Чтобы проиллюстрировать сказанное, я ОСТОРОЖНО упомяну несколько имён. Столпом традиционалистского Китая был писатель и философ Кан Ювэй. Это был южанин-аристократ и с юных лет один из руководителей китайского масонства. Роль Кан Ювэя в китайских событиях огромна. Я даже не знаю, с чем сравнить.
С точки зрения политической именно Кан Ювэй был идеологом «ста дней реформ» императора Гуансюя. Он издавал первый неподцензурный журнал в Китае, после срыва программы уехал в эмиграцию. Через систему его школ и масонских лож прошли в той или иной степени практически все политические деятели революционного Китая. После 1911 года он вернулся на родину и принимал активное участие в политической жизни. Например был главным идеологом попытки реставрации Пу И в 1917 году. Его ученики занимали ключевые посты в центральных и местных правительствах, причём это касалось и его политических противников (например, Лян Цичао). Последнее обстоятельство крайне важно – в Китае не было борьбы между традиционалистами и вестернизаторами. Между императором и коммунистами с точки зрения культурной матрицы не было никакой разницы.
Политическая доктрина Кан Ювэя заключалась в модернизации Китая по японскому образцу. Причём китайский вариант был более сильный.
В отличие от японского императора, выдуманного пиратами во время картёжной игры на верхней палубе, китайский император существовал действительно, и действительно его власть всегда носила декоративный и договорной характер. Для конституционной монархии достаточно было немного подправить правила игры.
Японская религия синтоизм опять же была выдумана на пустом месте за один день. Кан Ювэй предлагал сделать государственную религию Китая на основе конфуцианского учения. То есть провозгласить богом не выдуманную Аматэрасу, а реального Конфуция.
Кроме того, в отличие от японских пиратов, Кан Ювэй был человеком культурным, и на Западе был не две недели, а жил годами. Поэтому он достроил систему до глобального масштаба.
Японцы никогда не вынашивали глобальных планов, их глобальный план – это захват Китая. Дальше они не думали. История второй мировой войны это оперирование японцев в кильватере Германии, сами они никогда бы не осмелились замахнуться на мировое господство. Основа японской пропаганды - «маленькая Япония».
Не то Кан Ювэй. Этот монархист одновременно был... отцом-основателем китайского коммунизма. Получалось фантасмогорическая картина. Хунвейбины оскверняли могилу реакционного мракобеса и черносотенца Кан Ювэя, а Великий Мао громко хвалил его в своих сочинениях как основоположника «реального коммунизма».
Свою доктрину Кан Ювэй разработал в Швеции, где у него под Стокгольмом было имение по соседству с летней резиденцией шведских королей. Калякая на теннисном корте с Густавом V, смышлёный китаец постепенно создал своеобразную «Grand Unification Theory». GUT Кан Ювея выглядела так.
1. В будущем вся политическая карта мира будет разбита по географическим градусам на 10 000 квадратов.
2. Путём сознательного микширования, а также генетического подбора наступит расовая унификация. Население земли будет иметь европеоидную внешность с небольшой примесью монголоидности. Языком будущего будет язык, напоминающий английский. Его грамматическая структура будет китайской, а фонетика – латинской.
(Кстати, GUT лежит в основе культуры японского аниме – а люди не понимают чего это у японцев там длинные носы и круглые глаза :) )
3. Произойдет сексуальная революция. Традиционная семья будет разрушена, шведский секс может быть дополнен кратковременными браками, носящими формальный характер. Детей будут воспитывать в государственных учреждениях. Будут сняты все запреты на порнографию. (напомню, что всё писалось ДО Хаксли и Замятина).
4. Капиталистическая конкуренция сменится господством государственных социальных программ, при этом неработающим будет сохраняться прожиточный минимум. Рыночные отношения будут замещены централизованным распределением благ и продуктов.
5. Традиционную религию сменит сциентизм на основе неоконфуцианства и буддизма. Основной задачей религиозной науки станет достижение физического бессмертия и установление контакта с внеземными цивилизациями. Первым этапом бессмертия должна быть мумификация трупов по древнеегипетскому образцу, а затем - заморозка.
В современном Китае и вообще на Дальнем Востоке Кан Ювэй личность масштаба Гёте, Канта или Леонардо да Винчи. Система работает.
Кстати начал Кан Ювэй тоже оригинально. Он предложил в 80-х годах 19 века заселить Бразилию китайцами и создать там мощную краузистско-контистскую империю. Чики-брики :)
Теперь о «буддизме». Возможно, я огорчу некоторых людей, но никакого буддизма нет. Современный буддизм был создан во второй половине 19 века и является колониальной структурой, управляемой европейским масонством.
Именно европейцы придумали его философскую доктрину, систему образования, канонические тексты, церковную организацию. Значительная часть необуддистов на Дальнем Востоке изначально была криптохристианами, подпольная связь с христианскими центрами продолжается и сейчас.
Конечно, необуддизм возник не на пустом месте, там использовались местные верования. Но это уровень шаманизма. Скажем был такой Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг (я не шучу), стал лидером монгольской теократии Богдо-Гегеном VIII. Духовности море.
А реально что? Реинкарнация Будды ходила по Урге в телогрейке, задавала щупака бабам. У него была белая наложница-шпионка, убежала, не выполнив задания. Потому как свин с утра нажирался коньяка и бегал на четвереньках. Наконец траванулся денатуратом и ослеп (опять же не шучу). Люди обрадовались, а Реинкарнация им:
- Ну чо, уроды, расслабились? Изведу я вас.
Рулил ещё 10 лет. Поставил 26-метровую статую Будды, чтобы она его от древесного спирта вылечила и вернула зрение. По идее Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүга должны были убить после 1917 года, но при поддержке англичан и большевиков он оставался на поверхности до 1924 года. Он и сделал «Монгольскую народную республику».
Цеденбалы были всегда, но марксизм появился только во второй трети 19 века. Как и буддизм (в современном смысле этого слова). Огромную роль в создании буддизма сыграл Фридрих Мюллер, немецкий учёный-филолог, эмигрировавший в Великобританию. Благодаря ему были воссозданы «потерянные» и «уничтоженные» документы буддизма.
По официальной легенде буддистских текстов в Китае не осталось после восстания тайпинов, которые их все педантично уничтожили. Тогда в Китае была основана типография Яна Вэньхуэя, напечатавшая более миллиона буддистских книг.
Интересно, что в Японии в это время тоже стали усиленно искать буддистские тексты, которые, ай-ай, потерялись. Япония ведь далёкая провинция, одичали. Поехали в Китай за буддизмом. А в Китае говорят: да, был такой. Только в Нанкине бунтовщики пожар учинили, всё сгорело. Тогда японец Нандзё Бунъю поехал в лучезарный Лондон изучать буддизм. К великому махатме сэру Мюллеру. И конечно изучил. За 8 лет штудий барабанил на санскрите (стал затем основоположником японской санскритологии), изучил только что придуманную англичанами «древнюю индийскую философию». Со всеми делами – индийским Сократом, индийским Платоном, индийским Демокритом и даже Диогеном. В общем, такая детализация сейчас выглядит ненужным юродством, вроде «Сир, я вам привезу Наполеона в клетке! – Я вас об этом не просил». Но следует учитывать, что в 19 веке у всех были проблемы из-за античных гимназий. Иначе они просто не могли врать. Только Сократ, только Диоген.
И вот, что же вы думаете? В оксфордской прихожей Мюллера Нандзё Бунью сталкивается с узкоглазым братом по разуму Яном Вэньхуэем. «Здравствуй, брат Коля!»
- А вы по какому вопросу в Лондоне, товарищ?
- Взыскую Священные Книги, утерянные по попущению.
- Ой, а ведь я как раз имею при себе 300 древних буддистских текстов, фактически Канон.
- Не могли бы вы мне дать, любезный брат Коля, сии книги.
- Ну конечно же, я с удовольствием дам вам эти книги!
Пастораль. Ну а далее понятно. Буддистские монахи на дальнем востоке стали базой терроризма и анархистско-коммунистической агитации. Причём с вполне определённым оттенком. Например ученик Кан Ювэя буддистский монах Су Маньшу был фанатичным поклонником английской культуры и в промежутках между подрывной деятельности перевёл на китайский всего Байрона, основав школу «революционных романтиков». Он кстати учил английскому и санскриту буддистских монахов, в школе основанной Вэньхуэем.
Санскрит был важен, потому что в Китай инспирировали массовый наплыв профессиональных «буддистов» из Индии.
Но это уже лирика. Можно было бы рассказать об Оуян Цзинъу, Тимоти Ричарде и т.д., но суть дела ясна.
В результате революции 1911 года императорский Китай был отвергнут. Но Китай ли это был? Что было бы на дальнем Востоке при сохранении китайской империи? То же вестернизированное общество, только менее унифицированное и начавшее развиваться одновременно с Японией, а не с задержкой на 50 лет. Европейцы поломали эту схему. Но им удалось её поломать, потому что и ломали они тоже своё, а не китайское. Бог дал, Бог взял.
А почему поломали, я уже говорил. Вроде бы, мечтать не вредно. Пусть себе китайцы играют в бирюльки и фантазируют о межгалактическом «вери GUTе». Только европейцы хорошо считают. Японию они уже видели, а в Китае населения было в 10 раз больше. Так что лучше не шутить. То есть можно, но пускай сначала миллиардик поучится в Лесной Школе. Лет этак 50. Чтобы потом по квадратам ходили. И по Правилам.