25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
Архив материалов
встроенные пылесосы, Псков
 
Тарас Бульба пишется с мягким знаком

Пропитанный телевизионными рекламными роликами «Тараса Бульбы», и уже решив обязательно посмотреть это кино, тем не менее я наткнулся на чеховском рынке на DVD со старым голливудским фильмом, но на латинском шрифте «Taras Bulba» без мягкого знака. Да, вроде казачье войско, атаман-предводитель, песня «Калинка» на английском языке батальные сцены. Но сразу было видно, что это англосаксы и что-то вроде вестерна с любовной линией и дурно пахнущей натурой по-американски. Запорожской Сечью и не пахло. Поэтому с нетерпеньем я отправился смотреть фильм В. Бортко.

 

С первых же кадров, когда Тарас Бульба в великолепном исполнении (Б. Ступка) произносит речь перед товарищами о смысле духовного единства русской земли, невольно думаешь как давно это было и какие теперь иные времена. Ведь, как ни как, а за слово «товарищ» могут и обидеться нынешние «дамы и господа». В кадре идет проливной дождь, а казаки слушают. Душой. Пусть рядом хоть черти бы танцевали, свирепствовал бы ураган, и земля бы трескалась, ничто не могло бы поколебать их святого внимания. Это даже не речь, это пророчество, к сожаленью, не ставшее нормой сегодняшней так называемой жизни. Какие теперь товарищи, где они? Да они при первых моросящих каплях разбегутся по своим квартиркам. Зачем им Русь, Россия, товарищи?

 

Этот гениальный фильм выше любых похвал. Его невозможно оценивать в критериях «понравилось - не понравилось». «Тарас Бульба» – художественное явление. Наше убогое существование лишено великого смысла, цели. Традиции, наполненное шопингом, телевизионным убожеством и прочими горизонтальными уродствами не в состоянии даже стоять рядом с героями, пусть даже экранными или литературными, но живущими полной жизнью.

 

Мне кажется, еще одна тема затронутая режиссером имеет чрезвычайную актуальность. Отношения между родителями и детьми. Вот две линии: Остап (В.Вдовиченков) и Андрий (И.Петренко). В наше безвкусное время, когда господствуют ни соленное, ни сладкое, ни кислое ни горькое, Отец с большой буквы не более чем этакий вымерший тип динозавра. Нет у него ни авторитета, ни власти, ни силы или хоть какой-нибудь ауры. Есть только отец с маленькой буквы.

 

Есть такой термин в постмодернизме «смерть субъекта», то есть потеря животворящей, смыслообразующей роли. Разве не так? Когда Тарас говорит своим сыновьям «не слухай жинку, она баба», он ставит принципиальную позицию, что мужские ценности стоят выше комфорта, автомобиля, хи-хи да ха-ха «комедии клаба». Выбор младшего сына Андрия, его «фол ин лав» (падение в любовь) очень современен. Он вполне по своим понятиям подходит для «Дом-2», любит баб настолько, что готов продать и отца и друзей, Родину, Веру. Что сейчас полно таких «андриев», готовых потусоваться в любом разврате. Какая уж тут Запорожская Сечь, не дай Бог, ушибется простынет или вдруг начнет самостоятельно принимать решения, без мамочки.

 

В фильме есть сцена, когда привозят жену Тараса и мать Остапа и Андрия. Одна моя знакомая говорит с возмущением: как это они стоят и молчат, ничего не говорят, почему не плачут не рыдают, смотрят на тело матери как истуканы? Все правильно сделал режиссер. Это чисто мужское поведение, так сказать, гендерное. Вспомните хотя бы японских самураев или спартанцев. Законы воинского мужского братства запрещают проявление чувств. Мужчина должен терпеть молча. Что характерно в фильме вообще мало говорят. Это тоже хорошо. Когда в сцене казни казака живьем в могилу, Андрий спрашивает с сомнением: а как же, римское право?». Остап отвечает просто: «не наше это». Этот диалог стоит все той кучи говорильни, которая вываливается на «ток шоу, барьерах, и прочих современных болталогиях».

 

Замечательный эпизод с письмом турецкому султану. Я слышал мнение, что, вот мол, собрался сброд, пьяное мужичье и мутит воду. Им наплевать на договор о мире, им хочется «помахаться», «погулять по Дону». Жили бы себе в мире, добрососедстве, никого бы не трогали, дружили бы с ляхами и турками. Вот оно наше время с его плюралистическим мнением, толерантностью, духовной жухлостью. Особенно колоритно смотрится Михаил Боярский, играющий казака Шило с его зычным голосом. Это люди, настоящие, живые, сильные, это русские. Да после этого, как говорил Маяковский любой «негр преклонных лет» будет мечтать стать Русским. Кому хочется жить в обществе клонов, чиновников и буржуев после такого фильма.? Горько сознавать это. Горько.

 

Весь фильм –это высший Логос, Слово-Бог. Тарас Бульба призывает не предавать Русскую землю, Веру, жить по Богу. Это исходит из каждого кадра, эпизода, батальных сцен. Я аплодирую этому гениальному произведению и режиссеру Владимиру Бортко стоя, но многие сидели и жевали поп-корн, пили пиво, пиликали мобилы, вроде соотечественники, но что-то я не почувствовал среди них товарищей. Может я неправильно смотрел фильм, но когда меня спросят: ну как, стоит смотреть, понравилось», честно говоря не знаю, что ответить.

 

 

Рушан Люкманов,


0.61975193023682