В любом деле главное организация и замысел. Хорошо организованное действие может преодолевать все препятствия. А если у этого действия в основе ещё и отличный, великолепный замысел – справиться с таким действием исключительно сложно, для этого потребуются огромные усилия (а если действие направлено во Зло – то и жертвы). Такой мастер своего дела, как Познер, знает это. И он организовал дискуссию на передаче «Времена» 17 октября 2004 года наилучшим, для достижения своей цели, образом. После этого можно приглашать почти любых собеседников и обсуждать с ними всё, что угодно: все действия и все разговоры неизменно будут обращены Познером в свою пользу.
Какова же организация программы «Времена» от 17 октября? Качественная оценка: великолепная. А детально, принципиальный механизм, использованный ведущим – вот, пожалуйста.
Во-первых, в передаче, тема которой «Государство и Русская православная церковь», правильно выстроена диспозиция гостей – т. е. их рассадка. Три еврея посажены напротив трех православных – так сказать, стенка на стенку. И ведущий у них еврей.
Одна стенка, «атеистическо-плюралистическая»: Виталий Лазаревич ГИНЗБУРГ, Александр Борисович ЖУРБИН, Лев Александрович АННИНСКИЙ.
Другая стенка – протоиерей Отец Александр (Аркадьевич) МАКАРОВ, сотрудник отдела внешних церковных связей РПЦ, диакон отец Андрей (Вячеславович) КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии и Наталия Алексеевна НАРОЧНИЦКАЯ, которая по темпераменту и благости речи стоит двух отцов.
Уже одно это режиссерское решение Познера достойно всяческих похвал. Фактически смоделирован раскол нашего общества, проводимый заинтересованными в нём силами. Создан простенький, но чрезвычайно эффективный коммуникационный «термоядерный» реактор, внутри которого все будут обсуждать любые вопросы, имея в виду исходную несводимость (прискорбную, надо сказать) отстаиваемых позиций.
Но это не всё. Все три лица из второй «стенки» известны тем, что они ещё и «русские националисты», т. е. люди, считающие, что а) русский – это этнос, такой же как татары, чеченцы и эвенки, к примеру (см. http://www.kroupnov.ru/5/126_1.shtml ) и б) что русский – это тот только, кто называет себя православным.
Что это означает на практике?
И отец Александр, и отец Андрей и Наталья Алексеевна, даже, если напротив них не будут сидеть три еврея и справа ещё один ведущий еврей, всё равно будут жарко доказывать: русских обижают, государство должно РПЦ отдать землю и всё, что только можно. Ибо перед Церковью и перед Православием оно, государство, являясь наследником СССР, виновато и «грешно изначально». Ну, а если напротив «православных патриотов» понасадить евреев, рассуждающих иначе – их русско-националистическо-религиозный жар будет в разы больше.
И в итоге, что ни обсуждай, всё сведётся к нужной Познеру и Ко конструкции конфликта «эпохи путинского правления»: «демократы-общечеловеки против националистов-изоляционистов». Мы неоднократно рассказывали об этих ложных противопоставлениях и обсуждали структуру таких «конфликтов». Напомним лишь: эта ложная и пустая альтернатива пришла на смену столь же пустой, но для аморфных мозгов очень комфортной и усыпляющей псевдоальтернативы «демократы – комунисты».
Повторим: когда всё правильно задумано и организовано – всё остально является делом техники и элементарного внимания. Само всё получится.
И получилось.
«Русская» «стенка» бесперебойно и убедительно-аргументировано доказывала, что всё должно быть равным и свободным, но государство обязано пустить РПЦ в государственную школу (как и в армию, и везде) и платить деньги за ведение факультативов, а ещё лучше основных предметов.
Супротивная «русской» «стенка» столь же блестяще доказывала, что все должны быть равны и всё у нас является частным делом. В которое никто лезть права не имеет, т. к. это является нарушением прав человека…
И пошло, и поехало. «Они сошлись, вода и пламень…».
А мимоходом блестяще поставленный Познером спектакль вбил в сознание телезрителям ещё одну ложную и пустую дихотомию: частное – государственное. То есть Познер лишний раз противопоставил личную, частную жизнь человека жизни государственной. Это – основополагающий миф «цивилизованного» общества. Мол, есть государство, определяющее «только правила игры», и есть человек, который и является наивысшей ценностью. И эти две величины должны насмерть биться друг с другом. Такая постановка вопроса и для западного мира – ложь, а у нас она вообще неминуемо ведёт к неприятию «личностью» самого института государственничества.
