"Мой главный посыл, с которым я приехал сюда, в край абсолютно украинский – никакая патологическая идея, которая принадлежит больным людям, о сепаратизме, федерализме, не будет иметь развития, я вам это обещаю", – заявил Виктор Ющенко, новый президент Украины, на пресс-конференции 10 февраля 2005 года в Донецкой областной государственной администрации, куда он прибыл, чтобы представить нового губернатора Донецкой области. "Это не шутки, эти люди будут отвечать перед законом. Я доживу до того времени, когда эти люди будут отвечать перед судом за тот бред, который они принесли в украинское общество".
Вот так. Ни больше и ни меньше. Причём этот пассаж, как и всё выступление, были произнесены на украинском языке.
Вообще визит Ющенко с группой поддержки (новый госсекретарь Зинченко, новый министр внутренних дел Луценко) сильно напоминал наезд управленческой зондеркомманды иностранцев-оккупантов – и по безапелляционно-нравоучительной категоричности суждений и выводов, и по используемому языку. В этой же команде оказался и новый «генерал-губернатор» области Чупрун: сам выходец из Донбасса, он своё «инаугурационное» выступление произнёс – по причине политической конъюнктуры, в угоду новым хозяевам и в пику землякам-донбассовцам – на чуждом для этого региона украинском языке. Назначенцу «оранжевого» президента придётся очень постараться на своём посту, чтобы не заслужить репутацию оккупационного гауляйтера (кстати, «гауляйтер» –Gauleiter – в дословном переводе с немецкого языка времён третьего рейха означает как раз «руководитель области» – оккупированной).
Не вызывает сомнения, что такой интеллигентный и образованный человек, как г-н Ющенко (если верить созданному его пиар-образу), сам достаточно хорошо владеет русским языком – ведь до 1991 года он практически 40 лет жил в Советском Союзе, где русский был основным языком, – и не мог не знать, что в Донбассе вообще и в Донецкой области в частности практически сто процентов жителей считают своим родным языком русский. Да и те люди, что, сидя в актовом зале обладминистрации, внимали нравоучительному и душеспасительному монологу (правда, больше похожему на публичную порку, выволочку, «мочилово в сортире» бывших политических противников) нового первого лица государства, вряд ли даже на рабочих местах (не говоря уже о быте) – в своих служебных кабинетах, в общении с коллегами и подчинёнными – бегло, непринуждённо и невзначай переходят с «донбасского» варианта русского языка на канонический вариант языка украинского и наоборот. А раз человек не говорит на каком-то языке, значит, он на нём и не думает.
Любой серьёзный политический деятель, став руководителем государства, если он хочет завоевать внимание и расположение всего народа многонациональной страны, должен чутко подходить к культурно-языковым особенностям того или иного региона и, по мере возможности, не выпячивать своё шовинистическое эго, даже если таковое у него имеется.
Чтобы быть в курсе этих, в общем-то, элементарных истин, не надо обладать провидением мессии, каковым в ходе предвыборной кампании, да и раньше, представляли Ющенко. Почему же тогда новый президент Украины проигнорировал языковые особенности Донбасса?
Ответ незамысловат до неприличия: дело в том, что г-н Ющенко просто не дорос до уровня державного мужа, до «отца нации», из него так и прёт хуторянский национализм со всей его, этого национализма, обидчивостью и ущербностью. Встав у кормила верховной власти, в языковых вопросах человек этот действует по принципу «а баба яга против» и «я вам покажу кузькину мать». Создаётся впечатление, что ему доставляет какое-то мазохистское удовольствие вести монолог с аудиторией на чуждом ей языке – просто в силу взыгравшего духа противоречия, мелкой мстительности и желания показать, кто в доме хозяин.
Я уже слышу возмущённые возгласы национал-патриотов, что, дескать, всё правильно: ведь в стране действует Конституция, согласно которой единственный государственный язык – украинский. Да, если следовать букве Конституции, то государственный язык один. Но это говорит только о том, насколько несовершенна и ущербна Конституция Украины, не более того. Ведь Конституция создаётся не ради себя самой как таковой, а ради людей. А вот собственно людей-то и забыли, разрабатывая и принимая Конституцию.
Г-н Ющенко в ходе избирательной кампании не раз божился, что, если он придёт к власти, всем будет разрешено говорить, писать и обучать детей на их родном языке. Возможно, так оно и будет. А возможно, и нет. Так вот, чтобы свести к минимуму гадание на ромашке «будет-не будет», надо закрепить в Конституции положение о том, что русский язык – государственный, наравне с украинским. Но именно этого Ющенко сотоварищи делать не хотят и параноидально боятся. Главный мотив: Украина – государство унитарное и «титульная» нация одна – украинцы.
При этом совершенно игнорируется тот факт, что русских и русскоязычных на Украине по данным официальной статистики не менее четверти от численности населения. Хотя «официальные» данные наверняка лукавят. Как можно до конца верить официальным данным в стране, где были подтасованы результаты как минимум двух президентских выборов – 1999 и 2004 годов? Верить можно лишь собственному опыту, который подсказывает, что на Востоке и Юге страны, с кем ни вступи в беседу, во всяком случае – в городах, практически все говорят на русском языке, пусть со специфическими для конкретного региона особенностями. А ведь в южных и восточных областях – Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской – и в Крыму проживает половина из сорокасемимиллионного населения Украины. Более того, как свидетельствует история, регионы эти никогда не были этнически исключительно украинскими.
Если говорить о Донбассе и опустить раннюю историю этого региона, когда он был практически не заселён и являлся частью Дикого Поля – ничьих степей к северу от Азовского моря, то ещё в 1746 году граница между землями запорожского казачества и Войска Донского была определена по речке Кальмиус, ныне разделяющей Донецкую область с севера на юг практически пополам, то есть уже тогда территория нынешних Луганской и половины Донецкой областей формально не принадлежала украинскому квазигосударственному образованию, каковым была Запорожская Сечь.
В 60-е – 70-е годы XIX века – время начала освоения и индустриализации Центрального Донбасса – подавляющее большинство жителей региона составляли выходцы из Смоленской, Тульской, Курской губерний России, поскольку украинские крестьяне не особо хотели участвовать в фабричном труде. Согласно статистическим данным 1917 года (а им верится как-то больше, нежели данным украинских властей за последние тринадцать лет, поскольку тогда ещё не было настолько изощрённых политтехнологий и способов изнасилования статистики на потребу правящему режиму) в Центральном Донбассе насчитывалось 57 % русских и только 13 % украинцев. Даже евреев было больше – 18 %.
Что касается остальной Новороссии (Донбасс иногда тоже включают в состав этого большого региона, поэтому сейчас речь идёт о северном Причерноморье) и Крыма, то непреложным фактом является то, что отвоевание этих ныне южноукраинских земель во второй половине XVIII столетия у басурман (турок и татар) происходило благодаря экспансии Российской империи на юг, в малонаселённые до того времени славянами области, с последующим приходом туда русских для строительства военных укреплений и в дальнейшем – для развития промышленности.
Как известно, в Российской империи не было деления страны по национальному признаку. Были, например, губернии Смоленская, Курская, Рязанская – на территории нынешней России, Екатеринославская – на территории нынешней Украины и т.д. И только в 20-х годах прошлого века большевики поделили страну по национальным критериям, создав, среди прочего, Советскую Украину и произвольно включив в неё Донбасс и Новороссию.
Похоже, в своём желании унизить Юго-Восток вообще и Донбасс в частности г-н Ющенко готов идти на что угодно. На любые инсинуации.
Если верить президенту, в Донецкой области вообще всё хуже, чем где бы то ни было по Украине: уровень безработицы, уровень платежей в бюджет, уровень защиты окружающей среды, уровень здравоохранения и даже уровень охраны памятников истории. Правда, Донецкая область при населении 10 % от численности населения страны и площади 4,4 % обеспечивает 20 % ВВП Украины, даёт 25 % экспорта, перечисляет в госбюджет больше средств, чем пять западноукраинских областей – Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Ровенская – вместе взятых, но по ходу принимает на себя основную тяжесть экологических проблем, поскольку профильные отрасли Донбасса – угольная и металлургическая – никак не относятся к категории рекреационных, как, например, туристический бизнес, практикуемый на свежем воздухе Прикарпатья. Наверное, уровень обеспечения ВВП в 20 % представляется недостаточным: надо выдавливать 30, 40, 50 процентов. Надо перечислять в бюджет денег не на уровне пяти областей, а, скажем, десяти. Тогда будет хорошо. Тогда регион будет работать эффективно – на всю Украину. Но при этом он непременно должен управляться из Киева, где у Донбасса нет и, видимо, уже не будет – при нынешней-то власти – серьёзных представителей. Это, надо полагать, и есть одна из ипостасей педалируемого новым режимом отделения бизнеса от власти: промышленный край должен работать и бога не забывать, а управлять им и делать большую политику будут выходцы из провинций-реципиентов бюджетного вспомоществования, источником которого являются всё те же промышленные области Востока.
Раз Донбасс работает по всем показателям плохо, то, видимо, образцами для подражания при всеобщей нищете являются Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области, то есть Галиция («Галичина»), чей основной заметный актив – «правильная» политическая ориентация и гипертрофированная пассионарность её жителей.
А чего стоит пафосное утверждение Ющенко о том, что в Донецкой области – многие десятки тысяч безработных ? Конечно, их десятки тысяч. Но всё познаётся в сравнении. По данным Главного управления статистики в Донецкой области уровень зарегистрированной безработицы в области на конец 2004 года составил 2,3 %. По данным Государственного комитета статистики Украины на конец того же 2004 года уровень зарегистрированной безработицы в среднем по стране составил 3,6 %. А согласно данным Главного управления статистики во Львовской области уровень официально оформленной безработицы в этом регионе сейчас составляет 4,02 %. Если президент, как и автор статьи, не совсем и не всегда верит официальной статистике (а какая другая есть?), то можно произвольно, «с потолка», «назло врагу» назвать, например, цифру 5 % безработных для Донецкой области. Так ли это много даже в этом случае ? Ведь на дворе, в конце концов, капитализм, а не социализм или коммунизм. Например, в Германии средний уровень безработицы в январе 2005 года составил 10 %, а в восточных землях страны (в бывшей ГДР) он давно и устойчиво держится на уровне 20 %, не меньше.
Почему бы г-ну Ющенко во время неминуемого визита в Германию не заехать на тамошний Восток и на собрании «актива» какой-нибудь федеральной земли Тюрингия или Саксония-Анхальт не сказать, что, дескать, у вас тут на протяжении тех пятнадцати лет, что вы, голубки, входите в состав ФРГ, правят бандиты, братки и паханы (а именно о правлении бандитов и паханов было сказано в Донецке), и поэтому уровень безработицы у вас аж 20 % ? Но ведь не заедет и не скажет. Потому как там – образцово-показательный Запад, где всем нам в будущем место, и негоже «младшей сестре»-Украине критиковать своих «старших братьев», так много добившихся на пути прогресса. Да и вообще, оказывается, в большой политике, как и на гораздо более низком уровне, действует принцип «ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак».
Вообще даже 5 % безработных – это весьма приемлемый уровень для любой буржуазной экономики. А если вернуться на Украину, то в её западных областях фактическая безработица давно превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Ведь из 7 млн. украинцев, находящихся на заработках в других странах, большая часть – из западных регионов. Кроме того, именно благодаря тотальной безработице на Западе страны организаторам оранжевого путча удалось мобилизовать для отправки в Киев большую массу народа: ведь в Донбассе-то народ был занят реальной работой, а не митингованием на «майдане».
При всей безапеляционности наката Ющенко на своих политических противников поражает, как быстро те политические силы (за редким исключением), которые были призваны защищать интересы Юго-Востока, пошли по пути соглашательства с новым режимом. Показательны результаты голосования в Верховной Раде по вопросу назначения Тимошенко премьер-министром. Из 54 членов фракции «Регионы Украины» за одобрение кандидатуры Тимошенко проголосовали 46, из 23 членов фракции СДПУ(О) – 18. А ведь упомянутые фракции и партии во время выборной кампании «2004» были, вроде бы, основной движущей силой антиющенковского лагеря. Более того, часть лидеров (например, г-н Рыбак) Партии регионов – партии, имеющей свою политико-экономическую базу в Донбассе, – прямо заявила, что не может быть и речи об оппозиционности этой организации новой власти. Поворот на сто восемьдесят градусов, заслуживший в народе ряд нелицеприятных определений. Что же думать о такой смене позиций людям, которые на январском воздухе в палаточных городках Донецка, Луганска и других промышленных центров срывали горло в призывах «Янукович! Янукович!» и толпами вступали в Партию регионов? Волей-неволей поверишь в правильность предвыборных утверждений украинских коммунистов (партия Симоненко), что силы, стоящие как за Ющенко, так и за Януковичем, отстаивают лишь свои имущественные интересы и, когда дело будет попахивать серьёзной схваткой, смогут договориться со своими оппонентами. И всё же коммунистов можно дополнить. На этот раз «донецкие» и иже с ними могут просчитаться: ведь теперь им приходится иметь дело не только и не столько с другим (другими) кланом (кланами), теперь на Украину пришёл настоящий «хозяин» в лице американского империализма (старый советский термин, но не утративший своей актуальности) со своими европейскими помощниками, и отступными в виде пары-тройки миллиардов долларов не отделаешься. США и Западу нужны на Украине всё: власть, идеология, экономика, территория. И для борьбы с этим монстром нужны куда более серьёзные силы, чем какая-нибудь Партия регионов и г-н Янукович. Скорее всего, пройдут годы, прежде чем такая сила на Востоке Украины появится, сформируется, структурируется, укрепится, дойдёт до самого низового уровня. Не делая реверансов в сторону политкорректности, надо отметить, что в этом процессе будет необходима колоссальная поддержка России (спешу успокоить российских прагматиков с наклонностями счетоводов-любителей: не только и не столько материальная, сколько политическая, моральная и духовная) как братской – без всякой иронии – страны. Ведь не стесняются же «оранжевые» лидеры говорить о том, что место «их» Украины в Европе и в НАТО, не стесняются обниматься с такими одиозными посланцами (засланцами?) Запада, как, например, слегка небритый Солана, повинный в уничтожении тысяч сербов и разрушении их страны.
И пока Восток и Юг нынешней Украины не придут к консолидации своего самосознания, пока не выдвинут лидеров, кругозор которых выходит дальше пресловутой парадигмы «заводы, газеты, пароходы», пока Россия не перестанет рассматривать Украину просто как транзитный коридор для доставки своих углеводородов на Запад, Донбасс будет оставаться «абсолютно украинским краем». Равно как и Крым с Новороссией. Хорошо от этого будет только иноземным оккупантам и их ставленникам «в этой стране».