Этим отчетом заканчивается действие 102-го федерального закона, который предусматривает ежеквартальные отчеты Правительства и Центрального банка об антикризисных мерах. Хотя до завершения кризиса, разумеется, еще далеко, напротив, в мировом масштабе он только еще набирает обороты. Это выражается и в долговых проблемах Европы, и в череде революций в арабских странах, и в растущем дефиците бюджета США, который в последнее время на три четверти финансируется за счет работы печатного станка американского центробанка.
Естественно, такая политика ФРС США толкает вверх цены на продовольствие, на драгметаллы, другие биржевые товары, а также на нефть, цена которой уже превысила 120 долларов за баррель, что маскирует просчеты в проводимой в России экономической политике. Подобный поворот событий вызвал ложную успокоенность нашего руководства, которое вновь заговорило о тихой гавани, международном финансовом центре, профиците бюджета и так далее. Однако рассчитывать на то, что наша страна с отсталой сырьевой экономикой сможет еще долго оставаться в стороне от набирающего силу кризиса, наивно, и уже сегодня необходимо предпринимать шаги для приспособления к новым мировым условиям.
Хочу напомнить слова, которые председатель Центрального банка России С.М, Игнатьев произнес в Государственной Думе при вступлении в должность в 2002 году. Тогда цены на нефть и другие энергоресурсы быстро росли, как и сегодня, и сложился очень сильный платежный баланс, что вело к росту резервов и, как следствие, денежной массы. Однако ЦБ, цитирую Ваши слова, уважаемый Сергей Михайлович, “Центральный банк не допустил резкого укрепления реального валютного курса рубля и тем самым сохранил благоприятные условия для развития реального сектора экономики, прежде всего для российских экспортеров”. То есть, впервые вступив на эту должность, председатель Банка России положительно отмечал меры ЦБ по повышению устойчивости экономического роста в стране.
Однако это было 9 лет назад, а сегодня Банк России почти никак не сдерживает укрепление рубля, напрочь забыв про реальный сектор. Курс рубля относительно доллара США вернулся к тем значениям, которые были 2,5 года назад, осенью 2008 года. Однако тарифы на газ и электроэнергию в России за это время выросли на 50-70%, повысились и налоги, из-за чего сильно упала конкурентоспособность наших предприятий. Особенно ярко это проявилось в последние полгода, когда темпы роста промышленности стали явно замедляться. В результате инвестировать в нашу экономику, за исключением нефтегазового комплекса и банков, стало невыгодно, и иностранный капитал побежал из России. За те же 6 месяцев отток частного капитала составил уже 43 млрд. долларов, и это при таких ценах на нефть! ЦБ объясняет курсовую политику борьбой с инфляцией, однако допускать удушение собственного производителя путем удешевления импорта – очень странный способ этого достичь.
Самые серьезные вопросы вызывает стратегия управления золотовалютными резервами, половина которых инвестируется в американские бумаги. 18 апреля в интервью прессе председатель Национального банковского совета А. Кудрин заявил: в ближайшие 20 лет стабильности доллара ничего не угрожает. Всего через несколько часов все мировые СМИ облетела сенсационная новость: международное рейтинговое агентство S&P понизило прогноз по кредитному рейтингу США. Цитирую заключение агентства: “у США огромный дефицит бюджета и растущая неопределенность по поводу способов решения данной проблемы”. Только подумайте, рейтинг США не подвергался сомнению уже 70 лет, аж с 1941 года! Дефицит бюджета США только за 2 последних месяца превысил 400 млрд. долларов, и на три четверти он финансируется за счет эмиссии Федеральной резервной системы, рейтинг которой, кстати, тоже был снижен. В результате рынок американских гособлигаций все больше напоминает финансовую пирамиду.
Завершается целая эпоха американского доллара, и по нашему убеждению Центральному банку России необходимо менять приоритеты в управлении золотовалютными резервами. Сегодня ЦБ при выборе стратегии инвестирования ориентируется на те же оценки рейтинговых агентств, которые, как показала практика, не только сильно запаздывают во времени, но зачастую вообще не отражают реальной ситуации, достаточно вспомнить об Исландии, имевшей высший рейтинг надежности. Кстати, документы, регламентирующие принципы управления валютными резервами, Банк России предоставить нам отказался и держит их в закрытом доступе, что на наш взгляд совершенно неправильно.
Каких же результатов добился ЦБ при управлении резервами в последние годы? За минувший год данных у пока нет, зато в 2009 году Банк России получил доходность от инвестирования долларовых резервных активов в размере семь сотых процента (0,07%)! Более того, поступили первые данные о результатах управления суверенными Фондами в первом квартале, так вот, Центральный банк только на переоценке потерял 73 миллиарда рублей. В любом случае, общая доходность от инвестирования резервов ЦБ, которые составляют около 500 млрд. долларов, не превышает 1-2% в год. А отечественные компании, которые не могут нормально рефинансироваться внутри страны, вынуждены заимствовать на Западе под 7-10% в год, и внешний долг кстати тоже равен 500 млрд. долларов. На этой разнице в ставках только в прошлом году страна потеряла 39 млрд. долларов, а с 2002 года, за период под руководством С.М, Игнатьева, потери уже превысили 200 млрд. долларов, что говорит о неэффективности такой политики.
Более того, впечатление о росте наших валютных резервов в последнее время на самом деле обманчиво. Действительно, к настоящему моменту резервы ЦБ достигли уровня, который был 2,5 года, осень 2008 года. Однако за это время цена золота, например, удвоилась, а цена серебра выросла в 4 раза. Обновили максимумы также цены на продовольствие и другие ресурсы, так что в реальном выражении наши резервы очень сильно сократились. Если учесть, что даже президент Всемирного банка говорит о возможности возврата к золотому стандарту, нам следовало бы увеличивать долю этого металла в международных резервах, однако этого не происходит. У нас в резервах всего 7% золота, в то время как в США, Германии, Франции и Италии эта доля выше в 10 раз, то есть 70%. Эти страны в условиях обесценивания валют находятся в куда более выгодном положении, чем Россия.
Мы предлагаем установить четкие правила управления золотовалютными резервами, причем на уровне федерального закона, которые будут предусматривать зависимость инвестиционной политики ЦБ от объективных параметров стран-эмитентов ценных бумаг, таких, как уровень государственного долга и внешнего долга по отношению к ВВП. Такой проект закона нами уже внесен. В США уровень долга уже вплотную приблизился к отметке в 100% ВВП, и крупнейший в мире фонд облигаций PIMCO, общий объем активов компании превышает триллион долларов, в прошлом месяце полностью избавился от госбумаг США. В этих условиях нам нужно задуматься, стоит ли продолжать покупки американских бумаг.
Другая проблема, на которой хотелось бы заострить внимание – вывод капитала из страны по фиктивным операциям с ценными бумагами и экспортным контрактам. По сути речь идет о вывозе из России украденных чиновниками и олигархами денег. О масштабе таких явлений говорит следующий факт: только за прошлый год по таким схемам было выведено 30 млрд. долларов. С 2002 же года потери страны от фиктивных операций достигли уже 236 млрд. долларов. К слову, еще 60 млрд. долларов ушло по невыявленным схемам, которые ЦБ отражает в строке “чистые пропуски и ошибки”.
В последние годы много говорится о необходимости привлечения иностранного капитала, создания финансового центра. Однако практика показывает: чем больше мы либерализуем режим движения капитала, тем быстрее он бежит из страны. Зачем нам нужен иностранный капитал, если только с 2002 года по различным схемам выведено почти 300 млрд. долларов, а профицит торгового баланса превысил триллион долларов? Напротив, нам следует ввести строгий контроль за движением капитала, который позволит остановить почти беспрепятственное бегство капитала из России.
Если же в Россию и приходит иностранный капитал, то, как правило, он носит чисто спекулятивный характер, и ослабляя контроль за его движением, мы лишь помогаем ему зафиксировать прибыль от спекуляций и вовремя уйти из страны. В других странах, в частности в Бразилии, на такой капитал ввели особый налог, который затем не раз повышали, у нас же спекулянтам почему-то рады. Такой подход нужно менять. Более того, доступ иностранцев в наши стратегические предприятия следует также ужесточить, поскольку в обмен на долю в этих компаниях государство получает лишь обесценивающуюся валюту прямо из-под печатного станка, утрачивая контроль за важнейшими отраслями.
Также по нашему мнению следует провести реформу Национального банковского совета. Сегодня работа этого коллегиального органа управления Центральным банком носит слишком формальный и закрытый характер. Во-первых, необходимо менять принцип формирования НБС. Представительство лишь одной политической силы от Государственной Думы в составе Совета на наш взгляд недопустимо. Необходимо принять правила, которые предусматривают присутствие в Совете различных политических сил. Также считаю, что члены НБС от Государственной Думы должны ежегодно отчитываться о своей деятельности в составе Совета, такую практику можно ввести уже в ходе рассмотрения отчета Центрального банка за 2010 год. Полномочия НБС должны быть расширены, с тем, чтобы это действительно был высший орган управления ЦБ. Кстати, председатель Совета А. Кудрин находится на этом посту с 2002 года, то есть дольше, чем любой президент.
Банк России давно уже говорит о повышении открытости в своей работе, но на практике этого, к сожалению, не наблюдается. Информация о заседаниях НБС носит крайне скудный характер. Приведу пример типичного пресс-релиза ЦБ. “Под председательством Министра финансов Алексея Кудрина состоялось очередное заседание НБС. Совет принял к сведению информацию по основным вопросам деятельности Банка России, а также обсудил предложения Банка России по дальнейшему совершенствованию оценки активов кредитных организаций”. Информативность подобный пресс-релизов – ноль! Ни конкретных деталей, ни позиции членов совета, ни, тем более, стенограммы заседания, как это принято в ведущих центробанках мира, в том числе в Комитете по открытым рынкам ФРС США, Банк России не публикует. Подобная практика в 21-м веке представляется не соответствующей принципам работы современного центробанка, который должен давать рынкам четкий сигнал о том, какой денежно-кредитной политики он будет придерживаться. Считаю, что Национальному банковскому совету необходимо перенимать эту практику и публиковать стенограммы заседаний в будущем.
В целом, фракция КПРФ считает, что политика Центрального банка не отвечает тем вызовам и рискам, которые образовались в мировой финансовой системе, и на этом основании КПРФ не может дать положительную оценку действиям Центрального банка Российской Федерации за отчетный период.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |