Июль 2008 – Февраль 2009
По убеждению многих, девальвация стартовала в январе 2009 года, когда курс за период с 12.01. по 07.02. вырос с 29,39 до уже знакомых нам 36,38 рубля за доллар, менее чем за месяц отмахав 6,99 рубля или почти на 24%.
По озвученному в интервью мнению ответственного за валютную политику ЦБ РФ первого заместителя председателя этой уважаемой организации Улюкаева, плановая девальвация началась 9 ноября 2008 года, стартовав с курса 27 рублей за доллар.
Но есть и иное (правильное) мнение: девальвация в России стартовала всего через несколько дней после того, как начала падать цена на нефть. Смотрите сами: 16 июля 2008 года доллар упал до наименьшего значения – за него давали 23,12 рубля. Нефть марки Брент стоила в этот день 135,81 доллара, устойчиво падая вот уже четвертый день и утеряв к максимуму, достигнутому 3 июля 2008 года (146,08 доллара за баррель), более 10 долларов. При этом падение рубля к доллару происходило на фоне роста доллара к евро. Но, думается, не только восходящим движением доллара к евро было вызвано падение рубля (ведь вспомним – как раз в 2007 – 2008 гг. ЦБ РФ практически официально использовал валютный курс как инструмент подавления инфляции, признанной главным злом в экономике), но и достаточно прозорливой политикой руководства ЦБ, вовремя углядевшего опасность и начавшего в рамках своей компетенции готовится к будущему кризису. Притом есть подозрение, что за ростом доллара к евро ЦБ РФ прятал проводимую девальвацию и от правительства страны.
Итак, мы имеем вот такую периодизацию девальвации рубля:
Первый этап девальвации. 16.07.08 – 08.11.08.
23,12 – 27,00 рубль девальвирован на 3,88 рубля или на 16%
Второй этап девальвации. 09.11.08 – 31.12.08
27,00 – 29,39 рубль девальвирован на 2,39 рубля или на 9%
Третий этап девальвации. 12.01.09 – 07.02.09
29,39 – 36,37 рубль девальвирован на 6,99 рубля или на 24%
Толкование периодизации:
– до ноября рубль к доллару падал вместе с евро – это было удобно, потому что национальная валюта двигалась в нужном направлении, но вроде как волею стихийных рыночных сил;
– в ноябре – декабре, поняв по итогам октября, что налицо реальный разворот цен на нефть, власти резко ускорили девальвацию;
– в январе она понеслась вскачь – потому что стал ясен уровень проблем экономики и бюджета, и никто во власти (сам факт ускоренной девальвации это подтверждает) в разворот цен к 50 – 70 долларам в тот момент уже не верил.
Для чего так спешить? Чтобы поскорее запустить кредит, выйдя при этом на уровень, который ЦБ будет держать любой ценой. Сами понимаете, что никаких кредитов не будет, пока у банков есть возможность зарабатывать на падении национальной валюты до 300% годовых – как в январе 2009 года, или под 60% годовых как в июле – декабре 2008г.
Достаточно ясно, что послужило спусковым крючком для второго этапа девальвации, начавшегося, по признанию представителя ЦБ РФ, 9 ноября 2008 года. Это реакция рынка нефти на решение о резком снижении добычи нефти странами, принятое 25 октября 2008 года. Рынок продолжил падать – даже быстрее, чем до того. Итак – неделя на рассмотрение реакции рынка, неделя – на вынесение решения, и вот – девальвация рубля уже с согласия правительства ровно по прошествии двух недель с заседания ОПЕК.
Российская девальвация 2008 – 2009 гг. была отягощена серьезной проблемой, которую мы попытаемся описать в нескольких кратких пунктах.
1. Долларовые пассивы банковской системы страны превышали долларовые активы на 100 млрд. долларов.
2. Цена на нефть упала на треть, с большой долей вероятности будет так же быстро падать и дальше. Возможный выход для экономики – в девальвации национальной валюты.
3. Но в этом случае мы потеряем банковскую систему, у которой нет свободных средств на покупку дорожающего доллара для выравнивания баланса пассивов и активов, ибо привлеченные средства ушли на кредитование экономики – в основном на кредитование сырьевых компаний, чье состояние вследствие падения цен на сырье резко ухудшилось. При этом банки в случае девальвации будут любым способом вытягивать деньги из заемщиков, что еще более ухудшит состояние реального сектора.
4. Крах банковской системы, наложившись на падение цен на нефть, резко усилит кризисные явления в экономике.
Что делать? Как восполнить дефицит рублей у банков, чтобы, получив рубли, они смогли купить у ЦБ доллары и выровнять баланс по валютным активам и пассивам?
Ответ: надо прокредитовать банковскую систему за счет средств бюджета и ЦБ, постепенно – если цены на нефть не уйдут обратно вверх – замещая бюджетные средства кредитами ЦБ.
На эти средства банки восстановят баланс, купив доллары у ЦБ.
При этом облегчим уплату налогов – разнесем уплату НДС, понизим налог на прибыль и отменим по нему авансовые платежи, чтоб избежать кризиса рублевой ликвидности.
Ну, а чтобы никто не возбуждался по поводу привалившей банкам халявы, объявим, что даем банкам триллионы рублей для кредитования реального сектора. А потом будем с высоких трибун укорять их в том, что они вместо этого купили на государственные кредиты валюту у государства же, хотя на деле мы сами и выступили инициаторами этого дела.
Ну, а чтобы банки не продавали доллар даже в период огромных налоговых платежей, то будем поступать вот так: "Сегодня – 20.01.08 – ЦБ выдал в РЕПО 630(!) млрд руб.".
Март 2009 – настоящее время.
Достигнув венчающего непрерывный рост максимума в начале февраля, показав простой максимум 19 февраля, курс доллара с того момента показывал четкий тренд на снижение, упав с 19.02. по 08.05. на 3,89 рубля или более, чем на 10% – меньше, чем за три месяца. Таким образом, инвестиции в доллар показывают отрицательную доходность около 40% годовых.
Все это можно было бы объяснить падением доллара к евро, если бы не устойчивое падение курса евро к рублю, стартовавшее во второй половине февраля и продолжающееся по сей день. За три месяца с достигнутого 5 февраля максимума евро потерял 3,18 рубля, показав за период отрицательную доходность в 20% годовых.
На языке финансистов это именуется "ревальвацией рубля к корзине валют" – и происходит это движение либо при молчаливом согласии ЦБ РФ, либо при его прямом участии. Как бы то ни было, можно обоснованно заявить, что последние два месяца Центральный банк России проводит политику ревальвации национальной валюты.
При этом надо помнить, что одной из задач, решаемых (и решенной) ЦБ РФ осенью 2008 –зимой 2009, было уравновешивание валютных активов и пассивов российской банковской системы, для чего банкам было продано (не было ими куплено – а именно было им продано) порядка 100 млрд долл. из золотовалютных резервов ЦБ РФ. Более того – как мы помним – поскольку у банков не было достаточных средств на покупку валюты в таком объеме, то Центральный банк сам прокредитовал их рублями, которые и были использованы на покупку валюты все у того же ЦБ.
Тут можно отметить, что подавляющую часть из указанных 100 миллиардов долларов банки купили в 2008 году – т.е. дешевле 29 рублей за доллар. А вот в январе, на третьем этапе девальвации, по максимальным ценам, валюту покупало преимущественно население – у банков, которые покупали ее у ЦБ. Оно и несет большую часть убытков от ревальвации рубля. И можно предположить, что третий – самый быстрый и глубокий этап девальвации – бы инициирован Центральным банком только после того, как банковская система по большей части уже выровняла баланс валютных активов и пассивов.
Банки начали покупать валюту еще в сентябре 2008, с октября этот процесс, вовсю подталкиваемый ЦБ, приобрел такую силу, что привел к фактическому коллапсу кредитования экономики страны ее банковской системой. Что, в свою очередь, выразилось в декабрьском обвале в промышленности, остановке в 4 кв. 2008 года роста ВВП России и в резком сокращении импорта.
При этом – несмотря на ревальвацию рубля – процесс сокращения импорта не прекращается, к маю импорт упал на 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. И поскольку, как мы видели ранее, девальвация рубля существенной роли в падении импорта не сыграла, будучи компенсирована предоставляемыми иностранными производителями скидками, то продолжающееся сокращение импорта говорит лишь об одном – банально нет денег на его приобретение. Нет денег у работающей с отрицательным финансовым результатом и сокращающейся в абсолютных размерах промышленности, остановившей инвестиционный процесс, нет денег и у торговли, в последние годы заместившей собственные оборотные средства кредитными.
Таким образом, мы видим, что сокращение импорта:
– конце 2008 – январе 2009 есть следствие кредитного голода, испытываемого экономикой вследствие того, что банки все средства бросили на покупку валюты
– с февраля 2009 есть следствие жесткой денежно-кредитной политики Центрального банка и правительства, которые если и вбрасывают деньги в экономику, то сугубо в помощь реальному сектору, а не импортерам.
Таким образом, в настоящий момент сложилась – точнее, была специально смоделирована – ситуация, в которой торговые сети и компании, специализирующиеся на импорте, оказались отсечены от финансирования, единственным источником которого является правительство и Центральный банк.
В чем идея? Идея, видимо, в том, чтобы без значительной девальвации запустить процесс импортозамещения – сначала сокращением импорта расчистив площадку, а затем, накачав национальных производителей деньгами и дать им возможность эту площадку занять. И тем самым вытащить экономику из кризиса.
Отсюда – не системные меры по восстановлению кредитования как процесса, а точечная поддержка государством отдельных предприятий.
М. Авербух
http://slon.ru/blogs/averbuh/post/23317/
и далее по ссылкам
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |