Дальний Восток — самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион. Уже этот факт создает довольно серьезные проблемы, учитывая размеры государства. В советское время прилагалось немало усилий для освоения Дальнего Востока — повышения плотности населения, развития инфраструктуры, строительства военно-морских баз, освоения ресурсов. В результате распада СССР Дальний Восток оказался в весьма уязвленном положении: местное русское население стало покидать регион, промышленность деградировала, остро ощущается нехватка рабочих мест.
Одновременно с этим в соседних Японии и Китае продолжается рост рождаемости, бурно развивается экономика. Эти государства испытывают серьезные проблемы экономического и экологического характера в связи с крайней перенаселенностью, в то время как по соседству находится огромная и практически незаселенная территория, богатая природными ресурсами.
Немаловажно и то, что Япония имеет территориальные претензии к России, а в Китае все шире распространяется недовольство границами, проведенными царским правительством в XIX в.
Ввиду своего географического положения и экономической ситуации в стране Дальний Восток существует в условиях целого ряда негативных факторов. Это прежде всего сложные, в том числе экстремальные природно-климатические условия, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно-развитых районов страны, бездорожье, нестабильность и отток населения. В этой ситуации большую роль играют Транссибирская магистраль и БАМ, хотя сейчас Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, строительство которой потребовало огромных государственных капитальных вложений и осуществлялось всеми республиками бывшего СССР, загружена менее чем наполовину своих провозных мощностей.
Одним из главных сдерживающих факторов является сложившаяся структура народного хозяйства. Неэффективная отраслевая структура экономики, в которой доля добывающих отраслей в объеме продукции составляет 30%, а отраслей специализации (рыбной, цветной металлургии, лесной) с отсталыми технологиями и техникой — более 50%, обусловливает крайне неблагоприятную ситуацию именно сейчас, в период перехода к рыночным отношениям в экономике.
Это создает и многочисленные дополнительные экологические проблемы.
Хроническое отставание производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта и энергетики, отразилось и дополнилось тяжелым положением в отраслях специализации. В депрессивном состоянии находится золотодобывающая отрасль, где из-за резкого сокращения ассигнований свертываются геологоразведочные работы, наблюдаются массовый уход работников с предприятий и значительное падение добычи в основных ее районах — Магаданской области и Якутии.
Не удалось стабилизировать обстановку в топливно-энергетическом комплексе. Значительное число предприятий Забайкалья и Дальнего Востока работают в режиме жестких ограничений поставок энергоресурсов из-за дефицита финансовых средств для их оплаты. Крайне сложная ситуация сложилась в горнорудной промышленности, которая усугубляется отставанием прироста разведанных запасов минерального сырья, резким снижением темпов геологоразведочных работ. По существу, нарушен процесс воспроизводства минерально-ресурсного потенциала региона. В кризисном состоянии находятся лесной и рыбопромышленный комплексы.
Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. Все это особенно болезненно сказывается на дальневосточных территориях с ресурсной специализацией, где из-за слабых инвестиционных возможностей предприятий основная тяжесть финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты. Но местные органы управления, конечно, не могут справляться с огромным числом проблем, существующих в регионе, в том числе и экологических.
Тяжелейшие условия жизни, сырьевая направленность экономики, высокая капиталоемкость хозяйственного освоения территории и повышенные транспортные затраты вследствие географической удаленности в современных, резко изменившихся условиях ставят регион в заведомо невыгодное положение.
В условиях самостоятельности производителей и неналаженной практики договорных отношений, недопоставки продовольствия на Дальний Восток приобрели хронический характер. При этом доля местного производства продовольствия не превышает 30% потребностей.
Слабая поддержка фермерских хозяйств, а порой и просто нехватка продуктов питания вынуждают население заниматься браконьерством. Браконьерство процветает на Дальнем Востоке, что наносит ощутимый ущерб окружающей среде. Из-за общего кризиса в стране большинство предприятий в 1990-е гг. простаивало, а другие работали не на полную мощность, что, однако, немного улучшило состояние окружающей среды. Но последствия того же кризиса (распространение браконьерства, тяжелое социальное положение населения и т. д.) ухудшают его. Распространяется множество болезней: например, во Владивостоке один из самых высоких показателей заболеваемости раком.
Итак, российский Дальний Восток находится в довольно шатком положении и требует особого внимания со стороны федерального центра. В противном случае Россия геополитически рискует потерять этот регион и, соответственно, лишиться выхода в Тихий океан, а значит, утратить последние надежды на то, чтобы возродиться как сверхдержава.
Экологические проблемы
Многие из экологических проблем Дальнего Востока связаны с экономическими проблемами, которые были описаны выше. Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах.
Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов России устойчивость дальневосточных экосистем. Неустойчивость возрастает с юга на север, что можно видеть хотя бы на примере климата.
Иногда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т. д. Эти примеры типичны для Дальневосточного региона, т. к. моря и реки имеют для него очень большое значение.
Множество предприятий, связанных с добывающими, химическими отраслями, сбрасывают свои отходы прямо в сточные воды, которые становятся основными источниками загрязнения моря. Причем шельф дальневосточных морей, и особенно южноприморский, из всех акваторий нашей страны наиболее благоприятен для разведения марикультуры.
Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне неудовлетворительная, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны.
Серьезное загрязнение происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают свой нормативный срок эксплуатации. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных морских судов. В устаревших и переполненных базах военно-морского флота хранится большое количество радиоактивных отходов.
На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов — главного богатства региона, а древесина, попадая в водоем, выделяет высокотоксичные фенольные соединения.
В числе экологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что лишь 75% участков могут быть рекультивированы.
Возникновение некоторых дополнительных экологических проблем в настоящее время неизбежно из-за экономического кризиса, но дальнейшее ухудшение окружающей среды лишь усугубит общий кризис, и ударит прежде всего по населению и невозобновляемым ресурсам.
Экстенсивное, истощительное природопользование подорвало потенциал самовоспроизводства возобновляемых природных ресурсов и наряду с развитием экологически вредных производств привело к возникновению потенциальных очагов социальной напряженности.
Политическая ситуация
В сентябре 2007 г. в Хабаровске проходил второй Дальневосточный международный экономический форум. В работе форума приняли участие 19 делегаций из субъектов РФ и 16 делегаций от иностранных государств. Предметом обсуждения стало экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Однако по прошествии нескольких лет никаких радикальных изменений в ситуации не произошло.
Ввиду растущего понимания того, что насущные проблемы России не решаются, в стране наблюдается рост протестных настроений. В этом Дальний Восток играет особую роль. Традиционно наряду с Калининградской областью этот регион, как наиболее отдаленный от Москвы и испытывающий фундаментальные экономические проблемы, является рупором протестных настроений.
Символическое значение имеет и тот факт, что в случае общенациональных акций протеста они, по естественным причинам, стартуют именно на Дальнем Востоке.
При этом власть демонстрирует полное пренебрежение к мнению жителей региона. Более того, применяет вооруженное насилие против мирных граждан.
Ярким примером служит показательная акция, которую устроили московский, хабаровский и дагестанский ОМОН во Владивостоке в конце 2008 г., когда бойцы ОМОНа жестоко разогнали людей, собравшихся на акцию протеста против роста пошлин на иномарки.
Важной проблемой является неопределенность в отношениях с крупнейшей державой региона — Китаем. Российско-китайские отношения широки и многообразны. Неуклонно растет товарооборот между обеими странами. Китай является крупнейшим торговым партнером России, развивается и военное сотрудничество. Огромное число китайских специалистов и студентов проходят обучение в российских вузах.
И все же, говорить о стратегическим партнерстве между двумя странами было бы большой натяжкой. У Китая и России, несмотря на совпадение или сходство позиций по широкому спектру вопросов, нет согласованно выработанной позиции даже по ситуации, возникающей в общем геостратегическом пространстве — в рамках ШОС. Отсутствует и программа долгосрочного экономического сотрудничества.
Главным недостатком двусторонних отношений является отсутствие доверия друг к другу у элит обеих стран. Прозападная либеральная пропаганда в России потратила немало усилий на то, чтобы создать из китайцев образ врага, акцентируя проблему «желтой угрозы». Российские масс-медиа, ангажированные западными и отечественными олигархами, долгое время внедряли в сознание россиян миф о злокозненных китайцах, стремящихся «тихой сапой» захватить Дальний Восток и Сибирь.
Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» недвусмысленно говорил о желательности партнерства с КНР за счет слабой и обреченной на распад России и даже предлагал расплатиться с китайцами за лояльность частью российской территории — Приамурьем и Приморьем. Не исключено, что подобные предложения звучали и в кулуарных беседах американских дипломатов с некоторыми китайскими руководителями.
В то же время, объективная логика говорит о том, что сотрудничество с Россией для Китая выгоднее, чем сотрудничество с США. Российские энергоносители и высокие технологии (конечно, при условии, что деградация научно-промышленного потенциала РФ будет преодолена) могут сослужить для китайской экономики лучшую службу, чем американские ценные бумаги.
Демографическая ситуация и китайская иммиграция
Одна из основных демографических характеристик Дальнего Востока — это незначительная численность населения в сравнении с ее площадью (36,4% площади РФ). В связи с этим начиная с XIX в. правительство царской России привлекало туда население для поднятия целины и создания инфраструктуры. Советское правительство привлекало население на Дальний Восток при помощи высоких заработков и лучших условий жизни. Однако после распада СССР государственная поддержка прекратилась, и регион потерял привлекательность для населения.
Если в 1991 г. население Дальнего Востока составляло 8 млн человек (5,4% от всего населения РФ), то к 1 января 2004 г. в регионе находилось уже только 6,6 млн человек (4,62% от всего населения РФ). По итогам переписи 2010 года — 6,3 млн человек.
До распада СССР китайские приграничные территории северо-востока КНР были очень бедными. После отмены бартера в 1996 г. в целях поднятия экономики в этих регионах Госсовет КНР принял решение сделать часть приграничных городов северо-востока и северо-запада свободными экономическими зонами, на манер китайских приморских городов (Тяньцзиня, Шанхая, Гуаньчжоу и т. д.).
В свободных экономических зонах Китая создавались компании приграничной торговли. Постепенно компании приграничной торговли, пользуясь несовершенством российского законодательства, вытеснили своих российских партнеров с рынка и, открыв на российской стороне собственные филиалы, стали заниматься торговлей сами с собой.
Нехватка рабочей силы в секторах экономики, в которых необходимо выполнять ручную трудоемкую работу, стала ощутимой на Дальнем Востоке еще в 1980-е гг. Узнав про трудолюбие китайцев, их непритязательность к условиям проживания, и согласие на маленькую заработную плату, работодатели стали предпочитать китайскую рабочую силу гастарбайтерам из стран СНГ. Вот почему китайская рабочая сила по численности в данный момент преобладает над рабочей силой из других стран в Дальневосточном регионе.
Кроме того, серьезными проблемами региона являются преступность, контрабанда, масштабные вывозы наличной валюты и разграбление ресурсов Дальнего Востока. Что касается ввозимой из Китая продукции, то в ней часто обнаруживается высокое содержание пестицидов и нитратов во ввозимых в Россию из Китая.
Экономические особенности
С началом осуществления экономической реформы в РФ внешняя торговля Дальнего Востока получила импульс интенсивного роста. Если в дореформенный период среднегодовые темпы роста экспорта составляли порядка 5%, то в пореформенный период превышали 17%. При этом, по мере продвижения реформы, внешняя торговля стала приобретать особое, не свойственное ей ранее значение.
В условиях резкого сокращения централизованного финансирования экономического развития Дальнего Востока, а также колоссального роста транспортных издержек, что привело к снижению конкурентоспособности дальневосточной продукции на внутреннем рынке страны, внешняя торговля превратилась в фактор выживания.
Наметившийся с распадом СССР переход к экономике открытого типа, наряду с резким изменением геополитического положения России, заметно повысил роль приграничных регионов с высокой долей добывающей промышленности во внешнеторговом сотрудничестве страны, предопределив тем самым изменения в территориальной структуре внешнеэкономических связей России. Одним из таких регионов является Дальневосточный экономический район, о чем свидетельствует положительная динамика удельного веса его экспорта в общем объеме экспорта России.
***********
Таким образом, ситуация на Дальнем Востоке требует скорейшего вмешательства государства и принятия мер по целому ряду направлений. Это экономика, политика, административное управление, миграционнаяполитика, экология, демография, транспортная политика, энергообеспечение и др.
В противном случае Россия с высокой долей вероятности может в среднесрочной перспективе потерять этот регион, тем более что к нему проявляют все возрастающий интерес соседние государства — в первую очередь Япония и Китай, а также Соединенные Штаты Америки и транснациональные корпорации.
Необходимо прежде всего радикальное исправление экономической ситуации с целью прекращения оттока населения из региона, а также принятие мер, направленных на улучшение демографической ситуации. Необходимо ужесточить контроль китайской иммиграции на Дальнем Востоке, обеспечить более надежную транспортную связь региона с Сибирью и остальной страной, создать привлекательные условия для малого и среднего бизнеса.
До сих пор практически не используется значительный рекреационный потенциал Дальнего Востока. Экологическая и санитарная ситуация в регионе требует принятия срочных мер, поскольку в регионе отмечается общее снижение продолжительности жизни и ухудшение здоровья населения.