19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Терминатор-3: не бойся ядерной войны!
Американская киноиндустрия осчастливила нас новым шедевром — продолжением похождений робота-убийцы и его маленького друга, потенциального героя Джона Коннора (мама его, царствие ей небесное, померла от лейкемии). Фильм сделан, как водится, захватывающе, с размахом. Спецэффекты и добавленный, по сравнению с предыдущими сериями, юморок, добиваются того, что и требуется от фильма — два часа просмотра пролетают почти незаметно.

За грохотом взрывов, выстрелами, скрежетом разбиваемых машин и вертолётов как-то незаметно проходит основная мысль фильма, внушаемая зрителю его создателями. Тихо так, исподволь, ненавязчиво зрителя подводят к выводу, от которого, когда понимаешь, о чём идёт речь, волосы на голове встают дыбом…

Для того, что бы определить, что создатели фильма внушают зрителю, вспомним — что из себя представляет механизм взаимоотношений зрителя и кинокартины? Или, если быть до конца точным в терминах — зрителя и героя фильма?

Основная задача любого фильма — заставить зрителя отождествить себя с героями (чаще — с хорошими, реже — с отрицательными). Сопереживая главному герою, зритель проживает с ним всё, происходящее на экране. Он «пускает героя в себя», оценивая изменение ситуации в фильме так, как это свойственно главному герою (для этого герой делается узнаваемым, «своим», «жизненным»); глядя на происходящие в фильме события «его глазами».

Зритель срастается с героем в одно целое, по крайней мере — на время фильма, становится чрезвычайно восприимчив к эмоциям героя. Это всем знакомо — достаточно вспомнить омерзение, которое испытываешь, глядя на жутких русских палачей из «Рембов» и др. похожих картин. Даже осознавая, что это показывают нас с вами, мы не можем отделаться от чувства неприятия таких зверей в человеческом обличии — настолько они отрицательны. А что говорить об американцах?

Вот в этот момент, когда зритель начинает жить жизнью героя, ему можно всунуть в голову, на уровне подсознания, всё что угодно. Главное, что бы это «всё» было более-менее правдоподобно (или хотя бы не сильно расходилось со здравым смыслом), приносило герою (и отождествляющему себя с ним зрителю) определённые дивиденды. О чём идёт речь?

Вспомним сюжеты двух предыдущих «Терминаторов». В обоих фильмах герои, рискуя жизнью и теряя близких, сражаются за то, что бы предотвратить мировую катастрофу. Дело благое, ничего не скажешь.

Однако психологическая тонкость в том, что и в первом, и во втором фильмах герои побеждают зло и предотвращают ядерную бойню (которая, заметим, начинается по фильму с территории США). Дело в том, что в момент, когда фильм констатирует: всё, катастрофы удалось избежать, зритель принимает как установку, что эта самая катастрофа есть нечто недопустимое, невозможное. Её можно и нужно предотвратить, и ради чего нужно бороться не щадя ни своей, ни чужих жизней. Как бы жестоко это не звучало — основная установка, согласимся, гуманистична: нужно спасти человечество.

Что же происходит в новом фильме?

Джон Коннор, одинок — и это сразу вызывает сострадание зрителя. А чем сильнее сострадание, тем скорее зритель «впускает героя в себя». Так иной мужчина, что бы добиться расположения женщины, вызывает жалость к себе слезливыми историями из «своей жизни», почти опустившийся бродяга. Такой никому не нужен и неуспешен в жизни (что может быть страшнее для американца?).

По сюжету ему приходится, как всегда, сражаться со злом, рисковать жизнью и показывать, какой он хороший (хотя и жрал наркотики в начале фильма). Создатели играют на «комплексе среднего человека» — вот я ни на что путное не годен, но ведь если что — я ж герой, мне просто ещё шанс не выпал!

Попутно он влюбляется в подвернувшуюся под руку одноклассницу (тоже намеченную жертву терминаторши). К финалу фильма, когда до предотвращения мирового ядерного Апокалипсиса, остаётся несколько минут, оба подходят уже рука об руку.

Но в финальной сцене выясняется, что предотвратить герои ничего не могут. Их надежда спасти мир изначально была обречена на неудачу. Сама логика развития событий неумолимо говорит героям: вы ничего не могли сделать, предотвратить войну НЕ В ВАШИХ СИЛАХ.

После начала ядерной катастрофы, которую герои пережидают в уютном бомбоубежище, выясняется: сбылось пророчество. И волею судьбы недавний провидец Джон превращается в топ-менеджера остатков цивилизации (американской, разумеется; о том, что может быть ещё какая-то, даже не говорится).

Получается: спасти человечество не удалось, зато глотавший наркотики бродяга благодаря ядерной войне становится весьма и весьма значимой персоной. Вот этот момент и нужно разобрать внимательно, что бы понять — какую мысль вкладывают авторы фильма в своё детище.

Как уже говорилось, зритель отождествляет себя с главным (положительным) героем настолько, что начинает смотреть на мир «глазами героя». И всё, что происходит с героем, зритель примеривает на себя настолько, что даже в повседневной жизни начинает вести себя как «свой» герой.

Как типичный зритель, особенно американский (в силу своей природной зашоренности), на которого собственно и рассчитан этот фильм, трактует в подсознании всё произошедшее с героями? Трактовка эта, кстати, в силу эмоционального воздействия на психику зрителя с помощью специальных приёмов (изодранный флаг США на фоне толпы повстанцев, финальная «концовка», моральный стресс от сознания начала Апокалипсиса, полные слёз и соплей глаза героев…), является ни чем иным, как программой, закладываемой в зрителя. Итак — вот основные выводы, которые делает для себя (на подсознательном уровне) зритель:

1. Ядерную катастрофу (и если шире — искусственную катастрофу вообще) не предотвратить. Нечего дёргаться — против силы не попрёшь. Авторы фильма внушают мысль, что бороться против войны нельзя — против зрителя, которому в голову придёт такая дикая блажь, как «защита мира», с одной стороны играют слишком могучие силы, а с другой… Да ты всё равно ничего не можешь! Вон, у Самого Джона Коннора (а ты знаешь, какой он крутой, ни тебе чета!) ничего не получилось — так ты-то куда, в калашный ряд, лезешь?!

2. Если уж катастрофа случилась, потому, что см. п. 1, пересидеть её нужно в наиболее защищённом месте — так вернее спастись и, быть может, принести пользу своей стране. Зрителю подкидывают моральное самооправдание — почему он, не борясь против катастрофы, а «подстраиваясь» под неё, совершает не подлость и трусость, а практически оправданный поступок.

3. В ходе начавшейся катастрофы появится возможность продвинуться по карьерной лестнице — вон Коннор, он же стал фактически президентом! Тоже, между прочим, тот ещё был неудачник — бродяга. Наркотики тырил в ветлечебнице! А кем стал? То-то! И ты можешь! Just do it!

Получается интересная картина: с одной стороны — нечего бороться против мировой катастрофы. С другой — тебе-то, дорогой американец, всё равно ничего не грозит (мы уже говорили, что происходящее с главным героем «отпечатывается» в сознании зрителя)! И с третьей — ты ж ещё и выиграешь от этой бойни! Глядишь — и в президенты выйдешь!

Всё бы вроде и ничего — ну что с американцев возьмёшь?

Да вот фильм с такой установкой очень уж кстати выходит в момент, когда от сознания силы и безнаказанности у звёздно-полосатого монстра окончательно «снесло крышу». Он, похоже, всерьёз вознамерился добиться мирового господства, не считаясь ни с чем. И не перед чем не останавливаясь.

Первые залпы мировой войны уже прогремели. Мир поставлен перед фактом, что отныне США сами будут решать — на кого нападать и почему. Пока ещё обошлось без применения ядерного оружия. Но нет причин сомневаться, что США не станут его применять в будущем. Тем более, что прецедент ими уже создан.

Нас с вами, уважаемые читатели, американская власть в расчёт не примет — не стоит обольщаться. Но вот своих обормотов (пардон — средних американцев) ей следует нейтрализовать, что бы не выкинули какой-нибудь фортель в самый неподходящий момент.

Для того, что бы пресечь саму мысль об антивоенных выступлениях, идеологическая машина США сейчас начнёт работать вовсю. И очередной фильм о Терминаторе оказывается как нельзя более кстати. Сейчас в мозги американского обывателя начнут мощным насосом закачивать отраву, от которой он, по логике идеологов, должен пассивно поддерживать или хотя бы не мешать власти разворачивать мясорубку по всему миру.

Ладно, бог с ними, с американцами. Нас должны заботить наши проблемы. И в первую очередь — что нам ждать от «цитадели демократии» в ближайшем будущем.

Подумаем: если она так старательно и умело убеждает своих граждан не препятствовать развязыванию новой войны — не есть ли это признак готовящейся войны? И кто станет объектом нападения? И не соберутся ли американцы при помощи бомб и ракет устанавливать на нашей земле тот порядок, который сочтут наиболее удобным (для себя)?

И напоследок: политики умеют красиво говорить. Слушаешь — и ничего не понимаешь. Ясно только, что всё будет хорошо (у кого — не уточняется)…

Но намерения политиков отчётливо видны по их действиям. И опасность, исходящую от врага, всегда можно увидеть. Нужно только не лениться глядеть внимательнее и думать как следует.


0.10755085945129