Как там говорила Ольга Вознесенская в «Рабе любви» у Никиты Михалкова? Из общественного трамвая она кричала едущим на индивидуальных лошадях белогвардейцам: «Господа, вы – лохи!» Не дословно так, но примерно. И она была права. Даже тогда, в далеких 1910-х годах. Чего уж говорить про близкое сегодня.
Когда я еду на маршрутке на работу, гляжу в окно (я в маршрутке иногда гляжу в окно) и вижу напряженные лица сидящих за рулем мужиков, я тоже частенько повторяю, мысленно, правда, не вслух,: «Господа, вы – лохи!» Если вы не согласны, давайте проведем мысленный эксперимент. Ответьте на вопрос: сколько машин в Москве в час пик приходится на один погонный метр дороги. Исходные данные таковы: суммарная длина магистральных дорог в городе (то есть без учета улочек, переулочков, тупичков и прочей дребедени, короче, именно дорог, а не тропинок) составляет 1302 км. Количество одновременно передвигающихся по ним машин по данным ГИБДД – порядка 200 000. Элементарная задача для начальной школы: переводим километры в метры и делим на 200 000. Получается 6,5 машин. На один метр. Конечно, какая-то часть, пусть половина, уйдет в те же улочки-переулочки. Но, учитывая, что средний автомобиль имеет среднюю длину 4,7 м, проблемы это не решает. А ведь есть еще и дистанция между машинами, которая тоже далеко не нулевая и при движении даже в пробке не может быть меньше двух метров. И теперь контрольный вопрос: может ли езда по таким дорогам доставлять удовольствие?
И, несмотря на то, что никому не приятно ехать в пробке, большинство из тех, кто имеет машину, утром в нее садятся и пускаются в долгий, мучительный путь от дома до офиса. Вместо того чтобы оседлать любой вид общественного транспорта и позволить себя до той же работы довезти за малую копеечку. Сразу предупреждая несправедливые обвинения в зависти к автомобилистам, скажу: у меня есть машина. Иномарка, Nissan, новая (только исполнилось три года), я у нее первый и единственный (не считая жены) хозяин. Она меня целиком устраивает, я ее люблю, но на работу на ней предпочитаю не ездить. Потому, что я – не лох.
Вы скажете, что общественный транспорт некомфортен? Не весьма согласен. Я, например, не езжу на автобусе потому, что там часто приходится стоять. Предпочитаю маршрутки. Там хорошо, сидишь, можно почитать, можно поспать, можно посмотреть фигню какую-то по встроенному в потолок dvd-плейеру. Я лично предпочитаю в ней работать: читать почту на коммуникаторе, править на нем же заметки, составлять расписание на день, решать необходимые задачи. Уже несколько раз встречал в транспорте людей, работавших на ноутбуках. Пока я к этому еще не пришел, но, как знать... В отличие от водителя, теряющего на дорогу в один конец от часа до двух и более, я время не теряю. Я его нахожу. Там, где его не было. По мне, так езда в маршрутном Форде вполне комфортна.
В метро, правда, посидеть уже получается не всегда, но это разумная плата за скорость. Ибо в подземке по любому время проезда из одной точки Москвы в другую, по сравнению с автомобилем, сокращается в три-четыре раза. Тут как в случае с поездом и самолетом. Ежу понятно, что нормальный поезд (я подчеркиваю: нормальный, а не ободранный совковый плацкарт с вечным запахом грязных носок и пьяными солдатами на багажных полках) значительно комфортнее, чем любой самолет. В поезде можно пройтись, сходить в ресторан, лечь. Можно на промежуточной остановке купить у бабки какой-нибудь местный сувенир, вроде тульского пряника. Можно закрыться в своем СВ, отгородиться от мира и уйти в себя. Попробуйте все это проделать в самолете. Однако, все равно люди предпочитают самолет. Потому, что скорость. Метро – это тот же городской самолет. А большинство автомобилистов предпочитают авто. Потому, что лохи.
Психология лоха проста и понятна: он купил себе машину, значит, он должен на ней ездить, как бы трудно ему это не было. Еще одна подсознательная установка лоха состоит в том, что он уверен, что это именно он не лох. И именно потому, что он не ездит в дешевом автобусе, а ездит в собственном своем единоличном и дорогом авто.
Кстати, насчет стоимости машин вполне можно поспорить. Я не говорю про маршрутные Форды, хотя подозреваю, что стоят они недешево. Дороже среднего европейского автомобиля. А вот один вагон метро стоит около миллиона долларов. Чуть меньше. Так что пока автомобилист в своей двадцатитысячидолларовой машине стоит в пробке на дороге со скоростью от 0 до 3 км в час и его обгоняют гуляющие с собаками пешеходы, я отдыхаю под землей со скоростью от 40 до 60 км/час на машине, сопоставимой по цене с роскошным Роллс-ройсом. При этом мне не мешают ни светофоры, ни сотрудники ГАИ, ни соседи-чайники-уроды на своих гребаных тарантасах. А на работе я могу безбоязненно выпить пивка, или чего-нибудь покрепче. Даже стоя в той же пробке в той же маршрутке я не трачу нервы, поскольку не жду, когда же этот дебил впереди тронется. Я отдыхаю. Или работаю. Если от меня тут ничто не зависит – зачем мне нервничать? За меня нервничает водила, который старается сделать как можно больше рейсов, чтобы заработать как можно больше денег. И, заметьте: это МОЙ водила. Персональный. На этот рейс.
Не так давно я делал материал с главным специалистом Москвы по пробкам, профессором Коломийцевым. И он сказал мне, что проблема пробок в Москве не решается ни постройкой третьего кольца, ни постройкой четвертого кольца, ни постройкой пятого кольца, ни прокладкой других магистралей. Ибо автопарк у нас растет быстрее, чем строятся дороги. А решается она только одним способом: созданием хорошей и удобной системы общественного транспорта. Когда человек, выходя из дома, будет думать: а на фига мне, собственно, мучаться с авто, когда я могу спокойно проехаться на автобусе? Вот я так подумал, и теперь с удовольствием оставляю машину жене. Пусть она на ней днем рулит по магазинам.
Я же пользуюсь автомобилем только тогда, когда без него не обойтись. Подвезти там надо чего, или отвезти кого. На дачу съездить. Хотя и туда лучше добираться на электричке, а то, что это за дача, если пивка там нельзя попить?
В. Чумаков