Экранный суррогат жизни и общения подчас может восприниматься в качестве более привлекательного заменителя реального быта и окружающих отношений. Грезы «красивой жизни» позволяют отвлечься от личной неустроенности. Но иногда телезрителю надоедают отвлеченные «разыгранные» картинки и у него возникает желание самому поучаствовать в экранной жизни. Что ж, телевидение как будто научилось удовлетворять и эту потребность. «Простые люди» стали теперь постоянными гостями и участниками телепередач, к их услугам теперь различные виды интерактивного обмена (телефонные звонки в прямой эфир, участие в ток-шоу, разыгрывание призов, игры и викторины).
О подрывной направленности информационной политики основных телеканалов в патриотической прессе уже писалось достаточно. Однако коммерческая составляющая телевизионного бизнеса оставалась при этом как бы в тени. Между тем развращение и оглупление телезрителя, осуществляемое телевидением, имеет в своей основе не только злой умысел его истинных хозяев, но и расширение возможностей эффективного пополнения собственных карманов. Об одном из источников доходов известно уже всем. Это — реклама. Рекламодатель заинтересован, чтобы о его товаре знало как можно больше людей. Причем это должна быть категория наиболее легко внушаемых людей (люди с низким образованием, молодежь, дети). Такую аудиторию, как правило, обеспечивают именно развлекательные программы. Телевизионные магнаты продают это время рекламодателям по наивысшим расценкам.
Но телевизионщики находят способы и дополнительного вышибания денег у населения. Усердно эксплуатируется массовая страсть к легким деньгам, азартным играм. Еженедельные лотереи («Русское лото», «Золотой ключ», «Бинго» и пр.) имеют многомиллионную аудиторию. Телезрители при этом не обращают внимания на сообщения о том, что выигрышный фонд составляет всего 50 процентов от количества проданных билетов. Никакому Остапу Бендеру не мог присниться столь масштабный способ «сравнительно честного отъема денег».
На широкую коммерческую ногу можно поставить и так называемые «интеллектуальные» шоу. Достаточно раскрутить какую-нибудь популярную игру, и она становится источником постоянного неиссякаемого дохода. Один из механизмов можно проиллюстрировать на примере телепередачи «Хочешь стать миллионером?»
Все гениальное просто. В том числе и жульничество с применением новейших компьютерных технологий. На чем основан громадный рейтинг этой телепередачи? Прежде всего — на создании твердой иллюзии, что средний обыватель своей «эрудицией» может заработать столько, сколько академик за год напряженной работы. Действительно, в передаче участвуют сплошь и рядом вполне ординарные люди, а не какие-нибудь знатоки из «Что? Где? Когда?» И если не миллион, то тысяч сто зараз может положить в карман каждый. Тем более, что и ведущий Максим Галкин из кожи лезет, чтобы помочь игроку. Это вам не зубодробильное «Слабое звено».
Давайте вместе проведем простейший расчет. 1 минута телефонного разговора стоит 10 рублей. Таких минут каждый позвонивший затрачивает не меньше пяти. А звонят на передачу миллионы. Таким образом, к каждой передаче телевизионщики наваривают как минимум 70-90 миллионов. Да что им, в самом деле, миллиона что ли жалко?
Дело, конечно, не в жалком миллионе. Задача состоит в том, чтобы вовлечь в лохотрон как можно больше обывателей. Нужно, чтобы обыватель поверил, что ему такое дело по зубам и по плечу. Вас не удивляло, что среди игроков не было ни одного научного работника, и даже учителя попадаются редко? А они не проходят жесткого отбора. Как так? — спросите вы. А очень просто.
Допустим, вы отвечаете на пять вопросов. Два простых, два средних и один сложный. Тех, кто ответит на сложный вопрос, компьютер отсечет сразу. Среди остальных выберет тех, кто ответит на два, максимум три вопроса. Вот так на собеседование с М.Галкиным поедет самый что ни на есть средний россиянин. А телезритель останется в твердой уверенности, что не боги горшки обжигают. В то же время устроители «интеллектуального шоу» всегда будут иметь гарантированный «навар».