас тут все недоумевают: как же это Обама так Медведева обидел? Про «перезагрузку» говорил, гамбургеры с ним ел, и после этого – так в морду тортом. Одни возмущаются, другие восхищаются. То ли «сволочь какая», то ли «молодец, русских поставил на место».
Ну, давайте потрындим на эту тему.
Начнём с того, что считать зохаванных американской цеерой товарищей шпионами-нелегалами – именно шпионами-нелегалами! – совершенно невозможно. Потому что таких нелегалов НЕ БЫВАЕТ. Ещё в семидесятые годы засланцы - то есть агенты, рождённые на территории России, но выдающие себя за нативных немцев, американцев и так далее – повывелись как класс. Потому что примерно к этому моменту были разработаны работающие компьютерные методики анализа речи, которые позволяли определить родной язык клиента. Родной – в смысле, «материнский», на котором он в детстве говорил. Не стопроцентно, но хотя бы так, чтобы сузить число подозрительных фигур до приемлемо-вменяемого, после чего человеком можно уже заниматься адресно… Сейчас же никакой Наташе Борисовой родом из Мытищ сколько-нибудь долго выдавать себя за Энн Виламовиц из Новой Англии и вовсе невозможно. То есть возможно – пока она не занимается ничем таким-этаким. Из засылаемых остались «люди под прикрытием» - то есть не скрывающие своё происхождение, а просто делающие вид, что они тут погулять вышли. Тяжесть же нелегальной работы лежит на плечи местных кадров, перекупленных или распропагандированных.
Однако в нелегальной работе бедолаг особенно и не обвиняли. Более того, они и не особо-то шифровались. Так, играли в американцев, и всё.
Чем же, собственно, «шпионы» занимались? Странными вещами. С одной стороны, какие-то связи с внешнеразведывательными структурами у них были. Связи состояли в том, что оные структуры подкидывали им денежек, чуть ли не за вырезки из газет. «Анализ политики Штатов по отношению к России» и ещё какая-то чушь. «Смишно».
Биографии и физиономии всех этих товарищей тоже наводят на мысли. Все они жили неплохо, некоторые прямо-таки роскошествовали. Та же «Анна Чепмен» - это же типичная «девушка за рулём белого джипа». Типаж узнаваемый, но совершенно не шпионский.
На что же всё это похоже? Более всего – на СИНЕКУРУ. «Блатных пристроили в Америчку пожирковать».
При этом пресловутая «работа как бы на разведку», вполне воможно, сводилась к самому тривиальному завязыванию знакомств в «настоящих американских кругах».
Никакой «вербовкой в пользу государства Российского», однако, тут и не пахнет. «Девочка, если ты выйдешь на ихнего мэра, мы тебе купим «Вирту» за мильон» - вот что-то в этом роде.
Не исключено, что выводок выпасался на развалинах какой-то старой советской агентурной сети, давно протухшей за ненадобностью, или поддерживаемой для какой-нибудь мелкой гадости типа отмывки совсем уж грязного бабла. «Уругвайский фотограф» в этом смысле вполне вписывается в картинку. Хотя – кто знает.
Какой именно выводок блатёнышей выпасался и из каких конкретно семейств – это надо смотреть биографии, фамилии, семейные и родственные связи. Понятно, что спецура – других кланов у нас нет – а дальше надо знать конкретику.
Теперь вопрос. А почему мы думаем, что лично товарищу Дмитрию Анатольевичу этот клан был близок и дорог? А если наоборот?
Дальше, предупреждаю, идут чистой воды инсинуации. Фантазии, то бишь. Прошу к ним так и относиться. Но пофантазировать-то можно?
Представьте себе такие разговоры:
- Володя, твои люди обидели моих людей. По бизнесу. - Конкретизируй. - Ну, эти… В Зимбабве там один есть, Василий такой. Из этих. - А, эти. Извини, Дима, такие вопросы ты сам решай. А лучше вообще не суйся. Вася – мужик серьёзный. У меня к нему лично претензий нет. - То есть ты мне не поможешь? - Сам решай вопросы. Мальчик, что-ли? - Хорошо, Володя. Я сам решу вопрос.
* * *
- Господин Президент, у меня небольшая, так сказать, просьба. Даже не просьба, а что-то вроде информации… - Дмитрий, я тебя не понял. Проблемы с английским? - Никаких проблем. В общем, тут у тебя живут люди… Они шпионы. - Шпионы? Чьи? - Как бы наши… Чёрт, как это по-английски… В общем, мне кажется, стоит проверить некоторых людей, живущих в Америке. На самом деле они русские. - О-о. Русская мафия? - Хуже. Они представляют угрозу для безопасности Соединённых Штатов. Документы я передам.
- Дмитрий, я хочу сказать тебе одну вещь. В таких вопросах я не могу действовать так, как вы.
Я должен соблюдать демократические процедуры. - Конечно. Я тоже демократ, не то что Вова. Соблюдай все демократические процедуры. - Но это будет скандал. Публичный международный скандал. - Мы отнесёмся к этому с пониманием. Демократия требует жертв, да? Передай мне тот гамбургер, пожалуйста.
Повторяю, это чистой воды фантазии. Просто, если уж думать да гадать, «почему они так» - не стоит сбрасывать со счетов и такие варианты.
Нет, не так. О таких вариантах стоит думать в первую очередь. Учитывая грустные отечественные реалии.