02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
12/01
10/01
09/01
07/01
05/01
16/12
12/12
10/12
04/12
01/12
28/11
20/11
17/11
15/11
09/11
06/11
03/11
Архив материалов
 
Радовать себя или западных антропологов?

Читатели Контр-тв недавно имели возможность увидеть, что автор книги «Манипуляция сознанием» сам очень даже не прочь применить на практике описанные им же способы оболванивания аудитории. Его статья «Психология высшей расы», написанная в ответ на мою статью «Горькая судьба мозга нации» буквально переполнена всевозможными манипулятивными приемами, главным из которых было приписывание оппоненту собственных измышлений, явной глупости с последующим ее опровержением. В статье «Кто боится диалога» - это более чем наглядно показано, желающие могут ознакомиться здесь http://contrtv.ru/print/2170/. Когда в ответ на мою новую статью «Туземизация России» Кара-Мурза вновь выступил с критикой ( http://www.contr-tv.ru/print/2194/), мне стало интересно, пошёл ли моему оппоненту урок в прок или нет. Захотелось узнать готов ли Кара-Мурза к настоящему диалогу или наступил на те же грабли, повторно демонстрировав нежелание вести разговор по существу, подменив тему дискуссии набором бессмысленных обвинений, не имеющих никакого отношения к исходным тезисам.

Итак, читаем:


С. Кара-Мурза: «Вот первое обвинение в адрес оппозиции: «Часто, особенно в оппозиционных кругах, можно услышать, что против нашей страны ведется война. Говорят о том, что оплевывается всё русское, опошляется и принижается всё то, чем гордятся многие поколения наших людей. Но это далеко не так». Зыкин издевается над утверждением оппозиции, что «против нашей страны ведется война». По его мнению, «это далеко не так». Насколько далеко, он не уточняет, но ничего похожего на войну не видит. Не братство, конечно, но мир и дружба.»

А вот как на самом деле было в моём тексте:

Д. Зыкин: «Часто, особенно в оппозиционных кругах, можно услышать, что против нашей страны ведется война. Говорят о том, что оплевывается всё русское, опошляется и принижается всё то, чем гордятся многие поколения наших людей. Но это далеко не так. Кое-какие русские образы, напротив, всячески рекламируются. Какие именно? Матрешки-деревянные ложки. Масленица и широта русской души. «Исконно русская забава» - драка стенка на стенку.»

Нетрудно заметить, что Кара-Мурза, как это уже бывало, вырвал фразу из контекста, откинув существенную часть таким образом, что смысл фразы изменился полностью. У меня предложение «Но это далеко не так» относится не к словам «ведется война», а к «оплевывается всё русское». Не всё оплевывается – вот смысл фразы. Война идёт, удары наносятся по наиболее ценному, что есть в нашей культуре и тот факт, что ряд образов не подвергается оплевыванию, говорит о том, что они малоценны, а возможно даже вредны. По этой причине они не только не оплевываются врагом, а напротив всячески рекламируются. В моей статье эта мысль сформулирована предельно чётко и ясно:

Д. Зыкин: «Посмотрите, по каким сферам нанесен наиболее сильный удар и вы поймете, что именно наш враг считает наиболее важным в русской культуре.»

То есть я прямо утверждаю, что против нашей страны ведется война. Кара-Мурза игнорирует эти утверждения и упрямо приписывает мне противоположное – будто бы я считаю, что война не ведётся. Приписав мне ахинею, Кара-Мурза начинает торжественно её опровергать. Вот, полюбуйтесь:

С.Кара-Мурза: «Как известно, во время Великой отечественной войны против СССР велась война тотальная, на уничтожение, тем не менее, мы смогли «защитить школу и науку от разгрома». Почему же нынешний разгром, гораздо более мощный, нельзя назвать войной?»

Вам не стыдно, автор «Манипуляции сознанием»? Видимо не стыдно, потому, что в дальнейшем этот приём повторяется в совсем уж нелепой форме:

С. Кара-Мурза: «Более внятное обвинение Зыкина в адрес оппозиции сводится к тому, что она занимается «протаскиванием туземных ценностей». Смысл этого обвинения мало чем отличается от того, которым были наполнены обвинения в адрес советского строя на исходе перестройки: русские в СССР, были туземцами, а теперь надо войти в «лоно цивилизации».

Поскольку в моей статье нет ни одного слова о том, что именно оппозиция протаскивает туземные ценности, Кара-Мурзе приходится сочинять по полной программе. Фраза о войне у меня хотя бы была, и Кара-Мурза её исказил до неузнаваемости, а вот про то, что оппозиция протаскивает туземные ценности в статье вообще ничего не сказано. Зато сказано прямо противоположное:

Д.Зыкин: «Да, мы – обычные люди, не имеем реальных возможностей поменять государственную политику. Мы не можем защитить школу и науку от разгрома.»

Обратите внимание, у меня речь идёт о невозможности поменять ГОСУДАРСТВЕННУЮ политику, не оппозиционную, а государственную, то есть политику тех, кто государством управляет, а это явно не оппозиция. «Реформаторы» и «перестройщики» уничтожают лучшее, что было и есть в нашей стране, в нашей культуре – науку и образование. Но деградацию выдают в качестве «возврата к истокам» на уровне матрешек и блинов. Это делается для маскировки истинного положения дел, и, к сожалению, есть люди, идущие на поводу у такой пропаганды. Об этом в статье говорится многократно, но всё это Кара-Мурза предпочел проигнорировать, зато выдвигает ворох обвинений в мой адрес, одно нелепее другого. Поскольку я уже сказал, что моя критика относится не к оппозиции, а к государственной власти, то часть статьи Кара-Мурзы, в которой он берется опровергать «мою критику» теряет всякий смысл. Это и есть приписать мне свои собственные выдумки, а потом их опровергать.
Идём дальше.

С.Кара-Мурза: «Возьмем формулу «туземец - это объект исследования». Да, это верно для очень большого интеллектуального сообщества Запада - прежде всего, антропологов и этнологов, начиная с середины ХIХ века. Но сказать, что для них «туземец - что-то вроде редкого животного», есть искажение реальности.»

А вот как у меня в тексте:

Д.Зыкин: «Для цивилизованного жителя развитых стран туземец - это объект исследования или туризма, что то вроде редкого животного, с которым часто фотографируются на память.»

Туристы фотографируются на память для экзотики, туристы. Еще раз, не исследователи-антропологи, а туристы. Еще раз, может быть, повторить?

Попытки приписать мне всякую всячину доходят до гротеска и Кара-Мурза начинает опровергать сам себя.
С. Кара-Мурза: «Начать с того, что у Зыкина есть принижающая евроцентризм подмена. В культурных контактах Запада все «иные» были туземцами, жителями иных земель, а Зыкин представляет дело так: «Хотя «туземец» означает всего лишь «коренной житель», однако в нашей культуре с этим термином тесно связан целый ряд твердо устоявшихся ассоциаций, так что туземец это не просто «коренной житель», а именно первобытный, отсталый, близкий к природе».»

Итак, Кара-Мурза сам приводит тот отрывок из моей статьи, в котором сказано, что для НАШЕЙ культуры характерно отношение к термину «туземец» не просто как к термину «коренной житель», а именно «отсталый, первобытный человек». При чем же здесь культурные контакты Запада, если речь шла о том, как в России, в русском языке понимается термин «туземец»? Где же у меня подмена? Её нет.

С. Кара-Мурза: «Образ туземца как «первобытного, отсталого, близкого к природе» ни для кого не актуален. Он разрушает и концепцию самого Зыкина, поскольку никто в нынешней России, включая «оппозиционные круги», не мыслит «национальное возрождение» как возвращение в первобытное состояние.»

Кара-Мурза как будто забыл свои собственные книги, в которых подробно описывалась архаизация России, деградация, одичание, обветшание нашей цивилизации. Власть буквально загоняет массы людей в средневековые и в чем то даже первобытные времена, «обучая» жить без света и центрального отопления, лишая сельское хозяйство современной техники, вышвыривая ценных специалистов зарубеж или выталкивая их торговать шмотьём на «азиатских» базарах. А для того, чтобы пустить пыль в глаза эта же власть спонсирует идеологические поделки вроде «Сибирского цирюльника». Вот мол, возрождаем русскую культуру, бублики-баранки, икра да сияющий блин. Теперь Кара-Мурза прикидывается, что ничего этого нет?

С. Кара-Мурза: «Речь идет именно о праве русских людей быть «коренными жителями» России и «иными» для Запада. Об этом речь в тексте Зыкина».

А это право как раз сегодняшняя власть и гарантирует в полной мере. Хочешь быть иным, отличным от запада? А вот тебе ложка-матрешка. Мало? А вот тебе игра, русская забава: «драка на Масленицу». Видишь, как ты сразу стал иным? И березки у тебя другие, иные, русские. Думай о березках, лаптях и плошках. И право русских быть коренными жителями в России сегодняшняя власть гарантирует. Будьте русскими, сколько вам влезет, как индейцы в резервации. Носите свои перья, фотографируйтесь с туристом с матрешкой и водкой. Такого права сейчас хоть отбавляй. А права быть современным народом с независимым государством, развитой наукой, школой, передовой культурой – мы лишаемся буквально на глазах.

С. Кара-Мурза: «Зыкин пишет, сравнивая культуру Запада и «туземцев»: «Совершенно ясно, чья культура доминирует, а чья влачит жалкое существование на задворках». Это наивный взгляд на культуру! Зыкин восхищается «Боингом» и забывает о Библии, написанной туземцами.»

Это не наивный взгляд на культуру, это наивная попытка Кара-Мурзы вновь, в который уже раз подменить тезис. Потому что речь шла о современном положении дел. «Боинги» производятся сейчас, и создают их отнюдь не туземцы, а Библию написали тысячи лет назад, и, кстати, тоже не туземцы. Библия – свод текстов, принадлежащих культуре развитых цивилизаций того времени.

Для убедительности Кара-Мурза призывает на помощь антрополога Леви-Стросса. Я уже показал, где Кара-Мурза подменяет тезис, так что цитата Леви-Стросса к делу не относится, но всё-таки разберём и её.

С. Кара-Мурза: К. Леви-Стросс в «Структурной антропологии» писал об оценках, подобных зыкинским: «Два-тpи века тому назад западная цивилизация посвятила себя тому, чтобы снабдить человека все более мощными механическими оpудиями. Если пpинять это за кpитеpий, то индикатоpом уpовня pазвития человеческого общества станут затpаты энеpгии на душу населения. Западная цивилизация в ее амеpиканском воплощении будет во главе...
Если за кpитеpий взять способность пpеодолеть экстpемальные геогpафические условия, то, без сомнения, пальму пеpвенства получат эскимосы и бедуины.»

И после этого Кара-Мурза говорит, что никто не пытается выдавать национальное возрождение в качестве возврата в первобытное состояние? Да неужели? Эскимосам и бедуинам –пальму первенства! Потому что в качестве критерия взято умение преодолевать экстремальные географические условия. Вот какие критерии нам подбрасывают! А то, что от эскимосов и шире северных народов осталась горсточка людей об этом Кара-Мурза предпочитает не вспоминать. Да и бедуины с верблюдами на фоне песков смотрят с рекламного проспекта турфирм. И это именно «хозяин машин» Запад решает, жить им или нет, а если и жить, то на каких условиях. Те народы, которые хотят от Запада защититься, сами делают всё возможное, чтобы также стать «хозяином машин». Индия и Пакистан уже создали ядерную бомбу, Иран быстрыми темпами осваивает новые для себя технологии. Там понимают, что не первобытные тамтамы и бормотания, а наука, школа и экономика имеют высший приоритет. И не учеников Леви-Стросса сейчас всячески переманивает к себе Иран, а до этого Ирак, а русских ученых, владеющих современными технологиями. И если уж говорить о мудрости Востока, то в этом и проявилась истинная мудрость тех, кто не хочет превращаться в реликтовый народ, на радость иностранным туристам и западным антропологам.

 

Антропологи восторгаются умением туземцев выживать, поедая тухлятину-копанку в ледяной мороз, но сами ужинают в роскошном ресторане. Антропологи расхваливают туземного знахаря, но лечатся у дипломированного доктора – с анестезией и в чистейшей палате. Антропологи ездят на дорогом личном автомобиле по идеально гладкому шоссе, а туземец на оленях или пешком.

Выбирайте, что вам больше нравится и какой вы хотите видеть Россию.


0.14058899879456