Для «Yтро» дал эксклюзивное интервью заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности Виктор Илюхин.
-Несмотря на объявленную борьбу с террором, мы не застрахованы от вылазок террористов в любом городе. А лидеры террористических структур, которые открыто заявляют о том, что готовят новые нападения, до сих пор избегают возмездия. Это заставляет говорить о том, что они имеют высоких покровителей...
Виктор Илюхин: Ни у одного из чиновников, федеральных министров нет желания, чтобы продолжались теракты. Но другой вопрос в том, что война в Чечне приносила огромные деньги определенному кругу людей.
— Вы говорите в прошедшем времени...
В.И.: Я был инициатором создания комиссии Говорухина по проверке того, что произошло в Чеченской Республике. Мы убедились, что там, во-первых, произошло преступное финансирование вооружения дудаевских формирований. Второй момент – это фальшивые авизо, на которых нажилось немало нечистоплотных бизнесменов. И третий момент по поговорке: кому-то война, а кому мать родна. Вы никогда не задавались вопросом: почему за все время первой и второй чеченской войны никогда не взрывались нефтегазопроводы, которые проходят по республике? Несмотря ни на что, сибирская нефть, делая кульбиты, проходила через Волгоград, Каспий, через Чечню в Новороссийск. Все это было выгодно нашему и не только бизнесу, который проплачивал безопасность прохождения нефти через Чечню. При Ельцине перекачка сырья по республике была передана в руки Масхадова, а российский бюджет только получал определенные дивиденды.
...Вопрос собственности – самый главный вопрос большой политики. Когда Путин пришел к власти, он сказал, что пересмотра итогов приватизации не будет. И все успокоились. Я могу сказать, что сегодня клан магнатов, которые напились долларами на нефти и газе, удовлетворен полностью. Что, когда арестовали Ходорковского, решили проблему олигархов? Нет, это самая что ни на есть показушная кампания. Когда Путин пришел к власти, в России было семь валютных миллиардеров, через пять лет их, по экспертным оценкам, стало более ста!
Я спрашиваю: господин Путин, на кого вы заставили работать Россию? На бедность или против бедности? Как и пять лет назад, треть населения России находится за чертой бедности. Как нищенское существование влачили Вооруженные Силы, так ничего не изменилось.
-Позвольте, но министр обороны во всеуслышание объявил об окончании реформы в его ведомстве.
В.И.: Она закончилась, но что она вообще решила? Ничего. При том военном бюджете на 2005 г. и при той политике замены социальных льгот на денежную компенсацию, количество бесквартирных офицеров только растет. Еще до этой замены на денежные компенсации и принятия бюджета на будущий год мы считали, что на обеспечение квартирами офицеров потребуется 50 лет. Сегодня мы уже говорим – 70! Это в Минобороны, а еще есть огромная армия бесквартирных в МВД, ФСБ, ФСО и других ведомствах.
Я спрашиваю, а какая проблема решена за последние пять лет? Судебную реформу сам президент назвал провальной. Административная реформа деятельности муниципальных образований свелась к неразберихе и хаосу. Они уже не имеют понятия, кто за что отвечает. Это самый большой порок, когда никто не знает, что будет завтра.
Ну нельзя же держать власть в таком состоянии! Власть должна быть стабильной и определенной, а у нас каждый день говорят – все не так, подождите и т.д. По большому счету, сегодня утрачена система государственного управления. Наступил коллапс. Я бы сравнил ситуацию с последствиями Февральской революции. Так нельзя – жить в абсолютной неопределенности.
А как в России борются с террором? Только говорят две-три недели после того, как гремят взрывы, а потом забывают. Или принимают бесполезные решения, неэффективные меры. Мы поразительно беспечная страна. Ни одна антитеррористическая программа не профинансирована надлежащим образом. Ни одна! Если сегодня офицер милиции, офицер «Альфы» или «Вымпела» получает 6-8 тыс. рублей и не знает, как будет существовать его семья, если его убьют террористы, бороться с терроризмом невозможно. Сложно, практически безнадежно бороться с терроризмом, когда он набрал силу. Противостоять этому нужно на стадии приготовления или раннего проявления.
-Как-то похоже все это на капитуляцию...
В.И.: Нет, мы не поднимаем руки вверх. Но с терроризмом надо бороться, решая социальные, экономические, религиозные, этнические, идеологические и прочие проблемы. Их неимоверно сложно решить, потому что наше общество запущено во всех отношениях. В Дагестане 60% молодежи не имеет работы; почти такая же ситуация по всему Северному Кавказу. Это огромная мина замедленного действия.
Еще один вопрос: у нас объявлена свобода религии. В 1991 г. в Дагестане было 53 мечети, а через десять лет – 1500. Казалось бы, ради Бога. Но мы забыли об одном: а кто там служит? Мы не хотели знать, что большинство среди них – молодые люди, которые прошли обучение в Саудовской Аравии под присмотром спецслужб. А потом удивлялись, оттуда у нас воинствующий ислам. Мы забыли об угрозе ваххабизма? Тогда он снова напомнит о себе. Мы забыли, что эта ткань соткана из многих нитей, и если вырвать одну, то разрушится все. Мы забыли о нравственности и об идеологии.
Выход один – работа правоохранительных органов должна выйти на первый план, стать исключительной, отточенной, деловой и эффективной. Но тот же правовой блок у нас в загоне, погряз в продажности, коррупции, неэффективности, утрате профессионализма. А оставшиеся профессиональные кадры будут увольняться, будет дополнительный отток людей после неравноценной замены льгот на выплаты.
По подсчетам движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», военнослужащие Минобороны по этой реформе потеряют в год 20-25 тыс. рублей. И что, этот офицер, который будет платить за проезд, коммунальные услуги в полном объеме, будет служить? Для военнослужащего, который проходит службу в Москве и Московской области, ежемесячные траты только за проезд составят 1000-1200 рублей. Но военным не компенсировали и половины этой суммы. И это реформа? Большой отток произойдет из МВД и за пределами московского региона – и там компенсация не будет равноценной. Так о какой же борьбе с коррупцией можно говорить? Я задавал вопрос руководителям правоохранительных органов в регионах – почему растет число тяжких преступлений? Ответ один – нет профилактики малозначительных преступлений, и это по цепочке ведет к росту преступности. Я полагаю, одна из причин всех наших проблем заключается в том, что к власти пришли дилетанты, которые никогда не были знакомы с этой сложной системой управления и контроля.
Сплошные провалы у нас во всем, включая борьбу с терроризмом. Вот мне пишут из Ставропольского учебного центра по борьбе с терроризмом, что не хватает всего. Когда в сентябре мы обсуждали бюджет-2005, я убедил комитет по безопасности Госдумы вернуть законопроект правительству до первого чтения для внесения корректив, потому что надлежаще не профинансированы вопросы обороны и безопасности. Комитет проголосовал. Но через два дня всех единороссов, которые входят в комитет, собрали и сказали – вы плохо поступили. И тотчас они, уже без Илюхина, проголосовали за то, чтобы поддержать законопроект о бюджете-2005 в первом чтении. И все осталось – антитеррористические операции не профинансированы полностью, а весь силовой блок удивительно проигрывает в заработной плате и денежном содержании. В царской России, в СССР такого не было, чтобы социальная защищенность человека в погонах была ниже социальной защищенности гражданского служащего. Мы считаем, что идет умышленное разрушение силового блока России. Как можно бороться с терроризмом, если государство отстраняется от защиты военных и правоохранительных органов?
-Какие шаги в защиту силовиков предпринимает движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки».
В.И.: Наше движение достигло многого. Во-первых, мы распространили бланки исковых заявлений на всю Россию. Их заполняют и подают в суды военные и милиционеры, которым не выплачивают «боевые» за Чечню. Сегодня 15 тыс. исков рассмотрено и удовлетворено судами. Мы прямо сказали президенту, что Квашнин сделал все для разрушения Вооруженных Сил, мы доказывали на пальцах, как это происходило в виде бесконечных реорганизаций и т.д. Мы добились своего – Квашнина нет в армии, и мы считаем это огромной заслугой. Мы добились, что при избытке спецслужб упразднено ФАПСИ, пограничные войска ввели в состав органов безопасности, что позволило сэкономить государству миллиарды рублей. Мы поддержали массу предприятий оборонного профиля, конструкторские бюро, сохранили нашу военную топографию, финансирование которой было прекращено. Мы адекватно ответили на выпад министра обороны Иванова, который заявил, что Россия готова разместить войска НАТО на своей территории.
Так что мы сделали многое, но не главное – мы не взяли власть.
-Ваш прогноз ситуации – как будет идти борьба с терроризмом?
В.И.: Прогнозы в России – дело безнадежное, потому что наша страна непредсказуема. Например, если примерять европейские нормы безопасности государства к нам, то они не срабатывают. Я всегда говорил, что революцию готовит не оппозиция, ее готовит власть своим хамским и пренебрежительным отношением к народу. Сегодня, мне кажется, власть делает все, чтобы в России произошел социальный взрыв. Я боюсь этого, но, с другой стороны, и не боюсь. Постоянно закручивать гайки невозможно, крышку все равно сорвет. Если этого не понимает Путин, то это ударит по нему, ведь он сидит на этой крышке.
-Члены парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане заявили, что существуют косвенные доказательства того, что к захвату заложников причастна одна из иностранных спецслужб. Как бы вы это прокомментировали?
В.И.: Можно было и не собирать эту комиссию, и не работать ей месяцами. Я не исключаю такой причастности хотя бы потому, что терроризм в Чеченской Республике и на всем Северном Кавказе сегодня финансируется во многих государствах по различным каналам. Я располагаю информацией, что многие полевые командиры, включая Басаева, имеют свои индивидуальные счета за рубежом: и в Польше, и в странах Балтии, и ряде других государств. Деньгами, которые лежат на счетах, они могут распоряжаться, как им заблагорассудится. А вот как появляются деньги на этих счетах – вопрос симптоматический. Это вопрос к спецслужбам зарубежных государств. Среди тех террористов, которые нападают на наши города и на Северном Кавказе, и в центре России, находятся люди, прошедшие спецподготовку в зарубежных лагерях. Вот и все, ответ прост, и для него не нужно копаться целых шесть месяцев, ждать чего-то.
Но эта комиссия по Беслану не поднимет главный вопрос: в России назрели противоречия на социальной, экономической, религиозной и этнической основе. Кто-нибудь решает все эти проблемы? Разве комиссия поднимет главный вопрос государственного устройства – что президент не справляется со своими обязанностями? А не справляется не потому, что он Путин, – был бы Илюхин, не справился бы тоже, ведь на президента возложен огромный комплекс обязанностей. Он же сегодня отвечает буквально за все во внутренней и внешней политике. Он – Верховный главнокомандующий, формирует правительство, осуществляет прокурорский надзор, замкнул на себя управление 16-ю министерствами и ведомствами, в том числе спецслужбами. Вот почему мы говорим о конституционной реформе. Полномочия должны быть переданы полноценному правительству, которое должно отвечать за все, оставив президенту контрольные функции. Еще один вариант: почему бы правоохранительную и судебную системы, которые погрязли в коррупции, не отдать под контроль Федеральному Собранию? Почему мы никак не можем понять: ну не может один человек охватить все, даже если сильно хочет. А если не может, значит злоупотребляет аппарат. Вот в чем суть вопроса! Но вместо понимания мы слышим, что наоборот, теперь еще будут и губернаторов назначать. По какому принципу? Родились, крестились, пикник устраивали на берегу вместе?
-Грозит ли, по вашему мнению, в ближайшее время России потери Севастополя?
Грозит, если придет к власти Ющенко.
— Сегодня наши взаимоотношения с Грузией напоминают «холодную войну». Тбилиси периодически предпринимает попытки силовых действий в Южной Осетии и Абхазии, где подавляющее большинство жителей – российские граждане. Имеет ли право Россия реагировать на это адекватно, т.е. в том числе и силовыми методами?
В.И.: Мы всегда имели и имеем сейчас это право. Во многих международных документах, которые подписывала Россия, записано, что государство имеет право на превентивный удар в случае агрессии. Сегодня мы видим, что Грузия готова расположить у себя военные базы НАТО, которые, не надо обманывать самих себя, направлены против нас. По международному праву мы можем защищать своих граждан, которые находятся за пределами России. Но как мы защищаем их? Никак. Наша власть не способна на защиту граждан. А превентивные меры на самом деле назрели давно. Самое страшное, что государству придется искупать свою вину еще века – сегодня в мире Россия слывет самым большим предателем тех, кто был рядом и кто ее поддерживает.
Возвращаясь к проблеме в отношениях с Грузией, скажу, что лично я не боюсь натянутых отношений. Когда-нибудь мы должны же обеспечить свою безопасность и предпринять резкие шаги? Должны. Но до сих пор мы не дождались конкретных шагов от нашего правительства.
Ю. Котенок
http://www.utro.ru/articles/2004/12/16/386913.shtml