Именно поэтому, когда я в начале 2000 года возглавил думский комитет по экономической политике и предпринимательству, одним из первых моих шагов стало создание рабочей группы по проблемам законодательства в сфере электронной коммерции и российского сегмента Интернета в целом, просуществовавшей вплоть до апрельского передела постов в Думе (апрель 2002 года). Именно эта группа, в которую входили весьма уважаемые эксперты, вела разработку законопроекта по электронной торговле, предлагала свои поправки к действующему закону о связи, направленные на то, чтобы не допустить насильственного внедрения «повременки». С этими экспертами, как и с другими специалистами в области права и Интернета, я советовался, когда готовил и вносил в Думу закон «О внесении изменений в закон «Об информации, информатизации и защите информации». Главный смысл этого законопроекта — исключить возможность необдуманного бюрократического вмешательства в российский сегмент Интернета, придать публичность процессу принятия решений в этой сфере. Сама же внесенная мной два с половиной года тому назад поправка в действующий закон «Об информации…» гласит: «Деятельность в глобальной сети Интернет физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, регулируется исключительно и непосредственно федеральными законами и нормами международного права».
Но не секрет, что российская законодательная машина крайне неповоротлива и частенько (особенно в последние годы) едет только в том направлении, в котором ей указывают регулировщики из высших эшелонов исполнительной власти. История с прохождением законопроекта «О внесении изменений в закон «Об информации…» — еще одно тому подтверждение. Мало того что он «провалялся» в Думе более двух лет, так сейчас нижняя палата парламента раз за разом откладывает его рассмотрение, а если он и оказывается в повестке дня, то удивительным образом «заматывается», как это произошло, например, в минувшую среду, когда первый вице-спикер Думы Любовь Слиска просто «не заметила» этот пункт повестки, перейдя сразу к следующему вопросу.
Но не один лишь традиционный чиновничий произвол, так сказать, подвиг меня на внесение данного законопроекта. Существуют и другие, весьма неприятные стороны правовой необеспеченности российского сегмента Интернета. Некоторые весьма известные политики знают на практике, как бессовестные мошенники, используя правовые лакуны нашего законодательства, захватывали и присваивали их имена в Сети. Практически невозможно остановить и виртуальных пиарщиков, которые, используя твое имя, выдают в Интернет порочащую тебя информацию или попросту пользуются твоим брендом для раскрутки собственного портала. Нет никаких заслонов и на пути распространения через Сеть детской порнографии, пропаганды расизма, национализма и других не менее неприятных для общества и здоровья нации вещей. Так что свобода информационного пространства не должна означать беспредела и свободы от всякой ответственности. Однако принимать решения о регулировании российского сегмента Сети необходимо публично, путем принятия федеральных законов, учитывающих международный опыт регулирования, а не частными и зачастую конъюнктурными решениями некоего чиновника Пупкина.