Человек в современном капиталистическом обществе подвергается ежедневному, ежеминутному скрытому информационному прессингу, призванному стандартизировать людей, заставить их соответствовать той системе ценностей, которую это общество в лице своего политического руководства провозглашает легитимной, а также создать у масс комплекс искусственных потребностей для дальнейшего процветания капиталистической экономики. Деться от буржуазной пропаганды человеку некуда, она преследует его везде — в автобусе и в автомобиле, дома и на работе, в пивбаре и во время вечерней прогулки, причем, формы пропаганды не исчерпываются транспарантами и речами политических руководителей, как это было в обществе классического социализма, на службу буржуазной машине оболванивания угнетаемых масс поставлено все: коммерческая реклама, внешний вид городских зданий, а также политиков и телезвезд и т.д., и т.п. Современный человек «свободного общества», как любит именовать себя капитализм, подвергается унизительной политической накачке мозгов даже когда чистит зубы, потому что при взгляде на тюбик с зубной пастой ему сразу вспоминается соответствующая реклама.
Можно сказать, что жизнь современного капитализма предельно идеологизирована, хотя тут следует учитывать один нюанс. Понятие «идеология» в узком смысле означает рационально связанную систему идей, и таковая, действительно, существует в капиталистическом обществе, да и еще и в виде нескольких, якобы разноречивых, а на деле, вполне вписывающихся в одну, общую парадигму версий (так, разница между доктриной СПС, «Яблока» и ОВР или, скажем, американскими демократами и республиканцами, в
Ролан Барт — французский «новый левый», создатель метода структуралистского анализа еще в
Р. Барт же одним из первых заговорил о том, что теперь настоятельно необходимо, чтобы появился новый типаж интеллектуального борца с капитализмом — мифолог, который занимался бы дешифровкой буржуазных мифов, показывая людям, какую систему идей и ценностей пытаются внушить им под видом вроде бы безобидной коммерческой рекламы или газетного сообщения. Примеры такой дешифровки можно найти в книге Р. Барта «Мифологии».
После разрушения СССР и нам, россиянам, пришлось столкнуться с изощренной машиной буржуазной пропаганды, машиной манипуляции сознанием. Итак, методы Барта стали и у нас актуальными как никогда. Эти методы — не только одно из мощных орудий «нового пролетариата» (т.е. всех социальных слоев — от безработных, до не вмонтированных в Систему бизнесменов — эксплуатируемых буржуазной элитой) в его борьбе с «новым капиталистическим порядком», это, если хотите, и способ идеологической и даже психологической самозащиты и гигиены. Кроме того, это и национально-освободительная борьба, поскольку капиталистическая идеология для нас представляет собой идеологию цивилизации-агрессора. В этой статье я пытаюсь, используя структуралистский инструментарий, для примера проанализировать и дешифровать одно типичное мифологическое сообщение современного российского капитализма. Очень надеюсь на то, что эта попытка превратится в почин и дешифровка мифов станет массовым явлением.
2. Пример дешифровки: «Золотая Ява»
На плакате изображена огромная пачка сигарет «Ява». Ее окружили рабочие в герметических костюмах и в масках. Рабочие настолько меньше пачки, что напоминают деловито суетящихся муравьев. При помощи аппаратуры они наносят на пачку слой позолоты. Наверху, в штангенциркуле крупными буквами надпись — НОВОЕ ЗОЛОТО.
Непосредственный смысл этого сообщения — обычный для рекламной продукции: купите сигареты «Золотая Ява», они лучше предыдущей марки. Для того, чтобы дешифровать это мифологическое сообщение, т.е. выявить его скрытый, идеологический смысл, нужно произвести структуралистские операции членения и монтажа — сначала выделить в нем основные элементы и соотнести их друг с другом и с остальными элементами, используемыми в дискурсе. При этом важно помнить, что словесное сообщение (в данном случае — слоган рекламы) выполняет по отношению к образным сообщениям (рисункам) роль организующего, конструирующего начала. Ролан Барт отмечает, что словесный текст активизирует в рисунках те смыслы, которые нужны для идеологического воздействия. Итак, приступим.
Надпись «НОВОЕ ЗОЛОТО» с одной стороны, возвышает Товар — главный фетиш буржуазного общества, с другой — понижает в статусе старое, обычное золото. Строй капитализма шаг за шагом упраздняет и девальвирует старые, традиционные ценности, в том числе, традиционные представления о богатстве и красоте, открыто осуществляет разрыв с Традицией и традициями, помещает человека в суперлиберальное безвоздушное пространство, лишая его корней. Строй капитализма являет собой агрессивную апологию прогресса, который понимается здесь как переход ко все новым и новым лучшим товарам (а в качестве товара при капитализме может выступать все — от чулок до национальных интересов страны). С этой точки зрения становится яснее смысловое наполнение образных элементов рекламы.
Основной образный элемент — пачка сигарет «Ява». Ее огромные размеры, по сравнению с которыми человек еле заметен, символизируют повседневную приниженность человека в буржуазном обществе, которое построено на примате экономических ценностей над человеческими, Товара над Человеком. С другой стороны гигантизм пачки есть неявный намек на то, что эти муравьи-рабочии делают сей прекрасный товар уж явно не для себя. Понятно, что пачка предназначена для соответствующих пропорций гиганта, т.е. супермена, который неявно присутствует в рекламе и с которым предлагается отождествить себя зрителю. Этот супермен мыслится буржуазной идеологией как «соль земли», именно для него трудом муравьев-рабочих создаются все мыслимые блага.
Позолота же пачки «Явы» символизирует идею прогресса, на которой это общество также основывается и согласно которой каждое новое поколение, подобно каждой новой модификации товара, автоматически лучше чем предыдущие. Штангенциркуль и весь дух технологизма и модерна, которым веет от плаката, предназначен для того же.
Теперь мы можем представить содержащееся в рекламе скрытое идеологическое сообщение в дешифрованном виде. Звучать оно будет примерно так: КУПИ ПАЧКУ «ЗОЛОТОЙ ЯВЫ» И ТЫ УПОДОБИШЬСЯ СУПЕРМЕНУ, А НЕ ВТОРОСОРТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТРУДА, ПРОЯВИШЬ СЕБЯ СТОРОННИКОМ ПРОГРЕССА И ПРОТИВНИКОМ УСТАРЕВШИХ, ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
3. Ситуационизм против буржуазного гипноза
В принципе, раскрыть идеологическое сообщение рекламы — уже почти что победить ее, ведь на уровне рациональности человек может сомневаться, не соглашаться и критиковать, тогда как на уровне подсознания он был обречен просто «заглатывать» наживку. Однако, понять природу болезни — еще не значит вылечить ее. В среде западных антибуржуазных интеллектуалов был выработан один из радикальных способов борьбы с буржуазным идеологическим террором — ситуационизм. Он был предложен в
Итак, у нас имеется уникальная возможность возникновения особого, русского ситуационализма, который в отличие от своего западного варианта, совсем не обязательно может быть связан с крайне левыми — анархистскими и коммунистическими идеями в их классическом прочтении. Капитализм с его ценностями эгоизма и потребления, с его апофеозом отчуждения и гуманизации, с его низведением человека до товара вызывает понятный протест и у представителей и носителей российских традиционных культурных ценностей и религий. Так что, возможно, не за горами появление русского или, говоря шире, евразийского — христианского и мусульманского ситуационализма или во всяком случае обогащение арсенала российских антибуржуазных «традиционалистов» ситуационистским и структуралистским инвентарем.
Причем, только этот русский, евразийский ситуационизм, по моему глубокому убеждению, и способен быть в полной мере результативным. Ситуационизм западный, при всей своей изобретательности, эпатажности, а местами и глубине — давайте глядеть правде в глаза — не достиг своей главной цели — разрушения Спектакля, хотя и сумел вытащить из его паутины отдельных интеллектуалов. Объясняется это тем, что художественное или, если хотите, антихудожественное разрушение Спектакля должно иметь своей базой дискурс, чуждый и даже противоположный либеральному. Иначе вместо революции мы рискуем получить спектакль под названием «Революция», еще сильнее утверждающий Спектакль с большой буквы. Мы этим дискурсом обладаем по определению, так сказать, по праву рождения.
Закончить хочется призывом, который гремел над революционной Сорбонной 1968 года: «СВОБОДУ ВООБРАЖЕНИЮ!» Капитализм пуще смерти боится освобожденного воображения, критического разума и твердой воли — потому что все это позволяет понять людям, что «великолепие капиталистической реальности» не более чем мираж, рожденный сеансом тотального гипноза, цепями из телевизоров, радиоприемников, газет и рекламы. Кое для кого действие гипноза уже закончилось, и это внушает надежду.