Действительно, украинская национальная идеология, имея одним из своих корней малороссийское украинофильство, сделала образ запорожского казака эдаким эталоном украинца, его одежду — «украинским национальным костюмом», а случавшиеся в истории конфликты запорожцев с войсками Московского царства — «русско-украинскими войнами». И в советской культуре, лишившей жителей Украины русского самосознания и склонной представлять национальные культуры через фольклорные ансамбли, образ запорожца был знаковым для украинцев. На пропагандистских картинках он всегда стоял где-то рядом с русским, демонстрируя дружбу и сплочённость братских народов. А тут вдруг он говорит о своей «русской вере», и гибнет, прославляя в последнюю минуту не «рідну Україну», а «Русскую землю»… Особо «образованные» зрители пытаются расслышать при этом короткий мягкий звук «сь», но не получается. Приходят домой, заглядывают в книгу, видят там опять же «русский»… «Странно, ведь в школе читал — как-то не заметил». А молодой украинец приходит из кинотеатра, открывает интернет и пишет на форуме или в блоге, что русские опять сняли фильм с имперской своей пропагандой. Русская идентичность запорожцев никак не укладывается в современные модели и русской, и украинской идентичности.
Читать целиком