Теплотрассы, являясь наиболее уязвимым элементом системы теплоснабжения, поглощают основные бюджетные средства, выделяемые на отопление. Средний срок службы теплопроводов, которые прокладывались в Советском Союзе, не превышает 15-20 лет. К тому же с начала 90-х годов работы по замене тепловых сетей практически прекратились, и износ накапливался более десятилетия. В итоге среднегодовое количество аварий на теплотрассах составило 2,2 на 1 км трубопровода в год, увеличившись примерно в двадцать раз с конца 80-х годов. А практика аварийной замены отдельных узлов или участков тепловых сетей, выполняемая зачастую в неблагоприятных метеоусловиях в сжатые сроки и с нарушением технологии, во много раз превышает по стоимости плановые работы по капитальному ремонту и замене теплопроводов.
Северо-западный регион занял отнюдь не почетное первое место по количеству жителей, остававшихся в эту зиму без тепла. Крупные аварии имели место в Карелии, Новгородской и Архангельской областях, республике Коми. В Ленинградской области уже с начала января в неотапливаемых домах оказались 18 тысяч жителей Тихвина и 20 тысяч человек во Всеволожском районе. По данным областной администрации, серьезные аварии произошли в 10 из 29 муниципальных образований Ленинградской области.
Перебои в теплоснабжении не обошли стороной и Санкт-Петербург — самый большой мегаполис северных широт, имеющий одну из крупнейших в мире систем центрального теплоснабжения (ЦТС). Общая протяженность магистральных и внутриквартальных теплотрасс города составляет около 3000 км в двухтрубном исчислении.
В отличие от Москвы, где дефектов не меньше, но теплосети закольцованы, в Петербурге радиальная система теплоснабжения. Преимущество закольцованной системы в том, что при обнаружении дефекта она позволяет тут же переключиться на другое кольцо и избежать отключения жилых зданий. В Петербурге же любой даже незначительный прорыв может отразиться на сотнях домов.
По данным Госстроя, за один 2002 год износ коммунальной инфраструктуры, в том числе теплосетей, составил 10%. Таким образом, для того, чтобы количество аварий, по крайней мере, не превысило показатели этой зимы, необходима замена не менее десятой части линий теплотрасс. Это напрямую относится к северной столице, где к тому же около 80% теплового оборудования районных и квартальных котельных ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» находится в эксплуатации 25 и более лет. Оно физически и морально устарело и требует коренной реконструкции, а большинство котлов имеют возраст 40-50 лет. Совместными усилиями ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и «Ленэнерго» в 2002 г. заменили только около 100 км труб в двухтрубном исчислении. В то время как износ теплосетей за год составил более 200 км. В 2003 году эти две организации планируют проведение замены и капитального ремонта около 150 км. теплосетей в двухтрубном исчислении. Однако это капля в море, принимая во внимание, что не менее 1500 км. теплотрасс уже отработали свой срок.
Обветшание теплосетей продолжает расти в геометрической прогрессии, и от следующей зимы можно ожидать только дальнейшего увеличения количества аварий и отключений жилых зданий от центрального отопления. В этих условиях использование населением в массовом порядке электронагревательных приборов будет приводить к многочисленным повреждениям в энергосетях. Таких аварий в Санкт-Петербурге только этой зимой произошло более 1300.
Выход из тяжелой ситуации с теплоснабжением, предлагаемый правительство, озвучил премьер-министр М. Касьянов. Он предложил развивать конкуренцию в ЖКХ, которая, по его мнению, «обеспечит снижение издержек и сделает отрасль конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной». Премьер также посоветовал постепенно переходить от ЦТС к локальным источникам отопления. Однако средств на параллельное финансирование сразу двух программ (ЦТС и локальные источники отопления) явно не хватит. Стоимость прокладки одного километра теплотрассы колеблется от 100 до 700 тысяч долларов. А во избежание полного обвала ЦТС уже в ближайшие два-три года необходимо заменить около 120000 км отслуживших свой срок теплосетей. Сумма, необходимая для выполнения этих работ, по разным оценкам составляют от 300 до 600 миллиардов рублей. Надежда на то, что частные инвесторы в состоянии вложить такие огромные средства, ничтожна. И государству рано или поздно придется самому решать эту проблему.
Что касается локального теплоснабжения, то, действительно, наиболее теплые европейские страны (Италия, Испания, Франция) отдают приоритет поквартирному теплоснабжению с настенными газовыми котлами. Германия, Великобритания, Бельгия, Австрия наряду с поквартирными системами теплоснабжения активно развивают автономные домовые котельные.
Однако в европейских странах с более суровым климатом наиболее целесообразным признано использование ЦТС. Страны Восточной Европы продолжают сохранять высокий удельный вес ЦТС. А скандинавские страны, в особенности Дания, с 70-х годов неуклонно сворачивают индивидуальное отопление в пользу централизованных источников. В Финляндии, например, к системам центрального теплоснабжения подключена примерно половина домов страны — 1,1 млн, в которых проживают 2,4 млн человек. В больших городах доля ЦТС близка к 90%.
Ситуация с теплоснабжением в прибалтийских республиках не многим лучше российской. Так, в Латвии теплоснабжение отдано под контроль местного самоуправления, и не существует единой организации, которая бы управляла теплосетями и распределяла финансы на их реконструкцию. В результате предприятия-потребители зачастую не платят за тепло, а у местного самоуправления нет средств для своевременного ремонта и обслуживания теплосетей. В Риге, приняв во внимание изношенность тепловых магистралей, пошли по пути дублирующего теплоснабжения, когда на крышах или подвалах устанавливаются котлы для отопления и горячего водоснабжения одного здания или нескольких соседних домов. По словам исполнительного директора Латвийской ассоциации теплопредприятий Андриса Акерманиса: «Сейчас система отлажена только в Риге, на периферии же царит неразбериха. Яркий пример — Елгава, Лиепая и Талсы. Если выход из сложившейся ситуации не будет найден, система просто рухнет».
Какие реальные шаги предпримет правительство России во избежание краха системы теплоснабжения страны, пока неясно. В любом случае ждать осталось недолго. По прогнозам специалистов, после достижения показателя — 3 аварии в год на один километр теплотрассы, коллапс ЦТС неизбежен.