Один из них — самый скрытый для неискушенного глаза, но очень мощный — нейролингвистическое программирование (НЛП). О том, что такое НЛП и как его используют для зомбирования, рассказывает известный гипнолог, доктор медицинских наук, профессор Леонид ГРИМАК, много лет работавший главным научным сотрудником ВНИИ МВД, а в последние годы — членом экспертного совета по информационно-психологической безопасности Государственной Думы.
— Нейролингвистическое программирование (НЛП) создавалось как чисто медицинская наука о здоровом мышлении. С ее помощью успешно лечат многие расстройства и недуги. Но потом выяснилось, что некоторые приемы НЛП очень эффективны для манипулирования общественным сознанием. На Западе эти приемы быстро раскусили и наложили на них ограничения, а у нас долго делали вид, что их вообще не существует, и не принимали соответствующих законов. Только на днях закон об информационно-психологической безопасности был представлен в Думу, но рассматривать его будет уже новый ее состав. А тем временем обработка общественного сознания приобрела масштабы стихийного бедствия. И немалую роль в этом сыграло именно НЛП.
- Мы специально наводили справки у ведущих специалистов по НЛП, привлекали ли их к этой работе. Все они уверяли нас, что оно применяется только в медицине, но ни в коей мере — для манипулирования общественным сознанием.
— Смешно слышать это от ведущих специалистов. И не будьте столь наивны — кто вам признается в этом?! Некоторые приемы НЛП видны невооруженным глазом — особенно в телевидении. Вот лишь несколько примеров.
Вы можете показать портрет неугодного вам кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом разбить его. В результате за него не пойдут голосовать 50% людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность четко установлена во время медицинских испытаний этого приема. Допустим, вы поругались с женой, кто-то оскорбил вас на работе или в общественном транспорте. Воспоминания об этом эпизоде не выходят из головы и причиняют вам страдания. Но представьте себе обидчика в виде витража и разбейте его палкой — ваши мысли о злодее потускнеют на 70%. Повторите еще раз — мысли исчезнут вовсе. Этот прием проверен на тысячах клинических случаев. А теперь его применяют на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ кому-то неугодного кандидата.
- Что еще видно на телеэкране глазу профессионала?
— Вот еще один эффективный прием НЛП: говорят об одном — а показывают другое. В НЛП это называется манипулированием противоречивым зрительным рядом. Здесь используется старая истина: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрители забывают, что именно им говорили, но запоминают сопровождавшие этот рассказ кадры и считают, что истина — в них.
Казалось бы — безобидные снимки посторонних людей: бомжей, воров, сектантов, но они порочат того, о ком идет речь, их показывают одновременно, как будто они связаны. И создается впечатление, что мэр покровительствует сайентологии.
Этот прием можно немного видоизменить: говорить чистую правду, а показывать заведомую ложь. Правда забудется, а ложь запомнится, потому что зрительные впечатления врезаются гораздо сильнее, чем звуковые.
Или взять другой скрытый для несведующего метод: ведущий делает свою речь нарочито бессвязной, что-то говорит о том о сем, но логики нет никакой. А она и не нужна. Цель здесь иная: так слушатели и зрители вводятся в гипнотическое состояние, которое необходимо для лучшего усвоения последующего, особо важного сообщения.
Телевизор сам по себе — мощное гипнотизирующее средство. Никакой другой аппарат не сравнится с ним в этом. Даже просто сидение у экрана уже вводит человека в гипнотическое состояние. Сама технология подачи информации в телевизоре оказывает нужное воздействие. Когда диктор несколько раз повторяет одну и ту же мысль да еще подчеркивает ее особой интонацией, он пытается усилить гипнотическое воздействие этой информации.
Не меньший эффект имеет и, казалось бы, «нейтральный» прием — рейтинг политических лидеров. Нам много раз показывают, насколько они популярны у «большинства» сограждан. Сначала мы не соглашаемся с такой раскладкой, но потом привыкаем к ней, забывая о собственном мнении. Когда электорату много раз втемяшивают в голову одну и ту же последовательность имен и цифр, он пойдет голосовать так, как его научили. Успех «наиболее популярных» кандидатов запрограммирован, большинство проголосуют именно так, как им внушили.
А вот еще один интересный ход: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечатлевается гораздо сильнее других — в результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился.
- В чем же дело?
— Срабатывает детская привычка: вы смотрите на «папу» снизу вверх и во всем его слушаетесь. А если его образ показать вам в золотистых тонах, которые наиболее благоприятны для психики, то действие будет неотразимым. Почему иконы делают в золотых окладах и вешают под потолком? Потому, что возникает невольная ассоциация: то, что так расположено, очень важно. Вы можете умом этого не понимать, но бессознательно среагируете, что висящее над вами — свято. Нечто подобное произойдет, если вместо иконы над нами повесят лучезарный портрет политического вождя: очень многие проголосуют за депутата, которого им преподнесли, как Бога.
- А рекламные щиты вдоль дорог обычно и висят высоко… И есть телеведущие, которых снимают снизу вверх: они восседают «над нами», неподвижно, как идолы на пьедесталах. Выходит, все это не случайно?
— В телевидении нет ничего случайного. Даже в заставке к известной передаче используется метод НЛП: две стрелы с грохотом врезаются друг в друга, а потому скрежещут шестеренки. Образно говоря, нам показывают то, что сейчас будут делать с героями передачи: сталкивать и размалывать. И нам кажется, что это действительно происходит: «злодеи уничтожаются» огнем критики и разоблачений.
- Телевидение обрушивает на нас огромное количество телесериалов. Зачем это нужно политикам и олигархам, которые владеют телевизионными каналами?
— Телесериалы — это серийный гипноз. Эти бесконечные фильмы показывают для того, чтобы люди лучше расслаблялись и повышали свою гипнабельность. Намаявшись на работе, вы отдыхаете под «Санта-Барбару» — и потом лучше спите. Но над этой положительной стороной есть много надстроек. Например — реклама. Она идет прямо в подсознание. Не случайно в Америке и Европе сильно распространилась так называемая болезнь насильственных покупок, которая уже приняла характер эпидемии. Люди идут в магазин, приобретают кучу товаров, а дома в ужасе видят, что они им совсем не нужны.
- Не так ли ведут себя многие телезрители, когда в самом интересном месте сериала им рекламируют не товары, а политиков: загипнотизированные бегут их покупать… извините, избирать, а потом в ужасе видят, что такие политики им, мягко говоря, не нужны?
— В этом и состоит задача политической рекламы, которую при советской власти называли пропагандой. Рекламирование кандидатов — вот назначение общественного гипноза.
Когда у манипуляторов сознанием нет доказательств, они прибегают к методам зомбирования.
Они просто незаменимы, например, когда уважаемого человека надо «опустить» в глазах масс. Чего только не делали на экране с Юрием Лужковым, разве что голым его не показывали. Все остальное уже было: парик на него надевали, бороду ему приклеивали, делали большие уши и так далее.
- Как это может подействовало на электорат?
— Срабатывает примитивная, пещерная «логика»: сильный, здоровый человек не позволит так издеваться над собой. Когда избиратель завален проблемами и заботами, ему некогда мыслить научно — он мыслит простейшими категориями. Думает он примерно так: Лужкова нарядили каким-то шаманом — разве можно голосовать за такого кандидата? А вот Путина не сделали посмешищем — значит, он человек серьезный, сильный — чем не президент?
- А что бы сделали за такие пакости на Западе?
— Там они караются законом: вам придется платить бешеные штрафы, а то и сесть в тюрьму, если вас уличат в манипулировании общественным сознанием с помощью недозволенных приемов. И мы в Государственной Думе разрабатывали Закон об информационной безопасности именно для того, чтобы и в России ограничить вредоносное действие СМИ на психику человека.
- Академик Игорь Смирнов страшно меня напугал, уверяя, что современные приемы манипулирования психикой неотразимо действуют на каждого человека и защититься от них невозможно. Неужели все мы — послушные марионетки в руках телевизионных кукловодов?
— Если вы против Жириновского или Путина, то вас невозможно убедить отдать им свой голос. Ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу — ничто не заставит вас проголосовать против своей совести. Все эти методы не действуют на тех, кто сформировал в себе четкие политические убеждения. Можно манипулировать сознанием только тех людей, которые неустойчивы в каком-то вопросе. А их, к сожалению, в России сегодня слишком много. Развитой личностью нельзя манипулировать, и это помогает ей сохранить здоровье.
- Кстати о здоровье. Леонид Павлович, как действует на здоровье манипулирование нашим сознанием?
— Очень плохо. Передачи и публикации, о которых я говорил, разрушают жизненные стереотипы. Кажется, что страна погибла, честных людей не стало, кругом одни жулики и развратники. Рушится вера в добро и справедливость, исчезает смысл и радость жизни! Подрываются базовые стереотипы, исчезает психологическая опора. А когда ее нет, резко падает биологическая сопротивляемость организма. Прежде всего летит иммунитет — человека начинают одолевать инфекционные заболевания. Падает жизненный тонус, у мужчин развивается импотенция, у женщин — фригидность. Люди раньше стареют и умирают.
- Выходит, нечистоплотные политики и их журналисты, играющие роль народных защитников, на самом деле попросту помогают нам меньше жить?
— В том-то и дело. В российском отделении Всемирного общества «Врачи за права человека» исследовали людей до и после телевизионных передач. Оказалось, что после «чернухи» на экране у них резко падают все жизненно важные показатели.
Но пусть это не радует разрушителей нашего здоровья. Они с утра до ночи купаются в черной энергии, которая сама по себе очень вредна для здоровья. Но самое опасное — они пробуждают ее в зрителях и получают от них бумерангом самую непредвиденную отрицательную отдачу.
Многие актеры, музыканты и балерины вызывали в зрителях добрые мысли и чувства и получали от них огромное количество энергии любви, очень полезной для здоровья, и поэтому жили очень долго. А политики и журналисты, сеющие в людях ненависть и вражду, обрушивают на себя шквалы разрушительной энергии. Сама Природа накажет их за это.