Уважаемые депутаты, оказывается, всё в стране идет по плану, оказывается, всем так долго было плохо, что очень скоро внезапно стало хорошо. И если судить по публичным выступлениям представителей «Единой России», новый главный тезис правящих сил теперь звучит так: от политики стабилизации – к экономическому развитию.
Сегодня мы обсуждаем очередной бюджет, анализируя этот бюджет, мы заявляем: этот ваш бодрый тезис - циничный политический блеф. Этот бюджет - не бюджет развития, этот бюджет никакая не стартовая площадка для роста, в этом бюджете нет ни намека на заметное улучшение ситуации. Вы говорите, что нужно вкладывать в человека, что суть новой политики - инвестиции в человека. Правильный подход, но только в этом бюджете нет человека. О каком человеке может идти речь, если социальная сфера не является приоритетом? В вашем проекте бюджета действительно планируется повышение заработной платы работников бюджетной сферы в три этапа. Но на одном только примере системы образования можно понять, что это не повышение, а в лучшем случае компенсация инфляции. В результате этой компенсации основная часть преподавателей вузов будет и дальше получать ниже прожиточного минимума, а зарплата самой высокой категории - профессора, доктора наук - не достигнет даже 80 процентов от средней по стране. Стипендии студентам вообще не планируется повышать, а увеличение стипендии учащимся ПТУ и техникумов со 140 до 210 рублей равносильно насмешке. Зато на бумаге всё выглядит, как всегда, красиво: в полтора раза. Но всё это неудивительно, ведь впервые за десять лет образование даже не упоминается среди приоритетов государственной политики. В последнее время много говорится о здравоохранении и науке. Так что же, совершается прорыв в этих направлениях? Нет никакого прорыва! Действительно, планируется повысить заработную плату медицинским работникам в два с половиной - три раза. Безусловно, мы за повышение. Но мы понимаем, что это повышение, во-первых, избирательное, оно затронет только узкую группу работников этой сферы; во-вторых, увеличение заработной платы даже этой группы проектом бюджета никак не гарантируется. Правительство часто использует аргумент, говорит: не смотрите на этот бюджет как на изолированный, это только этап, только одна из частей финансового плана на три года. Не подкрепляется этот аргумент ничем! Скажем, ставится задача увеличения реальной зарплаты военнослужащих в полтора раза за три года. Но решение этой задачи обеспечено не будет, реальная зарплата увеличится за весь этот период всё равно не на 50, а на 27 процентов, это цифры Счетной палаты. По остальным категориям граждан ситуация еще хуже, исключение составляют разве что судьи и прокуроры. Нас, оппозицию в целом, а коммунистов в частности особенно, постоянно упрекают, что мы критикуем - лишь бы критиковать. Это неправда. Просто у нас с вами принципиально разное представление о том, что такое достойная заработная плата, у нас абсолютно разное представление о том, что такое увеличение поэтапное, главное, у нас разное представление о том, что такое работающая экономика. Не будем сейчас спорить об экономических моделях, речь идет об элементарно работающей экономике, ведь ваша экономика не работает вообще.
Позиция власти заключается в следующем: использовать Стабилизационный фонд в целях увеличения бюджетных расходов нельзя, это якобы приведет к усилению инфляции, экономика не сможет переварить эти дополнительные деньги. Опасения нам понятны. С инфляцией нужно бороться и нужно осторожно подходить к росту средств. Но нужны расчеты, какими методами бороться и какой ценой. Мы убеждены: сейчас, когда за счет чрезвычайно благоприятной внешней экономической конъюнктуры в стране достаточно денежных средств, речь должна идти не о консервации этих средств, а об их умелом, эффективном использовании. Ведь это миф, что мы предлагаем взять и поделить Стабилизационный фонд. Речь идет о проведении грамотной работы по подготовке инвестиционных проектов. В чем же неподготовленность экономики? Трудовые ресурсы есть, материальные средства и мощности могут наращиваться с использованием средств того же фонда. Не экономика не подготовлена – не подготовлены финансовые и экономические ведомства! Нет работы с реальным сектором, нет четкой и достаточно продуманной промышленной политики. Общество не видит ответов на вопросы: развитие каких отраслей и видов производства целесообразно, создание каких предприятий для этого требуется, какие производства следует модернизировать, конкурентоспособность каких видов продукции надо повышать? Не в последнюю очередь это происходит потому, что власть разорвала все связи с научным сообществом, не слышит аргументацию экспертов. Уважаемые депутаты, когда вы анализировали бюджет на 2005 год, мы предупреждали: это авантюрный бюджет, он не предохраняет от последствий 122-го закона, закона об отмене льгот. Зимой - весной этого года во время хаоса со льготами, который вызвал волну всероссийского протеста, наша оценка бюджета подтвердилась.
Каков нынешний бюджет? Каков нынешний финансовый план на три года? Это застывший, это мертвый бюджет! В нем сосредоточена масса денег, которые оторваны от кровеносной системы страны, которые не питают ее отрасли и ресурсы. Вместо бурной реки наша экономика напоминает болото, которое засасывает огромные средства от экспорта природных ресурсов, а все повышения всплывают на поверхность мелкими пузырями. Вы обещаете рост. Но сложившаяся модель развития российской экономики исчерпала имеющиеся возможности как по обеспечению экономического подъема, так и по сдерживанию инфляции. Именно так говорится и в официальном заключении Счетной палаты, и с этим невозможно не согласиться. Но на наш взгляд, при нынешнем бюджете стоит говорить не просто об отсутствии потенциала для роста. Дело в том, что власть делает другую ставку. Власть понимает, что попытка реализовать подготовленные реформы - реформу ЖКХ, реформу образования, реформу здравоохранения, повышение пенсионного возраста - приведет к серьезному социальному обострению. И именно поэтому вы не делаете ставку на попытку развития, а откладываете средства на борьбу с тем кризисом, к которому ведет ваша социально-экономическая политика. Именно поэтому мы называем ваш тезис «от политики стабилизации – к экономическому развитию» политическим блефом. Если вы решитесь в основание своего партийного доклада положить не пропаганду, а нынешний бюджет, нынешний финансовый план, то ваш тезис должен будет звучать так: от политики мнимой стабилизации - к экономическому кризису. Вот это будет правдой. Представители партии власти, конечно, немало и сами покритикуют бюджет. В этом зале будет представлена драматическая картина борьбы с отдельными министрами за перераспределение копеек из одной статьи в другую. Но вы, друзья, как ни садитесь, для вертикали не годитесь. Суть и смысл этого документа откорректировать невозможно, нужно менять вектор. И та поддержка, которую сегодня получают вопросы организованного КПРФ народного референдума, подтверждает, что люди ждут иной политики, другого курса.
Нынешний проект бюджета показывает: правительство, «Единая Россия», власть в целом не могут предложить обществу того, в чем оно остро и срочно нуждается. И на ваш так называемый левый поворот мы можем сказать следующее: господа из «Единой России», вы либо не там свернули, либо перепутали, где лево, а где право, вы ведете страну к кризису. Фракция КПРФ будет голосовать против.