11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
Архив материалов
 
Как революционная вакханалия погубила наше авиастроение

В предыдущих статьях мы говорили о предвоенном периоде Сикорского, а сейчас посмотрим, как дальше развивались события, связанные с разработкой и производством самолетов «Илья Муромец».

Первую мировую войну Россия встретила, имея на вооружении четырехмоторные самолеты.

Министром обороны тогда был Сухомлинов, много сделавший для модернизации русской армии. Впоследствии люди, готовившие Февральскую революцию, его оклеветали и добились смещения с поста министра. 

Но это потом, а в начале войны Шидловский направил Сухомлинову аналитическую записку о том, как повысить боевое применение машин Сикорского. В частности, он рекомендовал объединить имеющиеся самолеты типа «Илья Муромец» в отдельную эскадру под своим руководством. 

В декабре 1914 года Николай II утвердил эти предложения, а Шидловскому присвоили звание генерал-майора. 

В помощь ему направили профессора Инженерной академии полковника Найденова. Представитель Пулковской обсерватории Рыкачев создал для эскадры специальную метеостанцию, а Сикорского назначили техническим советником. 

Не остался в стороне и уже знакомый нам профессор Ботезат, разработавший баллистические таблицы для бомбометания. Лучшие люди империи, истинная интеллигенция поднялась на защиту страны. 

Уникальные технические характеристики «Илья Муромца» позволяли решать и уникальные задачи. Так, например, благодаря способности аэроплана к многочасовым полетам, удалось осуществить глубокую разведку немецких тылов с применением фотосъемки. 

Полученные сведения оказались столь ценными, что члены экипажа получили боевые награды и повышение. Золотым оружием наградили командира корабля капитана Горшкова, его помощника Башко и штабс-капитана Наумова, который занимался фотографированием. Георгиевский крест получил унтер-офицер Лавров.

В апреле 1915 года «Муромцы» разбомбили немецкий аэродром, в июне того же года - уничтожили станцию, на которой стоял состав с крупным запасом снарядов, взрывчатки и патронов. В августе 1916 четыре самолеты эскадры совершили налет на вражескую базу гидросамолетов под Ригой. Это лишь немногие примеры, поскольку подробное описание действий «Муромцев» заняло бы не статью, а целую книгу. 

Регулярно случались и воздушные бои с немецкими летчиками. Машины Сикорского показали феноменальную живучесть, возвращаясь домой, несмотря на множество повреждений, да еще и сбивая из пулеметов немецкие аэропланы. Бомбардировщик приобретал славу воздушной крепости.

Россия тех времен напоминала былинного богатыря-подростка. Его силы очевидны, потенциал огромен, еще немного - и он вырастет в несокрушимого витязя. Сказочные отрицательные персонажи уже трясутся от страха, представляя, что с ними будет когда юный богатырь повзрослеет. 

Однако по молодости и голос ломается, и прыщи вскакивают, и походка неуклюжая. Те, кому успехи России поперек горла, разумеется, будут обращать внимание именно на эти черты, пытаясь их выдать за какую-то слабость, болезнь и гнилость. Мол, на лбу не юношеский прыщик, который вскоре пройдет, а сифилитический шанкр, худоба, вызванная быстрым ростом, это якобы истощение, а нескладные движения - признак нервного заболевания.

Поэтому антироссийский агитатор постарается не заметить мирового лидерства нашей страны в тяжелой авиации, зато подробно и в красках расскажет о том, что царская Россия закупала двигатели для самолетов зарубежом. 

Да, западное моторостроение в тот момент было впереди, и действительно на «Муромцы» ставили европейские моторы: «Аргус», «Санбим», «Рено» и др. Однако в 1915 году на Русско-Балтийского вагонном заводе в Риге сделали собственный двигатель, разработанный инженером Киреевым (РБВЗ-6). «Илья Муромец», оснащенный РБВЗ-6, ничем не уступал своему собрату, но с немецким «Аргусом». 

Как известно, в 1915 году германские войска вплотную подошли к Риге, и правительство решило эвакуировать местную промышленность в тыл. Производство двигателей остановилось вплоть до второй половины 1916 года, когда на основе вывезенного оборудования Механический завод на Васильевском острове начал давать продукцию. Был и еще один мотор российского производства, тоже русско-балтийский (МРБ-6), который ставили на «Муромцы». 

В 1916 году в России было десять самолетостроительных заводов, шесть двигателестроительных и два пропеллерных. И все-таки отечественные производственные мощности в сфере авиации заметно уступали самым развитым странам мира. За время войны до февральской революции в России построили 5600 самолетов всех типов, и это существенно меньше, чем в Англии или Франции. 

Однако и здесь ситуация менялась быстрыми темпами. В 1916 году в Петрограде создавался Русско-Балтийский моторный завод, в Рыбинске строилось предприятие гигантских размеров «Русский Рено», рассчитанное на массовый выпуск авиамоторов. В Ярославле возводилось сразу два самолетостроительных завода, еще один - в Таганроге, «Авиаприбор» в Москве, завод РБВЗ в Филях. 

Это далеко не весь перечень предприятий, которые должны были дать продукцию в ближайшем будущем. 

В 1916 году руководство страны приняло решение развернуть около Херсона авиационный научно-промышленный комплекс. В нем планировалось построить два серийных завода (двигатели и самолеты) и один опытный завод для реализации новых проектов. Там же должны были начать работу вуз и авиашкола, специальный аэродром для экспериментальных самолетов и лаборатория с аэродинамической трубой, способной исследовать аппараты натуральной величины. 

Научными руководителями этого авиационного центра назначались Ботезат и Фан-дер-Флит, один из самых авторитетных наших специалистов по аэродинамике.

Свержение Николая II поставило крест на этих планах. Пришедшие к власти февралисты в короткий срок подорвали и обороноспособность, и экономику. В армии начались кадровые чистки, которые отрицательно отразились и на авиации. 

Так, например, Гучков, едва заняв пост военного министра, тут же отправил Шидловского в отставку. Появилось и такое невероятное явление как выборы командиров нижними чинами. Этого не удалось избежать даже в эскадре «Муромцев». Вскоре эскадра прекратила существование, да и производство новых самолетов остановилось. 

А после Октябрьской революции и вовсе началась кровавая вакханалия. Судьба первого генерала авиации Шидловского сложилась трагически. Пытаясь спастись от большевистского режима, он решил бежать в Финляндию, но был убит красноармейцами на границе. 

Соратник Сикорского, директор Русско-Балтийского воздухоплавательного завода, крупный авиационный конструктор Ярковский был казнен большевиками в Петропавловской крепости. 

Фан-дер-Флиту повезло больше: в 1920 году он смог бежать на паруснике в Болгарию, а потом переехал в Прагу, где стал профессором аэродинамики и кораблестроения. 

В марте 1918 года Россию покинул и Сикорский.

Пока в России шло революционное разрушение всего и вся, наши союзники по Антанте продолжали развиваться. Англия и Франция всю войну делали попытки создать свой четырехмоторный бомбардировщик и запустить его в серию. Однако французам этого не удалось сделать даже в 1918 году. 

Англичане справились с задачей чуть лучше - в конце 1918 года у них появился самолет аналогичный машине Сикорского, но он не успел принять участие в боевых действиях. Напомню, что «лапотная Россия» имела на вооружении четырехмоторные самолеты уже в 1914 году. 

В 1933 году Сталин сказал свою знаменитую фразу: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь». И в этом была своя, чудовищная правда. 

Унаследовав от «проклятого царизма» мощное авиастроение, выдающиеся инженерные кадры, квалифицированных рабочих, «народная власть» очень быстро угробила имевшийся потенциал. 

Потом выпуск самолетов пришлось долго и мучительно возрождать, опираясь все равно на остатки былого величия царской экономики, каким-то чудом уцелевшие в революционном хаосе. 


http://www.km.ru/science-tech/2015/01/09/istoriya-khkh-veka/753285-kak-revolyutsionnaya-vakkhanaliya-pogubila-russkoe


0.10146903991699