На самом деле государство есть неотъемлемая часть каждого человека и каждый человек – составная часть государства. И исторически сложилась, что наш народ, создавая государство, обеспечивал себе возможность выживания в неизменно враждебном окружении. А познеровское противопоставление «частного» и «государственного» в итоге приведёт к тем же последствиям, к которым привела «перестройка» одного очень динамичного политика с симпатичным родимым пятном на лбу…
Был и ещё один забойный момент в организации спектакля. Подбор участников «дискуссии» был великолепным сразу с нескольких сторон. Кроме уже указанных нами критериев подбора участников («противопоставление»), был и ещё один, основополагающий критерий. Между собой спорили внешне разные люди, но все они были исключительно «февралистами», т. е. сторонниками «буржуазных революций», «Февраля». Теми, кто считает вредными для страны в целом все годы советской власти. Соответсвенно все они, с разными оговорками, считают последние десять–пятнадцать лет освобождением себя и народа от «советского тоталитаризма» и, нравится им это или нет, вырастают из февральской революции, которую, напомним, поддержали не только Милюковы, Гучковы, князи Львовы и Керенские, но и РПЦ (см., в частности, первую часть статьи – http://www.p-rossii.ru/articles/statshow.php?38=1 ). То есть февральская революция, открывшая дорогу к разрушению России под соусом «освобождения от самодержавия», является для говорящих, по сути, благом. А Октябрь, который и привёл в итоге к статусу супердержавы, к победной улыбке Гагарина, к немыслимой сегодня безопасности и социальной защищённости граждан, является для этих людей a priori злом.
Для таких людей возможность болтать о Православии и участвовать в «осваивании бюджетных (и иных) средств», получаемых ОФИЦИОЗНОЙ ЧАСТЬЮ РПЦ в виде льгот и преференций от власти, видимо, является более чем достаточным основанием говорить о «культурном и духовном возрождении России сегодня».
Как сказал один умный человек – «создание атомной бомбы в 1949 годы ценой обнищания деревни и невероятно низкого уровня жизни народа было великим Православным событием». Потому, что это Событие спасло православную культуру и православную цивилизацию от уничтожения (и физического, и культурного – что мы наблюдаем сегодня). Да и обнищание было временное – через тридцать лет «деревня» жила так, как сегодня ей и не снится (кто не верит – пусть проедет по разрушенным сельхозпредприятиям «новой России». Вот где настоящий Апокалипсис!).
А для приглашённых Познером на передачу «православных патриотов» это всё, к великому несчастью, не имеет значения. Более того – СССР до сих пор предстаёт «богомерзкой властью». Давали бы землю и деньги на обустройство и ладно. Да ещё бы и Познера как конкурента с идеологического фронта устранить (в самом начале передачи стычка работников идеологического фронта из разных ведомств между собой – Кураева и Познера была показательна). А благодать, что благодать? она, ясное дело, не земля – она же работникам культа раз и навсегда, полагают, вручена и ими навечно приватизирована – если не так, то пусть скажут громко и ясно, какое ПРАВОСЛАВНОЕ ДЕЛО они сегодня ДЕЛАЮТ?...
Это самое тонкое и самое главное в организации постановки, поскольку при внешне непримиримых и абсолютно непохожих словах, должностях, эмоциях и пр. все сидящие у Познера, на самом деле, выражали всего одну и только одну позицию: антисоветчиков. Никаких других представителей с иной позицией не было.
Не было «советчиков», которые считают СССР вершиной РУССКОЙ истории. Не о Зюганове, понятно, речь, а о таких выдающихся людях как А.А. Зиновьев и С.Г. Кара-Мурза.
Не было монархистов (так называемых «черносотенцев»), которым неприемлемо государство с неизвестно откуда берущимся легитимным правом править и принуждать, давать той же церкви земли и обеспечивать ей выгодные бизнесы.
Хотя всё равно здравый смысл прорывался в передаче – как ни скрывай, как ни шей белыми нитками чёрный кафтан, а «шила в мешке не утаишь». И правда всё равно вылезала то там, то тут.
Диакон Кураев, сам того, вероятно, не желая, логично показал идиотизм конституции путчиста Ельцина, принятой над ещё не остывшими трупами защитников Верховного Совета. Если свыше 80-ти процентов населения России придерживаются одной конфессии, считают себя этнокультурными сторонниками Православия, то, по нормам ООН – Россия МОНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ и МОНОНАЦИОНАЛЬНАЯ страна. Но в «конституции»-то говорится прямо противоположное! То есть, получается, что ельцинская конституция либо грубо нарушает международные нормы, фактически угнетая титульную нацию и титульную, если так можно выразиться, конфессию.
Либо она просто глупа и написана идиотом и для ему подобных. Но ведь по этой именно конституции мы сегодня и живём! Есть, как говорится, о чём подумать…
А вот, к примеру, отец Александр Макаров, поднявший тему гомосексуализма, с абсолютной ясностью показал: стоит только выйти из демагогического поля болтовни о «демократии», «правах человека» и «сексуальных меньшинств» в поле разума – как мерзость этой пропаганды вылезает во всей своей красе. (Когда заговорили об этой теме, внимательный телезритель в этом месте должен был вздрогнуть от неожиданности – так Познера задело. Чувствовалось, что это момент принципиальный, по значимости превышающий все остальные).
Как ни крути, а очевидно: гомосексуализм – мерзкая и опасная для общества вещь, а вовсе не «право двух взрослых людей решать, как им общаться». Можно напридумывать кучу «общечеловеческих» законов, разрешающих подобное «общение» – но менее опасной для общества она не станет. А вот система моральных запретов, не дающая извращению (болезни, если не нравится слово «извращение») поглощать всё новых и новых жертв, исключительно эффективно защищает общество от разложения. И в этом случае советское общество, поддерживавшее моральные ограничения законодательно, куда гуманнее (по отношению, например, к родителям, которые боятся, что их дети станут извращенцами – ведь такой судьбы для своего ребёнка не хочет ни один нормальный человек) общества, изуродованного призывами «защищать права сексуальных меньшинств».
…И уж конечно особо стоит отметить возросший уровень постановочно-режиссерского мастерства Познера. Он теперь почти не произносит идеологических текстов – в данном случае, антисоветских. Зачем? Это будет грубо и слишком легко можно попасться на лжи.
Нет, он придумал другое, на порядок более эффективное: посадить внешне отличающихся друг от друга ряженых, которые и демонстрируют населению показушную разность позиций (то бишь плюрализм), а на деле являют все вместе одну познеровскую точку зрения и позицию – позицию клеветников России, которым важны свои частные личные и ведомственные интересы и которые ради этого готовы выкинуть из нашей тысячелетней истории и 70 лет и больше. И тема, и её обсуждение были такими, что понять – ЧТО КОНКРЕТНО ОБСУЖДАЕТСЯ – было сложно. Болтали что-то «о Православии», «о Государстве», а о чём спорили, в чём суть противопоставления позиций – непонятно. И сами же гости об этом не раз и говорили, а Аннинский вообще практически сказал об этом открытым текстом…
Но в том-то и заключался профессионализм Познера – не пускать правду и здравый смысл наружу. Хорош на этот раз был Познер, несомненно хорош. Явно был в ударе.
А очередная «традиционная концовка» снова стала его звёздным часом, вершиной професионализма и мастерства.
Нельзя, строго сказал нам господин Познер, никакой организации нельзя навязывать свои ценности, свое видение мира, свою идеология другим. Нельзя, ибо от этого все беды мира. Нельзя… — продолжил он, продолжая в концентрированном виде делать то, что он делает из передачи в передачу, — т.е. как раз и навязывать нам чисто свои ценности, свое видение мира, свою идеологию…
Сказано было абсолютно искренне и с чувством. Хотелось встать и снять шляпу.
Ведь получается, что Познер и такие как он захватили ВСЕ ОСНОВНЫЕ СМИ и диктуют нам свою волю, навязывают свои ценности и свою идеологию. Результат этого – Беслан, проституция, наркомания, тот же гомосексуализм, беспризорники, деградация нравственности, развал страны. И Познер, навязывая нам свои ценности, старательно убеждает нас: другие, отличные от моих, ценности пропагандировать нельзя!
Такая вот демократия по-познеровски…
Мерещился Броневой в роли Мюллера: верить никому нельзя. НЕЛЬЗЯ – а мне можно.
Ведь такие вот, спаси нас Господи, времена…