1) Центробанк должен быть конституционно ограничен в раздувании денежной массы, например, с помощью обязательного требования держать инфляцию не выше 20% в первые годы реформы, а по мере развития экономики – не выше 5-10%;
2) Правительство должно быть конституционно ограничено в своих требованиях к Центробанку относительно эмиссионного формирования бюджета, например, с помощью требования собирать за счёт «печатного станка» не более 10% ВВП в первые годы реформы, а по мере развития экономики – не выше 5%;
3) Только правительство может расходовать бюджетные средства на выдачу привилегированных (низкопроцентных) кредитов приоритетным отраслям; все же кредитные операции Центробанка должны проходить на открытом рынке по единым правилам.
Хайековская альтернатива
Следует заметить, что предложенная нами реформа банковской системы – не единственная из возможных реформ, основанных на введении стопроцентной нормы резервирования. Наряду с ней, известно предложение Хайека и его сторонников [4]. Его отличие от нашего состоит во введении золотого стандарта, при котором всякий рост денежной массы должен соответствовать увеличению золотого запаса. Правительство лишается права финансировать свои расходы с помощью Центробанка за счёт дополнительной эмиссии. Поскольку в долгосрочном периоде рост золотого запаса обязательно будет отставать от роста экономики, то рост соответствующей ему денежной массы – тоже. Это приведёт к постоянной дефляции, выгоды от которой распределятся на всё общество. В свою очередь, правительство будет лишено соблазна осуществлять излишние расходы, не нужные обществу, за счёт такого лёгкого источника как печатный станок; любые дополнительные расходы бюджета будут опираться на болезненное налогообложение того или иного типа.
По нашему мнению, это предложение – следствие либерального доктринёрства и антиэтатизма, под влиянием которых не видны его многочисленные недостатки. Во-первых, достающаяся правительству возможность эмиссионного финансирования расходов – это не так уж и плохо, поскольку позволяет сократить прочие налоги и их искажающее действие на производственную структуру. Во-вторых, распределение выгоды от дефляции в обществе было бы не равномерным, а играло бы на руку более денежным слоям. В-третьих, даже если бы это распределение и было равномерным, всё равно нет смысла раздавать в обществе «незаработанные доходы» просто так, не требуя от конкретного (работоспособного) человека чего-то полезного, так как «раздача» незаработанных доходов снизит стимулы к труду. В-четвёртых, рыночная экономика с большим трудом приспосабливается к дефляции: так, из-за трудностей сбыта она реагирует на сокращение денежной массы не только снижением цен, но и сокращением производства. Впрочем, даже если бы она и приспособилась к плавному снижению цен в связи с ростом производства без соответствующего или опережающего роста денежной массы, то дефляция денежных единиц создала бы мотивы к сохранению денег «в чулке» вместо их вложения в инвестиции. То есть, в-пятых, сбережения могли бы быть неинвестируемыми, и колебания таких сбережений провоцировало бы колебания обращающейся денежной массы (что, кстати, часто и происходило в средневековой Европе). В-шестых, эта система полностью лишена гибкости в условиях форс-мажорных обстоятельств, например, не позволяет изменить условия денежного обращения даже в случае крайней необходимости, например, во время войны. В-седьмых, по правилам золотого стандарта золотой запас нельзя использовать для общественных нужд, а это означает бессмысленную трату ресурсов на его накопление. Как заметил Пол Самуэльсон, «нелепо тратить ресурсы на извлечение золота из земных недр только для того, чтобы поместить их снова в подвалы Форт-Нокса» [4, 604].
Эти аргументы, по нашему мнению, свидетельствуют о серьёзных недостатках хайековского варианта банковской реформы по сравнению с нашими предложениями.
Переходный период
Итак, в стране назрела и перезрела банковскя реформа. Её конечной целью должна стать новая система расчётов и сбережений, предусматривающая разделение частной банковской системы на депозитные банки и инвестиционные компании, а также установление стопроцентной нормы резервирования по всем типам вкладов.
Первые обслуживают вклады частных и юридических лиц, осуществляют расчёты и предлагают другие традиционные банковские услуги. Депозиты в них разделяются на вклады до востребования, при которых вкладчик оплачивает банку услуги хранения своих денег, и срочные вклады, по которым банк выплачивает вкладчику проценты за коммерческое использование этих денег. Депозитные банки действуют на условиях стопроцентного резервирования всех типов вкладов, за исключением суммы, необходимой для обслуживания текущей деятельности. За сумму, отвечающую срочным вкладам, они получают от Центробанка процент, отвечающий ставке рефинансирования, и оплачивают услуги по обслуживанию денежных резервов. Они в любой момент могут воспользоваться деньгами для выплат по вкладам до востребования, но не имеют права забрать у Центробанка деньги по срочным вкладам раньше срока. Единственный способ для них получить по срочному вкладу раньше срока – продать соответствующее обязательство Центробанка на финансовом рынке. Соответственно, вкладчики не имеют права на досрочное изъятие срочного вклада, но могут либо продать этот вклад на финансовом рынке, либо попросить об этой услуге свой банк.
Инвестиционные компании предоставляют займы юридическим и частным лицам из денег своих акционеров и заёмных средств, взятых у Центробанка под ставку рефинансирования. Все свои средства они хранят в депозитных банках и ведут расчёты через них. С целью гарантий вовзрата кредитов, выданных инвестиционным фондам, Центробанк устанавливает ограничение на отношение выданных им кредитов к их уставному фонду.
Весь доход от эмиссионной деятельности Центробанка поступает в бюджет, но правительство может занимать избыток средств, соответствующий бюджетному профициту, Центробанку под ставку рефинансирования либо хранить часть денежных средств за рубежом.
К реформе банковской системы следует подходить осторожно. Может возникнуть соблазн сделать всё сразу, возложив на государство обязанности за все уже произведённые частными банками кредитные деньги и предложив всем собственникам банковских вкладов либо сделать их депозитами до востребования, либо положить на срочные вклады без права преждевременного изъятия. По нашему мнению, такая реформа ни к чему хорошему не приведёт, поскольку банковская система не будет готова к мгновенному обеспечению новых правовых условий функционирования. Вместо этого мы предлагаем постепенно, в течение 5-7 лет, повысить норму резервирования до 100% и дать банковской системе время разделиться на депозитную и инвестиционную. Мгновенное повышение нормы резервирования разорило бы многие частные банки, которые не успеют вернуть выданные кредиты, а также сократило бы денежную массу за счёт прошлой кредитной эмиссии, что привело бы к депрессивному дефляционному эффекту. Если же повышать норму резервирования постепенно, то банки получат возвращаемые кредиты в срок и обеспечат резервирование депозитов по растущей норме. А чтобы не допустить сокращения денежной массы, Центробанк может «допечатывать» деньги на сумму, отвечающую сокращению прошлой кредитной эмиссии. Тем самым, банковская система получит новый приток депозитов, который позволит ей осуществлять финансовую деятельность в прежних масштабах. Единственное отличие – если согласовать темпы увеличения нормы резервирования и новой эмиссии Центробанка, банковская система не сможет создавать новые деньги из ничего, как она это делала раньше. Однако и изъятия «ранее нажитого» у банковской системы не будет, поскольку её кредитная деятельность не сократится. По всей видимости, в ближайшие годы правительству в любом случае придётся пойти на существенную инфляцию (может быть, до 20%), что предполагает ускоренный рост денежной массы за счёт эмиссии. Если не отдавать излишек банковской системе, это позволит уверенно профинансировать бюджетный дефицит на время становления более совершенной налоговой системы и даже оставит на счету правительства «задаток» на следующие годы.
Конкретно по срокам исполнения ход банковской реформы мог бы выглядеть так:
Сроки | Основные меры |
2010 год (подготовительный год реформы) | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 10% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Принятие закона о банковской реформе с установленным планом рефомирования на последующие 5 лет и извещение населения и руководства банков. 3. Установление законодательного ограничения Правительству и Центробанку на размеры эмиссионного финансирования бюджета (10% от ВВП в 2010 г. с постоянным уменьшением на ½% в последующие 10 лет) и установление целевого ограничения на инфляцию для Центробанка (не более 20% в 2010 г. с постоянным уменьшением на 1% в последующие 10 лет). Законодательное установление обязанности Центробанка не допускать дефляции. |
2011 год | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 20% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Вступает в силу запрет на преждевременное изъятие срочных вкладов клиентами из банков и соответствующего срочным вкладам резерва из Центробанка. 3. Начинаются операции на открытом рынке по торговле срочными вкладами, для обеспечения клиентам и банкам возможности немедленного получения ликвидности в обмен на срочное обязательство. |
2012 год | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 40% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Центробанк начинает платить банкам процент только по резерву, отвечающему срочным вкладам, и в обязательном порядке перекредитует все эти деньги банкам на открытом рынке. Маржа минимально покрывает расходы на организацию этой деятельности. 3. Банки прекращают выплату процентов по вкладам до востребования и начинают взимать рыночную плату за хранение и обслуживание этих вкладов. Центробанк контролирует частные банки на предмет необоснованно завышенных расценок. 4. Центробанк начинает взимать минимальную плату за обслуживание банковских резервов обоих типов. |
2013 год | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 60% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Банки добровольно объединяются, укрупняются и реорганизуются с тем, чтобы к концу года иметь разнесённые по адресам депозитные и инвестиционные отделения. |
2014 год | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 80% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Банки разделяются на инвестиционные и депозитные, выделяя «дополняющие» подразделения в дочерние компании с независимой бухгалтерией каждой из них, но с правом трансфертов. 3. Центробанк устанавливает коэффициент максимального кредитования инвестиционных компаний относительно размера их уставного фонда. 4. Центробанк устанавливает новые правила работы депозитных отделений с наличностью, сходные с работой нефинансовых учреждений (магазинов и т.д.), с тем чтобы дальнейшее увеличение нормы резервирования оставляло отделениям возможность полнокровной работы с наличностью. |
2015 год (завершающий год реформы) | 1. Доведение нормы резервирования по всем типам вкладов до 100% и продажа банков, не справившихся с повышением нормы, банкам, справившимся с повышением нормы. 2. Полное разделение депозитных банков и инвестиционных компаний на независимые единицы. |
Литература
1. Деловая пресса. Касьянов урежет Игнатьеву процент отчислений в ФОР. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_293383.html
2. Кудрявцев М. Циклы, безработица и обманутые ожидания в экономической теории. http://ru.megaru.net/bindata/862/Referat-a3.4.pdf
3. Смит Вера. Происхождение центральных банков. http://www.finansy.ru/book/bank/001vsmit/
4. Huerta de Soto J. Dinero, Crédito Bancario y Ciclos Económicos. Madrid: Unión Editorial, 1998
М.Кудрявцев
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |