Кандидатов в банкроты их партнеры по еврозоне пытаются спасти кредитами за счет средств налогоплательщиков. Но принципиально в экономике этих стран ничего не меняется. Ведь рост внешних заимствований и большая безработица во многом там порождены бесконтрольной спекулятивной деятельностью банков на фондовых и валютных рынках. Выдают они и кредиты, но в основном тоже финансовым спекулянтам. Однако сумма выдаваемых кредитов существенно превышает собственные и привлеченные средства. Впрочем, это общемировая тенденция. По-русски это называется фальсификацией денег, а на Западе для ее легализации придуман лукавый термин «кредитная мультипликация», причем благополучие экономик стран оценивают по состоянию их фондовых и финансовых рынков. Поэтому вместо целевого кредитования промышленных предприятий при наличии у них заказов, в Евросоюзе спасают обанкротившиеся банки. Так, испанским банкам выдается сейчас 100 млрд. евро, чтобы они продолжили спекулятивную деятельность.
Конечно же, поддержка финансовых спекуляций вместо поддержки реального сектора экономики евро не спасет. Совершенно очевидно, что в условиях продолжающегося мирового финансового и экономического кризиса теряющий свои позиции евро потянет за собой на дно многие страны. Поэтому «тонущие» ради собственного спасения станут вынуждать банкротов покидать еврозону, и те будут восстанавливать свои прежние валюты. Но, чтобы выжить, им придется создать самодостаточную экономику, а это для сравнительно небольших стран с ограниченными ресурсами возможно лишь в кооперации с другими странами. Таким образом, придется договариваться о создании единой экономики, сбалансированной по ресурсам, объемам производства и сбыту в целом по системе и отдельно по странам, и также вновь вводить единую валюту. Но вне рамок единого государства и единого политического руководства такое невозможно. Руководители европейских государств, судя по происходящим событиям, до осознания причин нарастающего в Евросоюзе кризиса еще не доросли. К сожалению, в Таможенном союзе пошли по такому же пути.
Мировой финансовый и экономический кризис, во многом вызванный ростом финансовых спекуляций, и которые теснят товарное производство, привел к нестабильности и падению спроса продукции на мировых рынках. В этих условиях государства при падении мирового спроса оказываются объективно заинтересованы в увеличении продаж отечественных товаров внутри страны, чтобы компенсировать снижение экспортных доходов. Поэтому не исключено, что с нарастанием мирового финансового и экономического кризиса члены ЕС и ВТО начнут отказываться от соглашений о свободном перемещении товаров и капиталов через их границы, чтобы восстановить свой суверенитет и защитить свои внутренние рынки, в том числе ограничив вывоз валюты.
Правила ВТО нарушают права человека, провозглашенные Декларацией ООН и Конституцией России
Чиновники, которые почти 20 лет вели переговоры о вступлении России в ВТО, получали все эти долгие годы за счет средств налогоплательщиков хорошую заработную плату и немалые загранкомандировочные. Как известно, фактически налогоплательщиками являются не организации, а граждане страны. Именно население, приобретая потребительские товары и услуги, в конечном итоге выплачивает все налоги, которые концентрируются в конечных ценах товаров и услуг. Поэтому от его материального благосостояния и платежеспособного спроса зависит благополучие государства, а право на достойную жизнь провозглашено Всеобщей декларацией о правах человека и гарантировано у нас ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Однако, похоже, что российские переговорщики, добиваясь присоединения России к ВТО, были озабочены не столько соблюдением прав сограждан, а также интересов малого и среднего бизнеса и тем самым самого государства, сколько добивались выгод для нескольких металлургических магнатов, у которых большая часть промышленных активов размещена за рубежом. Именно эти магнаты инициировали вступление России в ВТО, так как были заинтересованы в ликвидации таможенных барьеров, чтобы беспрепятственно вывозить из страны на свои зарубежные предприятия дешевую руду, металлолом и свои сырые металлы. Это позволит им существенно уменьшить затраты на производство конечной металлопродукции на своих зарубежных заводах и устранить конкурентов, в том числе в России (см. «Металлурги просят "накрыть" импортеров огнем. Незаконные расследования Минпромторгом импорта крепежа и металлопроката чреваты усилением экономического кризиса» - «Промышленные ведомости» № 5-6, июнь 2009 г.).
Всеобщая декларация о правах человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Российская Федерация, будучи членом ООН, должна соблюдать положения этого международного документа, и все они зафиксированы в Конституции страны. В п. 4 ст. 15 Конституции сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора».
Всеобщая декларация о правах человека – документ ООН, поэтому он обладает более высоким юридическим статусом в сравнении с правилами ВТО. Так как Декларация согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью ее правовой системы, то при подписании соглашения о присоединении России к ВТО приоритетной является норма п. 1 ст.15 российской Конституции: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Таким образом, условия о присоединении России к ВТО имеют юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат Всеобщей декларации о правах человека. Положения восьми из 30 статей Декларации касаются соблюдения достойного жизненного уровня человека, который обеспечивается соответствующей заработной платой, достаточной, как минимум, для простого воспроизводства ресурсов человека и выращивания, хотя бы, одного наследника. Достаточность размера заработной платы определяется покупательной способностью рубля, которая зависит от цен на товары и услуги.
Одно из условий пребывания в ВТО – установление внутренних цен в каждой стране равными внешним в пересчете по соответствующим валютным курсам. Казалось бы, если следовать требованиям ВТО о необходимости соблюдать условия равноправной и добросовестной конкуренции, то курсы валют для обеспечения эквивалентности товарообмена по стоимости, чтобы не обманывать друг друга в торговле, надо устанавливать по их паритетам покупательной способности. Упрощенно говоря, это означает, что если пирожок с мясом в Германии стоит в среднем 1 евро, а в России – 5 рублей, то пирожковый курс должен равняться паритету покупательной способности валют – 1 евро за 5 рублей. На самом деле, для этой цели должна быть сформирована достаточно представительная корзина потребительских товаров и услуг, соотношение цен которой, допустим, в евро и рублях, и составит обменный курс этих валют по их паритету покупательной способности. Аналогично нужно установить курсы для «корзины» промышленной продукции и набора сырьевых ресурсов, и периодически корректировать все курсы в соответствии с изменением ценовой инфляции. Но тогда у финансовых воротил Соединенных Штатов и других стран ВТО исчезнет возможность воздействовать на экономики других стран, манипулируя базарными курсами доллара.
Как отмечалось выше, для увеличения бюджетных доходов от экспорта в пересчете на рубли Центробанком установлен курс обмена рубля с долларом, который примерно вдвое превышает паритет их покупательной способности. Это означает, что покупательная способность рубля занижена вдвое. Поэтому подтягивание внутренних цен к значениям внешних согласно действующим базарным валютным курсам ведет к росту в стране ценовой инфляции, в том числе из-за удорожания импортных товаров, поставки которых растут, потере остатков конкурентных преимуществ по себестоимости российских товаров и росту энергозатрат на их производство, и существенному снижению реальных бюджетных доходов от экспорта в рублевом исчислении. В результате будет снижаться жизненный уровень населения, что противоречит как Всеобщей декларации ООН о правах человека, так и п. 1 ст.15 Конституции РФ о том, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», согласно п. 2 ст. 55 которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Напомню, что соглашение о присоединении к ВТО после его ратификации станет частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции).
Установить же новый курс обмена рубля с долларом и евро - по паритетам их покупательной способности с рублем – нам не позволят. Это будет расцениваться как нарушение правил ВТО, направленное на создание преимуществ отечественным товаропроизводителям. На самом же деле, несоответствие обменных курсов валют членов ВТО их паритетам покупательной способности, - это мера дискриминации в отношении стран с более «дешевыми» валютами, навязанная крупными корпорациями и банками США. Фальсификация курса обмена валют ущемляет как права населения России, так и населения многих других стран, членов ВТО. Разрешить эту проблему, очевидно, могли бы Конституционный Суд России и Европейский Суд по правам человека. Но это лишь одно из следствий «международной» валютной политики. Навязанная фальсификация валютных курсов превращает страны с «дешевой» валютой в источники наживы для стран с валютой «дорогой».
Фальсификация курсов валют – как средство уворовывания чужого капитала
Допустим, пирожок с мясом в Германии стоит в среднем 1 евро, а в России – 5 рублей, однако курс обмена этих валют установили равным не 1 к 5, то есть по паритету их покупательной способности, а 1 евро «продают» за 10 рублей. Тогда турист из Германии, поменяв у нас евро на 10 рублей, купит два пирожка, а приезжий из России – лишь один. Установление Центробанком России валютных курсов рубля, которые примерно вдвое занижают его реальную покупательную способность, ведет фактически к бесплатному вывозу немалых объемов экспортной отечественной продукции, в то время как импортные товары закупаются по завышенным ценам. Но экономическая ситуация в стране усугубляется всей порочной денежной политикой, проводимой с 1992 г., частью которой является валютная. И вот почему.
Для обеспечения баланса товарно-денежного обращения, то есть, чтобы можно было полностью рассчитываться за все производимые и продаваемые в стране товары и услуги, денежная масса должна превышать ВВП – сумму их добавленных стоимостей, так как ВВП, будучи составной частью товарного оборота в экономике, всегда меньше его стоимости - цены. Иначе говоря, агрегат М2 необходимо «привязывать» к товарной массе с учетом их оборота. Денежная масса прокручивается в экономике за год примерно дважды. Например, в Китае она вдвое превышает ВВП, так как он составляет примерно половину товарного оборота.У нас ВВП также составляет примерно половину товарного оборота в экономике, поэтому денежная масса для поддержания баланса товарно-денежного обращения должна превышать ВВП тоже, как минимум, в два раза.
Однако соблюдением этого условия, необходимого для обеспечения устойчивости рубля и экономики как большой системы, все годы «реформ» пренебрегают. Тем самым игнорируются научные основы экономики и п.2 ст. 75 Конституции. Этой конституционной нормой Центробанку вменено в обязанность обеспечивать устойчивость рубля, под которой следует понимать устойчивость его покупательной способности, а не базарного валютного курса с бивалютной корзиной, как это трактуют власти. Однако с началом так называемых экономических реформ рублевую денежную массу якобы для борьбы с инфляцией приравняли к золотовалютному резерву по обменному курсу рубля и доллара. Была создана парадоксальная ситуация, которая продолжается по сей день. Обусловив эмиссию рублей поступлением в Россию долларов, власти превратили рубли в дешевую копию американской валюты, эмиссия которой нам неподконтрольна. Доллары получают в обмен в основном на наши углеводороды. Благодаря искаженному валютному курсу, которым занижается реальная покупательная способность рубля, часть нашей экспортной продукции достается зарубежным покупателям фактически на халяву.
Золотовалютный резерв был в 1990-е годы невелик, поэтому валютный курс установили таким, которым тогда примерно втрое искусственно занижалась покупательная способность рубля. В результате денежная масса не превышала 15-20% ВВП, а Центробанк существенным обесцениванием рубля в валютном исчислении пытался накачивать бюджет инфляционными рублями. Так как денег в обороте катастрофически не хватало, а объемы продукции были относительно велики, то возник масштабный бартер, а правительство выпуском долговых облигаций строило гигантскую финансовую пирамиду заимствований.
Бартером экономика и вожделенный для реформаторов рынок отчаянно сигнализировали о необходимости устранить денежный дефицит, но реформаторы эти сигналы игнорировали. Они продолжали абсурдную практику эмиссии рублей в привязке к золотовалютному резерву, хотя рубли надо было печатать в полное обеспечение товарного оборота, а не в обмен на валюту, которой в пересчете по курсу на рубли для обеспечения оборота товарной массы катастрофически не хватало. В результате из-за нехватки денег сворачивалось товарное производство, а власти создавали условия для увеличения экспорта углеводородного сырья. Демонетизация российской экономики, положенная в основу экономической политики правительства, и которая продолжается по сей день, явилась главной причиной развала товарного производства, обнищания значительной массы людей и последовавшего в августе 1998 г. дефолта.
С подорожанием нефти и увеличением золотовалютного резерва денежная масса росла, однако демонетизация экономики продолжалась, в том числе изъятием из оборота значительной части денежной массы. Денежная масса по-прежнему удерживалась в размерах, намного меньше требуемых, и не превышала в среднем 40% относительно ВВП. Если полагать, что она оборачивалась дважды в год, что вполне реально, то денежный дефицит в обороте в последние пять лет ежегодно составлял в среднем 40%. Об этом свидетельствует и непрерывный рост кредиторской задолженности предприятий.
Кредиторская задолженность нефинансовых организаций на конец декабря 2009 г. составила 14,88 трлн., на конец 2010 г. - 17,52 трлн., а к концу 2011 года возросла до 20,914 трлн. рублей. Очевидно, денежную массу в указанные годы требовалось увеличить, как минимум, на соответствующую кредиторскую задолженность, что позволило бы уменьшить и дебиторскую задолженность организаций.
Из-за искусственно созданного дефицита денежного обращения совокупный внешний долг в стране к 1 января 2012 г. возрос до 538,94 млрд. долларов, из которого на корпорации приходилось свыше 329,6 млрд., а внешний долг российских банков (полученные кредиты, различные долговые обязательства, депозиты нерезидентов и пр.) превысил 164 млрд. долларов. Совокупный внешний долг к этому времени значительно превысил золотовалютные резервы, которые уменьшились до 498,649 млрд. долларов, причем немалая их доля вложена в американские облигации с весьма низкой доходностью. В случае дальнейшего обострения мирового финансового кризиса и банкротства банков США, чьи ценные бумаги приобрел Центробанк, значительная часть его золотовалютных резервов исчезнет. Тогда нечем будет выплачивать внешние долги и России грозит новый дефолт. Таким образом, абсурдная политика эмиссии рублей в обмен на поступающую в страну валюту в виде экспортной выручки и зарубежных кредитов продолжается.
Часть не достававших в обороте денег покрывалась кредитами коммерческих банков, сумма которых к концу 2010 г. года превысила 21 трлн., а к концу 2011 года – 27,9 трлн. рублей, что на 3,114 трлн. и 3,368 трлн. рублей соответственно превышало в эти годы денежную массу.
Всего из выданных в 2010 г. коммерческими банками кредитов отсутствовавшими у банков деньгами, а также сверх денежной массы, и деньгами, недоступными для кредитования, которые постоянно используются в обороте, фиктивными оказались кредиты на сумму свыше 8 трлн. рублей, а из выданных в 2011 г. - на сумму свыше 9 трлн. рублей
Как при этом сводили балансы в Банке России, Минэкономразвития и Минфине, если сводили, непонятно. Центробанк для компенсации дефицита банковской ликвидности, обусловленного выдачей фиктивных кредитов, ежедневно заимствует банкам деньги в виде однодневных кредитов. В октябре - декабре 2011 г. размер однодневных займов колебался примерно от 130 млрд. до 210 млрд. рублей, а ежедневные остатки на корсчетах в ЦБ составляли от 600 млрд. до 980 млрд. рублей. Фальсифицированными деньгами обеспечивается и часть теневого оборота в экономике, который оценивается в размере 40%. О масштабах «тени» можно судить, например, по продажам в России кожаной обуви (см. «Почему российские банки выдают фиктивные кредиты триллионами несуществующих рублей?» - «Промышленные ведомости» № 4, апрель 2012 г.).
Таким образом, можно резюмировать следующее. Почти все российские банки путем выдачи фиктивных кредитов, не обеспеченных не только соответствующими банковскими активами, но и денежной массой в стране, проводят, по сути, эмиссию фальсифицированных денег, причем в больших масштабах, и строят из них финансовые пирамиды. Часть этих кредитов «обналичивается» или конвертируется в валюту, которую вывозят за рубеж. А Центробанк ежедневным кредитованием коммерческих банков поддерживает эту фальсификацию. Вступление в ВТО открывает широкий доступ на наш рынок зарубежным банкам, что значительно увеличит в России оборот спекулятивного капитала и увеличит беспрепятственный его вывоз за рубеж. Вывоз может продолжаться вплоть до исчезновения золотовалютного резерва. А если в стране не останется валюты, то корпорациям и банкам нечем будет отдавать внешние долги, и тогда им грозит банкротство.
Вступив в ВТО, руководство России лишается возможностей устранить многие серьезные пороки экономической политики. Поэтому все перечисленные выше факторы вряд ли позволят модернизировать российскую экономику. Спасти страну сможет либо массовый исход членов ВТО, включая Россию, из многих соглашений с этой организацией, либо самостоятельный выход из ВТО, когда начнут систематически проявляться прогнозируемые многими экспертами негативные тенденции. Только потери бюджета от снижения или ликвидации ввозных и вывозных пошлин оцениваются многими миллиардами долларов.
Ситуация усугубляется, как отмечалось, правовой незащищенностью нашего рынка от ввоза некачественных и опасных товаров, которая возникла с принятием закона «О техническом регулировании», и чему в немалой мере способствовали заинтересованные в ВТО металлургические магнаты (см. «Коллективный поп Гапон во главе лжереформы технического регулирования. Почему вице-президент РСПП Дмитрий Пумпянский ратует за снятие барьеров в торговле, неограниченную экспансию иностранных стандартов и приватизацию стандартизации?» - «Промышленные ведомости» № 4, апрель 2010 г.).
Продержаться какое-то время на плаву должен помочь возврат к обязательности применения наших ГОСТов, которые гармонизированы с международной системой стандартизации ISO. Международные нормы качества продукции позволят нам хотя бы защититься от ввоза опасных и некачественных товаров. Подробней об этом говорится в статье «Коль прыгать в омут ВТО, то в госстандартах по ISO», публикуемой в этом же выпуске газеты.
http://www.apn.ru/publications/article27052.htm
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |