02/07
02/07
30/06
28/06
26/06
24/06
22/06
20/06
19/06
18/06
16/06
16/06
13/06
13/06
12/06
11/06
11/06
10/06
10/06
09/06
09/06
05/06
04/06
03/06
02/06
Архив материалов
 
Проблема хороших коммуникаций

Что касается "внедрения пласта культуры", всё просто до боли. Между неграмотным и грамотным человеком примерно такая же разница, как между компьютером подключённым к интернету и... вы подумали - компьютером офф лайн. Нет - компьютером, у которого вдобавок нет дисковода. Вся информация в неграмотного вводится путём монотонного повторения несложных команд. Это делает массовую пропаганду почти бессмысленной. Ещё на городской площади куда ни шло поорать. Или перед строем солдат. А идти проповедовать по деревням - вещь неподъёмная. Поэтому сначала государством создаётся сеть грамотеев - помещики, власть в уездных городах, церковные приходы в сёлах. С их помощью до основной массы населения доносятся самые несложные команды. "Сесть-встать", "вперёд-назад". Далее возникают школы - сначала в городах, затем и в сельской местности. Грамоте обучить легко в случае культурного разрыва: Германия - Новая Гвинея. Когда государство цивилизует себя само, у него для этого нет готового аппарата, его приходится создавать параллельно. Получается замкнутый круг - для распространения грамотности нужен аппарат, а аппарат можно создать только имея значительный процент грамотных. На первом этапе просвещение идёт туго. За сто лет колупания, дай Бог, грамоте удаётся обучить 1-2 процента населения. Зато потом процесс идёт веселее. Грамотный человек стремится передать полезный навык своему потомству, так что прямое воспроизводство (в основном, по мужской линии) обеспечивается. Но, главное, процент городских грамотеев даёт базу для создания школ. А школа действует как рассадник мальков. Два года - и в озере кишит рыба. За несколько поколений наступает почти всеобщая грамотность. В России стадия массового открытия школ началась при Екатерине. Это довольно рано, причём сделано было с умом. Екатерина по этому поводу вела длительную переписку с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом, и последовала рекомендациям австрийского императора Иосифа II - умнейшего человека своего времени, настоящего революционера в лучшем смысле этого слова. (Вскоре он был отравлен англичанами, а т.н. "французская революция" это инспирированная Англией дикая феодальная реакция на подлинную революцию 18 века, начатую им, Екатериной II, Людовиком XVI и испанским королём Карлом III.)

В 1786 году Екатерина издала указ об открытии 4-классных училищ в губернских городах, 2-классных - в уездных и одноклассных - в сельской местности. Был создан АППАРАТ и выделена строка в бюджете. Дальше механизм стал набирать обороты. В 1790 было уже 17 000 учащихся. Плюс более 10 000 в духовных училищах. Дворянские дети учились отдельно. Потом качественный скачок был при Александре I и далее.

Проблема народного образования была решена к 1917 году (что революцию и облегчило). В 1913 году только 27% новобранцев было неграмотно (для сравнения - в 1880 - 78%). Следует учесть, что в армии все обучались грамоте в обязательном порядке. Знаете, сколько было неграмотных новобранцев в Италии в 1905 году? 30%. В начале 19 века население самых передовых государств было в своей основе неграмотно.

Как только возникают народные школы, начинает печататься народная литература. Сначала на уровне плакатов и комиксов, затем небольших брошюр. Большая её часть выпускается государством или в видах государства, и преследует вполне утилитарные цели: гигиена, азы политического воспитания, полеводство. Ванечка пошёл в школу, выучился читать. Прочёл в книжке, что надо раз в 10 дней ходить в баню и мыться, может быть даже с волшебным мылом. Тогда не будет вшей, гнид. И книжку, вишь-ты всей деревне читает.

Неэффективно? Никто такую литературу читать не будет? Будет - другой нет. Вся другая литература такого же сорта: о вреде пьянства, наши бьют басурман, родился Царевич. Плюс религиозная литература. Всё внимательно разглядывается, читается, воспринимается на веру.

Вот данные обследования украинских крестьян летом 1924 года:

употребляют верхнюю одежду в качестве постели - 69%
моют тело реже одного раза в месяц - 63%
моются в корыте - 94%
не пользуются мылом - 46%
используют около полукилограмма мыла в месяц на семью - 43%
используют более килограмма мыла в месяц на семью - 11%
поражено вшами - 28%

С поправкой на одичание гражданской войны это соответствует картине 1900 года. Следует также учитывать, что на Украине культурная ситуация была в полтора-два раза хуже, чем в великорусских областях.

Можно над этими цифрами смеяться, но с другой стороны - 6% крестьян ходит в баню, 11% - регулярно пользуется мылом, 47% - моется чаще раза в месяц, некоторые моются каждую неделю. И, наконец, - 72% свободны от насекомых. Это БОЛЬШОЕ ДЕЛО. Уверяю вас, что в 1800 году картина была совсем другая: стопроцентная вшивость, колтуны, трахома унд зо вайтер. Баня в деревне ещё в 19 веке такая же роскошь, как сейчас бассейн на своём участке. Распространённым обычаем было мыться в печах, но это у кого были нормальные печи. Курная изба - для начала 19 века стандарт. Баня - понятие изначально городское (римские бани, турецкие бани).

 

И огромную роль в цивилизации первобытного населения сыграла гигиеническая литература, то есть постепенное распространение грамотности.

Человек существо страшно переимчивое. И хорошее перенимает не хуже, чем плохое. Быть чистым, опрятным - человеку понравиться. Надо только показать, в хорошем смысле распропагандировать. Скажете, "ему это неинтересно"? ИНТЕРЕСНО. Именно это и интересно. Вши кусаются страшно больно, тело расчёсывается. Представить, что измученный вшами и глистами человек былины слагать будет, до этого только аверинцевы додуматься могут, за всю жизнь гвоздя в стену не вбившие. А вот когда человек спит на простыни, укрывается одеялом, ходит в чистой одежде и умеет читать, тогда он и книжку про богатырей прочтёт. Достигнет уровня городского мещанства - будет себя отождествлять с "русским народом", трудолюбивым и талантливым. Чистоплотным. Сочиняющим прекрасные песни-сказки-пляски лучше авторов гигиенических брошюр.

С другой стороны, существует "проблема хороших коммуникаций". Дороги хорошие - можно оперативно мобилизовать войска, перебрасывать их с участка на участок. Но одновременно дороги облегчают вражеское вторжение. Просвещение народа создаёт дополнительные возможности для его затемнения. Поэтому в самых развитых странах Европы умнейшие люди предостерегали от излишне быстрого роста грамотности и во многих случаях ставили на пути народного просвещения барьеры.

Вышла с зоны лагерная ковырялка, научила деревню похабным частушкам. Частушки издали в серии "Соляной городок" - запела вся Россия.

Почему поэт мечтал о времечке, когда крестьяне "не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара понесут". Зачем им Гоголь? Чтобы красотами стиля насладиться? Да нет - для антигосударственной пропаганды. Белинский поможет, растолкует. Цепь построена - можно в неё включиться и гнать вирусы. "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон".

Как английский шпион Гапон-Новых писал в 1905 (читать надо так - каждое предложение быстрым тенорком, а последний глагол басом и нараспев):

"Славные, незабвенные путиловцы и вы все, милые, спаянные кровью товарищи-рабочие... на удочку и разные заигрывания убийцы-царя и его подлых шакалов-министров, с собачьей сворой чиновников и капиталистов -- НЕ ПОД-ДА-ВА-А-АЙТЕ-ЕСЬ.

Жизни и близкого счастья родины на чечевичную похлебку лицемерных уступок кровопийцы-царя не променяйте. Братней крови за тридцать сребреников не продайте... Данной мне своей клятвы мести и свободы НЕ ПРЕСТУПАЙТЕ-Е....

Честной и отзывчивой молодежи - студентам и всем друзьям интеллигентам руку подайте. Людей дела на пользу народа привлекайте, болтунов избегайте... Шпионов, провокаторов, убеждающих идти на уступки, гоните, в случае предательства УБИВАЙТЕ-Е.

Святейший Синод, божьей милостью смиренных митрополитов и епископов, прислуживающих убийцам, казнокрадам и грабителям русского народа, клевещущих и проклинающих меня и ваших братьев, проливающих кровь за народную свободу, ПРЕЗИРАЙТЕ-Е...

Чтобы вооружиться - фонд мести и свободы по городам и районам создавайте, план своей мести изучайте. Негодяев, виновных в пролитии крови ваших братьев, по возможности, не смущаясь, УНИЧТОЖАЙТЕ-Е.

Самое главное - проклятому правительству, этой шайке разбойников и грабителей народных, - опомниться НЕ ДАВАЙТЕ.

Для этого: министров, градоначальников, губернаторов, исправников, городовых, полицейских стражников, жандармов и шпионов, генералов и офицеров, приказывающих в вас стрелять, - УБИВАЙТЕ-Е.

Все меры к тому, чтобы настоящее оружие и динамит в большом количестве вовремя у вас были, что приняты ЗНАЙТЕ-Е.

Действительные и запасные солдаты всей России - на войну идти отказывайтесь: чем на полях чужой далекой Манчжурии за убийцу-царя, лучше на улицах городов и деревень за свободу и счастье свою кровь ПРОЛИВАЙТЕ-Е.

По указанию боевого комитета мести, защиты и свободы народной, как один человек, по всему лицу земли русской - восстаньте. Жизнь городов немедленно приостанавливайте. Для этого: водопроводы, газопроводы, телефоны, телеграфы, освещение, конки, трамваи, железные дороги, полицейские участки, дворцы и палаты градоначальства, правительственные учреждения - У-УНИ-ИЧТО-ОЖА-АЙТЕ-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е."


Это двойное включение в национальную коммуникационную сеть. Вирус замаскирован под светскую "гигиеническую брошюру" и одновременно под более древнюю систему устной пропаганды с церковной кафедры. Из церкви английскую мурзилку погнали бы дубьём, но она использовала более современный (и из-за анонимности более опасный) аппарат письменной коммуникации.

Подельники паскуду удавили. Есть такая болезнь - гапониоз. Англичане русских как огня боялись, к основной работе не подпускали. Чёрт его знает, что выкинуть могут. Народ великий, непредсказуемый. Раз уже навернулись с французами - 20 лет на карачках ползали. Брали максимум украинцев. Полонизированные интеллигенты работали хорошо, а простонародные украинцы, тогда просто выходцы из южно-русского крестьянства, сбоили. Гапон пришёл к англичанам и говорит: "На хрена вы с жидами связались. "Березовский-Ходорковский". Я сам всё сделаю, без посредников. Чего надо-то? Возьму недорого". Второй такой русско-украинский дурак - Хрусталёв-Носарь. Тоже заболел гапониозом, причём в обострённой форме. Когда его англичане из прихожей вышвырнули, он стал писать бумаги русскому правительству: "А на хрена жиды и англичане революцию готовят". Английский резидент Протопопов его блокировал, а после революции Носаря расстреляли.

Парадокс государственного строительства заключается в том, что построенную систему коммуникаций можно использовать в антигосударственных целях. Гапониоз это следствие непонимания простой истины: безнаказанно орать матерные частушки в государственный мусоропровод можно только будучи чиновником другого государства.

 

 

Д. Галковский

 

http://galkovsky.livejournal.com/32076.html


0.15517687797546