О правде в контексте PR хотелось бы рассказать подробнее. Слово «правда» с удивительной регулярностью встречается в каждой статье, книге или определении, посвященному PR. Особое место в подобной литературе занимают объяснения якобы имеющихся различий между «пиаром» и пропагандой. Буржуазный идеолог и пропагандист «пиара» Сэм Блэк, в своей книге «PR. Что это такое?» пытается убедить читателей, что PR «невозможно использовать для поддержки неправого дела». По его собственному определению, «PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». На этот счет так называемый Золотой Документ N 6 Международной Ассоциации Связей с Общественностью (IPRA) вторит утверждениям Блэка: «Цель PR — достижение согласия; цель пропаганды — создание движения. PR стремится к достижению честного диалога, пропаганда к этому не стремится. Методы PR подразумевают полную открытость; пропаганда при необходимости скрывает факты. PR стремится к пониманию; пропаганда — к привлечению сторонников».
Всем этим сказкам можно было бы легко поверить, если бы «пиарщики» ограничивались лишь их сочинением. Однако им приходится еще и работать. Действительные же дела «пиарщиков» выдают их с головой.
Возьмем пример, описанный в книге «Связи с общественностью» отечественного «пиарщика» А. Н. Чумикова, владельца PR-агентства «Международный пресс-клуб»:
«В 1997 г. Правительство РФ приняло решение о реорганизации и приватизации Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА), на базе которого предполагалось создать три предприятия — государственное унитарное «Администрация аэропорта „Домодедово“» для управления всем федеральным имуществом, не подлежащим приватизации; ОАО «Авиакомпания „Домодедовские авиалинии“» на основе летно-технического комплекса и ОАО «Аэросервис „Домодедово“» на основе комплекса служб аэропорта.
У такой схемы нашлись противники, начавшие забастовку с требованием отменить решение Правительства, ликвидировать созданные в аэропорту АО и провести приватизацию по иной схеме. Забастовщики выдвинули версию: реорганизация нарушит нормальную работу аэропортовского комплекса, скажется на безопасности полетов, нанесет моральный и материальный ущерб как аэропорту, так и его пассажирам.
Агентство «Имиджленд PR» вместе с руководителями служб аэропорта сформировало иную версию: забастовку хотят использовать как способ шантажа для борьбы с решениями Правительства, а не как возможность урегулирования коллективных трудовых споров работников с работодателем. Требования, предъявленные стачкомом, призваны замаскировать истинные причины акции, имевшие криминальную подоплеку.
Большинство забастовщиков составляли грузчики, а теневой оборот почтово-грузового комплекса (ПГК) до реорганизации оценивался экспертами в
Оперативное и широкое продвижение второй версии, подкрепленное соответствующими фактическими материалами, привело к тому, что именно она доминировала в СМИ, забастовочная ситуация была нейтрализована, а возможные потери от забастовки сведены к минимуму«.
В этом примере ясно просматривается истинное лицо индустрии обмана и клеветы с красивым названием «пиар». Ключевое слово в приведенной статье — «версия»: «Агентство „Имиджленд PR“ вместе с руководителями служб аэропорта сформировало иную версию». Все гениальное просто! Зачем искать правду, когда можно нанять агентство, чтобы последнее позаботилось о выработки «иной версии». О том, что иная версия — всего лишь миф, «
Если присматриваться к деятельности PR-агентств внимательно, а не между делом, можно очень быстро прийти к выводу, что вся их деятельность базируется на элементарном принципе перекладывания проблем с больной головы на здоровую при помощи изобретения наиболее вероятной и правдоподобной версии в пользу тех, кто оплатил их услуги.
Конечно, методики PR многочисленны. Все тот же А. Н. Чумиков знакомит нас со следующими из них:
- «устранение нежелательной оппозиции» (оппозиционера привлекают к каким-либо руководящим должностям или органам в критикуемой им структуре);
- «упреждающая атака» (понимая, что любого руководителя всегда будут хоть в
какой-то мере критиковать, специалисты планируют уровни и позиции допустимой критики, а затем намеренно закладывают их даже в отдельные положительные материалы); - «перевод „стрелки“ конфликта в другую сторону» (пример рассмотрен выше);
- «организация псевдоконфликтов» (с целью переключения внимания аудитории) и т.д.
Но ни одна из методик не проходит теста на добропорядочность и тем более на правду… «Пиарщики», конечно же, не могут не беспокоиться о сохранении собственного реноме. С этой целью они проводят планомерное внедрение в сознание обывателя мысли об отсутствии «черного пиара» как явления природы. «Черной может быть лишь пропаганда» — заявляют они и снова лгут, т.к. именно «пиар», как мы увидели, может быть только черным, а пропаганда, напротив, является всего лишь распространением каких-либо идей.
Безусловно, у «пиарщиков» есть и более глубокие, но менее очевидные цели:
- узаконить профессию «жрецов правды» и заставить публику естественно воспринимать их присутствие как гарантию торжества истины и справедливости, тем самым ослабив сопротивляемость к проводимым манипуляциям с сознанием;
- снабдить господствующий класс эксплуататоров надежным средством обеления имиджа;
- отбить охоту у трудового народа объединяться в движения по борьбе за свои права, заранее обвинив любого лидера такого движения в пристрастии к пропаганде, являющейся, по определению «пиарщиков», недопустимым видом деятельности в «демократическом» обществе.