Вот типичная карта 16 века. Посмотрите на Скандинавию. Люди совершенно не знают береговой линии, ДАЖЕ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ. При этом Африка картографирована идеально, верно нанесён известный американский берег и Индия. Разумеется, испанцы могли запросто отсканировать Балтику и Скандинавию. Только ЗАЧЕМ? Она им была в колонизационном смысле не интересна. Вот Англию и Ирландию зафиксировали.
Замечу, что сделать карту Скандинавии было гораздо проще, чем карту Америки, а тем более Исландии. Тут был путь как в Африке - по бережку вперёд-вперёд, не потеряешься. А вот не интересно людям было. Баренц, дурья голова, рванулся - в Китай. А почему в Китай, спрашивается? Ведь замечательная Россия была с удивительной номенклатурой товаров. Один строевой лес чего стоил - из него судёнышки потом вся Европа строила. Вроде бы завернуть Баренцу на юг, отдохнуть в Архангеле-городе, чайку попить. Да с новыми силами и в Китай. Он забыл бедняга, что на 40 лет раньше в тех же краях был гениальный английский мореплаватель Ченслер. Голландцы они бедняги всё забывали, им англичанам всё время с дубиной приходилось напоминать: впереди планеты - Англия. Тот же Баренц открыл Шпицберген. Английская шобла расплылась в улыбке - "повторно". Шоблу поправили. Как? Очень просто. Местечко было "рыбное", считайте, что нефтяное месторождение открыли. Малость повоевали. Голландия тогда была гораздо сильнее. Была бы сильнее Англия, сейчас бы считалось, что Шпицберген открыл Виллоуби в 1555 году. А Дмитрий Евгеньевич бы пыхтел, обращая внимание общественности на парадоксальный факт: открыли деньги, источник на поверхности - иди и бери, а люди 50 лет глазами хлопают. С чего бы это?
А кто такой Виллоуби? Да начальник того самого Ченслера, который по приказу мифической английской "Китайской компании" пытался пробиться по пути забывшего про это через 40 лет Баренца. Попутно Баренц забыл, что Ченслер открыл великое русское царство с загадочным грозным царём, с которым не менее загадочный "Эдуард VI" вёл переписку.
Давайте на минуточку, в шутку сделаем такое пародийное (а если не в шутку - чудовищнейшее и кощунственнейщее) предположение. После бедного Баренца, (который был кем? - разведчиком голландской Фирмы с аналитическим ШТАБОМ), через некоторое время в "Баренцево море" были направлены новые "Вояджеры", уже не первого, а второго или даже третьего класса. Стратегически направление было провальным - нуль-транспортировки в Ост-Индию не получалось. Но на местах можно было подмести кое-что, организовав "компанию Гудзонова залива".
И вот люди сделали рекогносцировку Белого моря - очертание берегов, промер глубин. Населения - НОЛЬ. "Чукчи". Стали искать пути на юг - ткнулись туда-сюда, нащупали Северную Двину. Река глубокая, судоходная, длиннющая. Плывут день, другой, третий: лунный пейзаж, комары. Доплыли до Сухоны, свернули. Населения нет. Наконец стали попадаться куски выжженого леса - ага, ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Уже хорошо. Полуоседлое население, => есть деревни, по цепочке можно выйти на "Биостанцию". Тут возможно два варианта развития событий. Или голландцы биостанцию нашли, или не найдя, построили. Это город в самом конце Северо-Двинского бассейна - Вологда. В любом случае, в начале 17 века это край русской городской колонизации.
С Вологды Пётр I и начал лезть в Европу. Приехал в 1693 году, остановился "у вдовы голландского купца Гоутмана". Тут всё показательно: где тогда в Вологде можно было найти жильё для русского царя, и то, что речь идёт о вдове - т.е. жильё постоянное, КОЛОНИЯ, и то, что фамилия "Хороший человек" (ай, шипка хорош белый шайтана).
После этого Пётр, видимо забыв, что на берегу Белого моря находится прекрасный город Архангельск, основывает первую в России вервь Вавчугу - у впадения одноимённой речушки в Северную Двину, гораздо южнее. Здесь голландцы (или англичане - это тогда одно и то же) строят торговые суда и два фрегата. Далее усиленно развивается Архангельск, вскоре, после перенесения столицы в Петербург, потерявший своё значение "окна в Европу".
Как же это Балтика была пустой в 16 веке, если там существовал с 14 века могущественный Ганзейский союз в 100 городов. Обороты у Ганзы были огромные, например, через неё шла вся торговля с Великим Новгородом.
Всё это хорошо. И удивительно. Много ли средний образованный человек таких союзов знает? Только Ганзу и назовёт.
Интересно, а когда Ганза прекратила своё существование? На это обычно отвечают расплывчато. Ну, в середине 17 века сошла на нет. А фактически в веке 16. О составе участников тоже обычно говорится уклончиво. Какие-то города входили, какие-то выходили. Или не входили, но были в них ганзейские конторы. Или контор не было, но устраивались ганзейские ярмарки. Если копнуть поглубже, окажется, что и вовсе этих ганз было несколько.
Так всё-таки, "когда умерла". Родилась давно, постепенно, это мы поняли. А когда "сердце остановилось".
Оказывается НИКОГДА. "Жив курилка". Есть в Федеративной Республике Германии вольный ганзейский город Гамбург и вольный ганзейский город Бремен. На правах отдельных федеральных земель. Конечно сейчас это обычные области слегка замаскированного централизованного государства, но вот в Германской империи 19 века это были вполне независимые государства, имеющие свои вооружённые силы, финансы, флот, дипломатическое представительство. Даже после 1871 многое осталось.
Такой же статус был до 30-х годов 20 века у Любека, а раньше и у других городов. Это нормально. Для чего? Для ТОЙ ОБЛАСТИ ЕВРОПЫ, КОТОРАЯ БЫЛА КОЛОНИЗИРОВАНА В ЭПОХУ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ. Города-государства сменились обычными государствами в 16-17 веке. И, прежде всего, была остановлена полисная колонизация. Новые территории отныне могли захватывать только крупные хищники. Что касается старых, внутренних территорий, то они интегрировались в крупные государства долго, болезненно. Наиболее процесс затянулся в Германии.
Первой фазой объединения полисов в государства были союзы городов-государств. На первых порах это был удачный эволюционный ход. Но подобные союзы были недолговечны, раздирались внутренними противоречиями, не могли оказывать своим членам эффективную помощь и быстро исчезали. Такова была судьба союза швабских городов, Ломбардской лиги. Или же союзы полисов и мелких территорий объединялись в единое государство - как это было в Голландии или Швейцарии.
Уже из этого ясно, что Ганза не представляла собой ничего особенного на период своего возникновения. Это был обычный городской союз, как все союзы такого типа слабый и полуфиктивный. Поскольку точного списка ганзейских городов нет, можно предположить, что этот союз был гораздо слабее других организаций. Собственно "ганза" это и есть союз ("кодла"). Любой союз северогерманских городов назывался ганзой. То, что неимоверно раздули его значение, объясняется ЖИВОСТЬЮ Ганзы в качестве симбиотического реликта окраинной Европы. Ганзейские города жили в 17, 18, 19 веках, в городах были школы, в школах учились дети. Чему? Славной истории не единого "унятарного" государства, а славной истории... полисного реликта. Потом программа получила подпитку в рамках общегерманского национализма, как идеологически полезная часть многогранной истории германского народа (к злорадству англичан, преимущественно сухопутного).
Торговые обороты Ганзы были незначительные, она не смогла выйти на большую дорогу мирового рынка. Между прочим, мало кто знает, что в середине 17-го века даже Курляндии удалось на время утвердиться в Африке и Вест-Индии. А Ганза целиком кувыркалась в Балтийской луже. Как только там начались серьёзные гешефты (в основном благодаря торговле зерном через Данциг, Кенигсберг и Штеттен), в лужу пришли англо-голландско-французские лесники и взяли всё.
Военные успехи Ганзы в 16-17 веке свидетельствовали не о её могуществе, а о крайней слабости и слабозаселённости региона. Отдельные города там, в отличие от культурной Европы, могли делать политику и смещать правительства. Малина кончилась после отката Швеции, которая к себе большую часть Ганзы и присоединила.
То, что изображается как титаническая борьба между Данией и Ганзой в к 16 - н.17 века есть процесс генезиса датского государства и его сепарации от контроля полисов. Вообще, похоже, что речь шла не столько о "Ганзе", сколько о Любеке с некоторыми союзниками и анклавами, и о совершенно независимом от Любека Гамбурге (Гамбург вообще можно считать полунемецким городом - его история очень специфична). Никакого координационного центра в Ганзе не было - только созываемые в Любеке конференции (нерегулярно, последняя в 1669).
Полисная колонизация Балтики это 1450-1550 год. Смешанная полисно-государственная: 1550-1600. После 1600 - государственная с сильным подавлением полисной жизни. Отсутствие полисов в Скандинавии говорит о том, что колонизация этой территории началась после 1550 года и велась методами государственными.
Численность населения Балтийского региона (Скандинавия, Прибалтика, Береговая Пруссия и Мекленбург):
1700 год - 4 млн. (общепринятая)
1600 год - 1,5 млн. (моя оценка)
1500 год - 0,3 млн. (моя оценка)
Колонизационный рост населения хорошо виден на примере Финляндии, где достоверная статистика датируется серединой 18 века:
1750 - 0,4 млн.
1800 - 0,8 млн.
1850 - 1,6 млн.
1900 - 2,7 млн.
Как и положено, бесконтрольное размножение на стадии непуганых идиотов вызвало в 19 веке залив и перехлёст. По всему ареалу Балтики прошло несколько голодовок, началась массовая эмиграция в Америку.
История Скандинавии залегендирована плохо, тяп-ляп. Хороший пример с Осло - "древней столицей великой Норвегии". В энциклопедиях пишут "Осло (в 1624-1924 году Христиания)". В 1624 году Христианию основал датский король Христиан IV. Позднее местные националисты выдумали Осло - сказочную столицу сказочного Норвежского королевства. Где она находилась, было непонятно. Что неудивительно, т.к. само слово "Норвегия" означает "северный путь" - маршрут датских рыболовов. Наконец решили так - Осло находилось где-то около Христиании, но через 500 лет внезапно сгорело до тла, и Христиан на другом месте основал Христианию. И наконец Христианию таки трансформировали в Осло. Вот она, "волшебная сила искусства" :-) Ещё в 1800 году в Христиании жило менее 10 тыс. чел.
В 1814 Норвегию отняли у Дании и отдали Швеции. Это было вери гут, потому что разблокировало англичанам вход в Балтийское море, чем они во время Крымской войны и воспользовались. Но поскольку Дания оставалась, была опасность националистической инспирации. Поэтому англичане & шведы решили создать "норвежцев".
Сначала всё развивалось стандартно. Появились "собиратели сказок" (не андерсоновских, а настоящих - народных). Стали выискивать датские слова, которых не понимали, и записывать их как "норвежские". Примерно так:
- Скажите, пожалуйста, как называется эта птичка?
- Упиздрик, ё.
- Замечательно. А как называют у вас в деревне таких людей как я?
- Хы-хы, блин. "Ебанатик". Гони гроши, трубы горят.
Человек записывал материал для составления норвежского тезауруса:
Воробей - упиздрик.
Учёный - ебанатик.
Давать - гнать.
Деньги - гроши.
Горло – трубы
Першить - гореть.
Хорошо - блин.
Частица "же" – ё
И это ещё не худший вариант. Поскольку работа датировалась шведским правительством (как потом выяснилось, на свою голову) набежало шарлатанов. Массу слов попросту выдумали.
Одним из основных деятелей был Вергеланд, бездарный поэт. Стал носить "национальную норвежскую одежду", т.е. исподнюю рубаху из дерюги, косить под юродивого (думаете, русские придумали? ни шиша - СТАНДАРТ). А главное он написал статью "Преступления Дании по отношению к Норвегии". Был осыпан золотом и получил доступ к плечику возлюбленного монарха.
Потом накопленный материал обработал Ивар Озен и издал сначала грамматику, а затем словарь норвежского языка. Всё бы ничего, но "заставь дурака Богу молится, он лоб расшибёт". Озен сурьёзно обрабатывал собранные данные (всё-таки скандинавы это немчура) и сильно запоздал с результатом. Более того, "Det norske Folkesprogsgrammatik" была издана в 1848 году, а словарь "Norsk ordbog" - в 1858. Прикиньте - грамматика есть, а словаря нет. А голодные вергеланды в три слоя. Пошёл самопал. В результате уроды создали ДВА норвежских языка "букмол" и "нюнорск".
Различаются, примерно так:
На датском: "Тем не менее, Дмитрий Евгеньевич Галковский очень хороший, добрый и умный человек".
На букмоле: "Атнако, Мытрый Ифгеньев-сын ис Галькофских зела атменен, добёр и башкавит".
На нюнорске: "Бозарр был, Димон Халковски крудттой, ё, ф зоконе музжик, по понятийям".
Большинство заставили говорить на букмоле. На каком языке писал Ибсен, догадайтесь сами.
Д. Галковский публикуется в сокращении http://galkovsky.livejournal.com/29476.html
В ЖЖ Крылов бился как украинским людей коверкают. Обслужили по-божески. Могли бы и на двух украинских заставить говорить. "Одновремённо". Если человека правильно взять в работу он за месяц хоть на азбуке Морзе заговорит. Язык он и есть язык. Без костей.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |