В 1909 году он вновь покидает Россию. На этот раз отправляется в мировой авиационный центр, Париж, с целью собрать как можно больше информации о достижениях в самолетостроении. Там Сикорский знакомится с Фердинандом Фербером, признанным корифеем уже создавшим самолет собственной конструкции.
Что мы видим? Сельский попович становится выдающимся психиатром, его сын без проблем ездит заграницу учиться и отдыхать. Для сравнения, в «золотые брежневские годы» даже поездка на неделю в Болгарию станет редкой удачей. А уж командировка в западную страну будет прерогативой высшей власти и очень немногочисленной группы особо доверенных и многократно проверенных специалистов.
В «беспросветной лапотной России» царили куда более свободные и естественные порядки. Но от внимательного читателя, я думаю, не ускользнул и один очень характерный факт: травля отца Сикорского со стороны «общественности».
Это можно считать предзнаменованием того, что потом швондеры устроили профессорам преображенским. Причем на стороне швондеров в Советской России будет стоять государство и ее карательные органы, а многие ученые окажутся в лагерях, где и погибнут.
Сикорский, к счастью, этого смог избежать, спасшись от большевизма заграницей, а вот его ученик Поликарпов был репрессирован, приговорен к смертной казни, которую «народная власть» милостиво заменила заключением в шарашке.
По иронии судьбы, именно там Поликарпов и другой инженер Григорович, создали самолет с чудовищным названием «Подарок XVI партсъезду». До революции Григорович сконструировал один из лучших в мире гидросамолетов, в СССР его талант оценили по достоинству - посадили в тюрьму.
Вот в таких условиях жили лучшие инженеры: им «дарили жизнь» в заключении, а они отвечали властям своими подарками. Но это мы отвлеклись.
В 1909 году двадцатилетний Сикорский построил свой первый вертолет. И хотя этот аппарат не смог подняться в воздух, о работе студента стало широко известно. На страницах журнала «Всемирное техническое обозрение» подробно описывался «геликоптер Сикорского». В «лапотной» России, оказывается, были специализированные технические издания, а значит существовал и слой соответствующих читателей.
Отметим, что Сикорский, тогда студент младших курсов (!), находился в переписке с отцом отечественной научной авиационной школы, член-корреспондентом императорской Академии наук, всемирно известным Николаем Жуковским.
Хотя планы по созданию вертолета, пришлось временно отложить, неудача не обескуражила Сикорского. Он решил переключиться на проектирование самолетов. Еще раз съездил во Францию, привез оттуда два мотора «Анзани», и вместе с другим студентом, Федором Былинкиным, построил... аэросани.
Начинающие конструкторы решили сначала на земле отработать некоторые технические моменты, в частности получить опыт управления двигателями. Когда все было готово, посмотреть на творение молодых изобретателей пришли тысячи человек, среди которых представители тогдашнего истеблишмента: генерал Сухомлинов, генерал-губернатор Трепов, видный сановник Гирс.
«Ограниченные царские чинуши», якобы чурающиеся всего нового, нашли время для того, чтобы ознакомиться с машиной студентов. Подтянулись и бизнесмены из Сибири, которые захотели купить чудо-сани и наладить скоростное сообщение между Иркутском и Якутском. Но двигатели были нужны для задуманного аэроплана, а кроме того, Сикорский готовил второй проект вертолета.
В июне 1910 года в воздух поднялся самолет Былинкина и Сикорского (БиС-2, созданный ранее - БиС-1 не смог взлететь). Весной того же года профессор Киевского политехнического института князь Кудашев совершил полет на аэроплане своей конструкции, так что Сикорской в этом заочном соревновании проиграл, но это лишний раз показывает что в России было сразу несколько точек роста авиации. Третье место у инженера Геккеля, чей аппарат оторвался от земли лишь на несколько дней позже аэроплана БиС-2.
В 1911 году деятельность Сикорского заинтересовала военных, которые пригласили его принять участие в маневрах. Аэропланом управлял сам Сикорский. Он успешно выполнил задачи, поставленные перед ним в рамках учений, и на новый самолет обратил внимание царь Николай II, который лично побеседовал с конструктором.
Вскоре Сикорский праздновал крупный успех, на авиационном конкурсе он взял первый приз, оставив позади себя знаменитых пилотов на иностранных машинах. А в 1912 году Сикорскому предложили должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, одного из флагманов отечественного машиностроения.
продолжение следует
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |