Сложившуюся ситуацию комментирует доктор экономических наук Алексей Иванов:
— Американцы и дальше будут печатать ничем не обеспеченные доллары. Финансовая пирамида тем и славится, что не может остановиться: они будут печатать столько денег, сколько потребуется для погашения их финансовых обязательств. Но вот задумываются ли американцы - чем им грозит политика Белого дома? В этом я сомневаюсь! США сейчас находятся на перепутье. И я не думаю, что подобные меры помогут им сохранить в полном объеме свое влияние в мире. Глазьев во многом прав.
О необходимости дедолларизации российской экономики и инвестировании резервных средств в развитие внутреннего рынка руководитель Национального института развития говорил уже давно. И лишь недавно денежные власти, безусловно, больше мотивированные интересами зарубежных партнеров, а не России и ее граждан, начали делать робкие и медленные шаги в сторону выравнивания сложившихся перекосов.
В одном из своих выступлений на эту тему Сергей Глазьев акцентировал внимание как раз на недопустимости хранения средств российского Стабилизационного фонда в иностранных ценных бумагах.
Вот что он говорил по этому поводу:
Прежде чем перейти к изложению предложений по концепции альтернативного бюджета, не могу не сказать о результатах нашей работы. Речь не только о принятых нами документах, но и о довольно серьезных изменениях, произошедших в бюджетной политике правительства РФ. Мы можем с удовлетворением констатировать, что многие наши предложения, пусть и с большим опозданием, начинают реализовывать. Мы все-таки добились, что с 2008 года в России будет почти беспрофицитный бюджет, что 85% сверхприбылей от экспорта нефти и газа изымается в доход государства. Нам удалось убедить нынешнюю власть начать крупномасштабные инвестиции в развитие. Позитивные моменты проекта бюджета, которые федеральная власть представила на 2008 год, во многом совпадают с нашими концептуальными предложениями по структуре управления доходами бюджета. За счет сверхприбылей от экспорта нефти и газа в расходную часть бюджета на 2008 год получим существенную прибавку - более триллиона рублей. В общем, мы выходим на вполне приемлемый рубеж по доле расходов государства в структуре валового продукта для того, чтобы решать значимые социально-экономические проблемы. К сожалению, эффективность управления полученными деньгами оставляет желать лучшего. В чем состоит главная проблема? В Стабилизационном фонде накоплено более трех триллионов рублей. Но установка президента России на то, чтобы создать мощный фонд общественного благосостояния, который бы зарабатывал деньги, инвестируя их внутри страны, повисла в воздухе. Решить эту задачу правительство РФ оказалось не способно. Большую часть средств Стабилизационного фонда оно по-прежнему рассчитывает держать в низкопроцентных зарубежных бумагах, кредитуя тем самым военные расходы США. Конечно, мы будем настаивать на том, чтобы эта практика была прекращена, а все деньги Стабфонда работали внутри России. Я не исключаю, что господин Кудрин, который отвечает за государственные финансы, попытается и деньги фонда будущих поколений размещать за границей, получая несчастные 2% годовых, которые не покрывают даже обесценивания этих денег из-за инфляции. К сожалению, нынешняя власть не мытьем, так катанием продолжает политику вывода денег из финансовой системы страны. Правительство по-прежнему занимается стерилизацией денег, изымая из обращения средства, которые кажутся ему лишними. Теперь это происходит путем накручивания финансовой пирамиды внутреннего долга. Вы помните финансовую катастрофу 1998 года, которая возникла по причине бесконтрольного наращивания государственных заимствований. Картинка повторяется. За предстоящие три года внутренний долг страны планируется удвоить. Он достигнет астрономической суммы - более 1,5 трлн. рублей. Причем делается это на ровном месте, поскольку правительству эти деньги не нужны. По сути, это ни что иное, как перекачка государственных доходов в карманы финансовых спекулянтов. Мы считаем, что за счет Стабилизационного фонда необходимо погасить эти обязательства и прекратить накручивание никому не нужных заимствований.Чудовищным остается провал между возможностями и реальной эффективностью денежной политики. Важно понять масштаб той проблемы, которую искусственно создали нам нынешние денежные власти. Сравним структуру соотношения денежной массы и валютных резервов США и России. В США на один доллар в резервах 25 долларов работает в экономике. В России наблюдается противоположная картина: у нас на 1 рубль в экономике приходится 3 «замороженных» рубля в резервах. Это пример того, как из механизма экономического роста можно сделать механизм торможения. Эмиссия - важнейший механизм поддержки экономического роста путем кредитования развития экономики, превращен в тормоз. ЦБ и правительство не создают кредитные ресурсы, а изымают деньги из экономики, которая в них остро нуждается. Только в первом квартале этого года мы получили прирост иностранных вливаний в нашу экономику на уровне 50 млрд. долларов. В основном, это кредиты, полученные, в том числе и государственными компаниями, такими, как «Газпром» и «Роснефть». Поэтому слова министра Кудрина о неспособности российской экономики переварить избыток денег свидетельствуют о том, что человек просто не понимает того предмета, которым занимается. Благодаря проводимой им политике, к нам приходят иностранные деньги, так как экономика в них нуждается, а ЦБ и правительство изымают из экономики рублевые ресурсы, расчищая площадку для иностранных кредитов. И чем больше мы получаем иностранных кредитов и инвестиций, тем больше правительство забирает рублей с внутреннего рынка. И тем хуже возможности для развития нашей собственной финансовой системы.
По сути, проводится неоколониальная политика, реальный смысл которой заключается в подавлении развития российского банковского сектора и финансового рынка. Таким образом, позиция правительства выглядит весьма лукаво. В угоду общественному мнению, и в том числе, под влиянием нашей критики, они делают движение в правильном направлении, но это движение не завершается поворотом к новому курсу. А к 2010 году все вернется на круги своя. При этом ключевые социальные проблемы останутся нерешенными. В России расходы на социальные функции (образование, здравоохранение, социальную политику, борьбу с бедностью и беспризорностью) в структуре расходов федерального бюджета занимает примерно 3% ВВП. Это в разы меньше, чем в среднем в мире. По своей сути наш бюджет остается бюджетом традиционно полицейско-бюрократического государства образца позапрошлого века. По структуре бюджета мы отстаем даже от африканских стран. Поэтому говорить, что правительство проводит политику социального прорыва, о чем неустанно твердит господин Кудрин, не приходится. Мы предлагаем удвоить расходы на социальные функции. Расходы на здравоохранение надо поднять до 6% ВВП, на образование – до 8%, на науку – до 3%. Только тогда мы выйдем на уровень, близкий к развитым странам.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |