Одной из важнейших тем прошедших недавно переговоров Президента РФ Дмитрия Медведева с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель стала грядущая отмена визового режима между Россией и странами ЕС. Но пока осуществление этой давно назревшей меры откладывается в неопределённое будущее. Главная причина этому – расплывчатость самой структуры под названием Европейский Союз.
На смену недавнему огульному расширению Евросоюза пришло стремление замкнуть рамки этого образования существующими границами. Если не навсегда, то надолго. В 2000-е годы членами ЕС за короткое время стали больше десятка государств: бывшие страны «Восточного блока» и советской Прибалтики, а также средиземноморские острова (Кипр, Мальта) и одна из республик бывшей Югославии (Словения). Сторонники дальнейшего расширения ЕС уже видели в составе этого образования все прочие югославские республики, Албанию, а также Турцию и некоторые из бывших советских республик (Молдавию, Грузию, возможно даже Украину и Белоруссию). Высказывались идеи о преобразовании ЕС в Европейско-Средиземноморский союз со включением Израиля и стран Магриба (Северо-Западной Африки)...
«Расползанию» ЕС, судя по всему, пришёл конец. Одна из главных причин – неожиданно возникшие трудности при принятии основополагающих актов, на основе которых должен функционировать Евросоюз. Европейская Конституция не была утверждена. Причём евроинтеграторам «подложили свинью» отнюдь не восточные неофиты ЕС, а старые члены Союза, в первую очередь Франция.
Всеобъемлющая Европейская Конституция была отложена в сторону. Вместо неё на свет явился коротенький Лиссабонский договор об основных принципах общих органов власти Евросоюза. Но и он утверждается со скрипом.
«Современный ЕС даже после принятия Лиссабонского договора остается только квази-государством», – пишет на страницах «Русского Журнала» В. Близнеков. – «Возможно ЕС никогда и не станет классическим государством, а останется политическим образованием, никогда ранее не имевшим место в политической истории мира. ЕС перенял 70% суверенитета государств-членов и разработал собственное европейское право, обязательное для всех государств ЕС, на основе прецедентных решений Европейского суда (не путать с Судом по правам человека). ЕС ввёл гражданство Европейского союза, но пока с юридической точки зрения – это не новое государство».
Каков же долгосрочный, цивилизационный фундамент, на котором зиждется это образование? Вот основной вопрос, который ставит перед Евросоюзом история в XXI веке. От адекватного ответа на него зависит будущее объединённой Европы. В процессе подготовки не прошедшей экзамена на зрелость Европейской Конституции представители ряда правых (в основном христианско-демократических) партий Европарламента пытались включить в её преамбулу упоминание об общих христианских ценностях европейской цивилизации. Эта попытка оказалась неудачной в основном из-за противодействия сторонников расширения ЕС. Они уверяли, что в таком случае в ЕС не вступят Турция и Албания. Но как знать, если бы в Конституцию Евросоюза прошла формулировка о христианских ценностях, быть может, не возникло бы таких проблем с голосованием по ней во Франции, Нидерландах, Ирландии – тех странах, которые процесс её принятия фактически и сорвали.
Если не христианские корни, то что же? Автор упомянутой статьи интересно отвечает на этот вопрос, а заодно на другой – о времени введения свободного посещения ЕС россиянами: «Как гениально выразился Георг Крайс, профессор новой истории и директор Института Европы Базельского университета (Швейцария), в своей новой монографии «Европа и её границы»: «Европа находится повсюду там, где соблюдаются европейские принципы»... Если ЕС в действительности окажется качественно новым политическим и ценностным проектом человечества,.. то очевидно, что в этом проекте идейные ценности (как воплощение определенного духа) будут иметь преимущество перед политическими интересами собственно ЕС... Европейская интеграция становится принципиально новым, невиданным в мировой истории, политическим проектом. Это аксиома, которую необходимо понять, чтобы вообще говорить о политике России в отношении Европы. О политической и экономической интеграции с Россией для Европы говорить ещё очень рано, речь для европейцев может идти только о ценностном «приближении» России к Европе».
Итак, Евросоюз – проект скорее идеологический, а не геополитический. Но эта идеология – не христианство, а атеистический («толерантный») либерализм. ЕС претендует на то, чтобы не только максимально воплотить в себе принципы либеральной демократии, но и стоять во главе вселенской стражи этих принципов и распространять их по всему миру. Этими задачами «всемирной миссии либерализма» функционеры ЕС будут, очевидно, руководствоваться (впрочем, это уже есть) и в своих отношениях с Россией, диктуя нам свои нормы жизни и, в то же время, оберегая «чистоту и непорочность» демократической Европы от осквернения «варварами с Востока», не изжившими ещё своё «тоталитарное прошлое».
В связи с этим вспоминаются два афоризма великого (и неоднозначного) русского мыслителя А. И. Герцена, сказанные более полутора веков назад: 1. «Протестуя во имя свободы и прав человека, она [Европа] поднялась до такой высоты убеждений, что, быть может, не в силах их осуществить». 2. «И каждый раз, когда она [Европа] станет упрекать русских за то, что они – рабы, русские будут вправе спросить: «А вы? Разве вы свободны?».
Многие страны Евросоюза исторически в очень слабой степени отвечают критериям либеральной демократии, которые сейчас пытаются представить в качестве фундаментальных ценностей европейской интеграции. Это касается даже стран, казалось бы, «старой» демократии – таких, как Франция и Англия. Давно ли во Франции бушевала революция с человеческими жертвами? Правильный ответ – в 1969 году.
В это же время, в начале 80-х, в Англии умирали в тюрьмах объявившие голодовку борцы за объединение Ирландии, так называемые «сепаратисты». Они стали голодать для того, чтобы их официально признали политическими заключёнными. Но британское правительство спокойно и цинично смотрело, как умирают его политические противники. Даже избрание в британский парламент от Ольстера не спасло их лидера от голодной смерти.
В эти же годы в ФРГ сидело в тюрьмах по политическим мотивам около 400 человек и в отношении нескольких тысяч действовал запрет на профессии по политическим убеждениям.
Три страны Евросоюза – Греция, Испания и Португалия – только в середине 70-х годов прошлого века перестали быть фашистскими диктатурами. Причём в Испании ещё в 1981 году произошёл рецидив – неудавшийся путч франкистов, показавший, однако, что у тоталитаризма в этой стране сохранилась немалая социальная и психологическая база. Подполковник Техеро Малина ворвался в парламент, уложил депутатов на пол и открыл автоматный огонь поверх их голов. Это было, напомним, всего четверть века назад.
При этом внутри самого ЕС явно наблюдается иерархия. Выделяются слой «старых» членов ЕС (Западная Европа, грубо говоря) и слой неофитов (Восточная Европа). Этот второй слой воспринимается как ещё не совсем «полноценный», не до конца изживший «влияние тоталитаризма», а потому страны этого слоя должны ещё заслужить доверие «старых» членов полной лояльностью европейским ценностям. Впрочем, для некоторых стран «европейские ценности» выглядят очень своеобразно. В Эстонии и Латвии, где русские живут уже более пятисот лет, сотни тысяч людей до сих пор поражены в гражданских правах, не имею возможности участвовать в выборах и. т. д. Там все также, как в ЮАР эпохи апартеида – но в ЕС считают, что подобная дискриминация – это тоже вполне себе «европейское явление».
На этом фоне претензии ЕС к другим странам своего «второго слоя» выглядят дикими и несуразными. Если уж говорить о ценностях демократии, прав личности и свободы совести, то впервые в истории на Европейском континенте они получили практическую обкатку в Чехии в начале XV века, во время Гуситских войн. Но... Чехия как бывшая соцстрана не может считаться авторитетной в вопросах трактовки прав человека в нынешнем ЕС. Дико, нелепо, смешно, но такова высокомерность Западной Европы даже по отношению к «своим», которые воспринимаются не вполне как «свои».
И вот, несмотря на всё это, основой ЕС объявлена либеральная идеология мессианской направленности. Неоправданное высокомерие Европы чувствует не только Россия. Гнёт идеологической системы превосходит терпение «недостаточно демократических и толерантных» наций Евросоюза, таких, как греческая, например. Массовые бунты греков против «европеизации» своей страны – только предвестие подобных событий в других странах ЕС. Жёсткая правовая унификация, не считающаяся ни с какими национальными и историческими особенностями – такова «самая передовая и свободная идеология» либерализма в действии. Для той же Греции она оборачивается, к примеру, тем, что теперь греки будут вынуждены выходить на пенсию в 67 лет вместо прежних 57 и ввозить водянистые голландские помидоры, выращенные на гидропонике, вместо того, чтобы кушать свои собственные, взращённые под южным солнцем... А в Голландии полицейские, переодеваясь то в евреев-ортодоксов, то в трансвеститов, ходят так по улицам и провоцируют прохожих на «нетолерантные» высказывания в отношении религиозных и сексуальных меньшинств – надо же кого-то посадить в кутузку!.. Прямо как агенты приснопамятного КГБ в анекдотах (наяву в СССР такого не было)!
Вот с таким идеологическим монстром нам теперь приходится иметь дело. Непонятно, чего здесь больше: высокомерия или идеологического сюрреализма? Стоит ли тогда и нам играть по правилам людей, забывших о своем недавнем прошлом и утративших чувство реальности?