В эти дни, когда исполнилось 50 лет со дня смерти советского диктатора, имя и образ его не сходят со страниц и экранов российских СМИ. Это не удивительно.
Удивительно то, что и вне каких-либо дат Иосиф Виссарионович Джугашвили — Сталин является самым упоминаемым в российских СМИ историческим деятелем. Культ его личности, умело сконструированный им самим, реально существовавший в СССР (и не только) при его жизни, развенчанный Хрущевым и осужденный правящей партией в 1956 году, тем не менее жив и, очевидно, будет жить. По крайней мере до тех пор, пока история человечества будет развиваться в рамках нынешних цивилизационных норм, одна из которых, признаемся в этом честно, культ силы, культ победителя.
Можно издеваться над поклонниками Сталина, можно над ними иронизировать, но культ личности Сталина будет в обозримом будущем реальным и актуальным историческим, общественным, психологическим и политическим феноменом России.
Причем если надежды на возрождение величия и мощи России не оправдаются, культ личности Сталина будет только нарастать. Однако даже если Россия восстановит свое былое могущество, этот культ не угаснет, а лишь объективируется, станет менее экстатичным, но отнюдь не менее мощным. Ибо не может быть общество равнодушным к тому, кто, даже сквозь кровь, вознес это общество на вершину человеческой истории, истории, замешанной на крови и силе, истории, законом которой является формула: победителей не судят.
Никогда ни один народ не сможет (до сих пор не смог) вычеркнуть из своей памяти гордость за тех злодеев, тиранов, диктаторов, которые обеспечили этим народам либо их независимость, либо их господство над остальным миром. Сталин сумел добиться и того и другого: победа над Гитлером и владение половиной мира (продолжавшееся еще почти сорок лет после его смерти).
Жертвы не берутся историей в расчет. История субъективна, как оказывается. Объективно только настоящее. Хотя принято считать, что дело обстоит как раз наоборот.
Вот, кстати, почему президенты США от Рузвельта до того, при котором рухнет глобальный гегемонизм Америки, останутся в истории этой страны как титаны, и каждый кроваво уничтоженный ими Ирак ляжет камнем в их постамент.
Лучшие умы человечества пытались найти выход из этого парадокса человеческой истории, отчетливо сформулированного Марксом («Насилие — повивальная бабка истории»). Суть парадокса: прогресс и, что самое поразительное, гуманизм нарастают только либо на крови, либо вослед крови.
Как внедрять гуманизм гуманными методами? На этот вопрос не дали ответа ни философия, ни политика, ни история.
Что можно пытаться?
Можно пытаться извлекать уроки из истории, уроки того конструктивного, созидательного, что несут обществам диктаторы-победители. И второе: уроки того негативного, что не дает права диктатурам, вынесшим свои народы и страны на самые вершины могущества, оставаться ни вечными, ни неподсудными разуму и эмоциям (хотя сама история, повторяю, победителей не судит).
В чем состоят эти уроки Сталина? Чем могут и должны воспользоваться современные российские политики из наследия Сталина, не отплевываясь от него, не отрекаясь, не игнорируя, а усваивая и используя это наследие?
Урок
Сталин ставил пять таких цели и в
Это: 1) модернизация России, отставшей от Запада в своем индустриальном развитии, как он говорил, на
2) победа в неизбежно грядущей войне;
3) сохранение целостности страны и создание блока союзнических государств, дополнительно оберегающих эту целостность;
4) приоритет развития образования и науки;
5) максимальное освоение природного потенциала страны, использование в первую очередь собственных, а не заемных ресурсов.
Урок
Безусловно, Сталин, и в этом одна из главных составляющих его величия, был одним из самых просвещенных правителей всех времен и народов, несмотря даже на значительную культурологическую и идеологическую однобокость своей просвещенности.
Урок
Это не все, но три главных, на мой взгляд, позитивных урока Сталина.
А вот негативные, не менее актуальные для сегодняшней России.
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Можно было бы множить и множить уроки Сталина, но объем моей колонки не позволяет это сделать. Однако и сказанного, кажется, достаточно для того, чтобы поразмышлять над некоторыми проблемами сегодняшней России. Через призму сталинизма — нашего исторического опыта.