05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
Архив материалов
 
Когда лечишь следствие, а не болезнь, на успех рассчитывать не приходится

О состоянии рынка труда с корреспондентом газеты "Вакансия от А до Я" Рубрика "ВЕСТИ ОТ ВЛАСТИ" беседует депутат Государственной Думы России, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Владимир Улас.

Владимир Дмитриевич Улас родился в 1960 году в Брестской области Белоруссии. В 1982 году окончил с золотой медалью Рижское высшее военное авиационное инженерное училище. В 1991 году - с отличием окончил МГУ им. Ломоносова. В 1985 - 2004 годах - на научно-преподавательской работе в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, занимался научными исследованиями в авиационно-космической области. В 2007 году был избран депутатом Государственной Думы. Полковник Военно-Воздушных Сил. Член-корреспондент Российской Академии космонавтики.

- Владимир Дмитриевич, сегодня многие задаются вопросом - можно ли было избежать нынешнего кризиса?

- Кризисы в нашей стране стали обычным делом. После того, как в 1992 году в России была принята капиталистическая модель экономики, это уже третий по счету, если вспомнить обесценивание вкладов в начале 90-х годов и дефолт 1998 года. Корни же нынешнего кризиса были заложены еще в начале 70-х годов, когда США, отказавшись от золотого стандарта, сделали доллар главной мировой валютой.

- Но почему Россия оказалась более уязвимой?

- Дело в сознательной политике российских властей, которые, несмотря на все возражения авторитетных экономистов, слушали Кудрина и его предшественников и размещали золотовалютные резервы России и активы крупнейших российских компаний и банков в долларах и ценных бумагах США. Только российская власть не очень-то обсуждает причины, а больше апеллирует к следствиям.

- Денежные вливания в банковский сектор сползание экономики в "яму" пока не остановили…

- И не остановят. Финансовый пожар у нас тушат подкладыванием в него новых денег. - Горите на здоровье. И они горят, весьма согревая при этом "узкую группу товарищей". Многие из нас смотрят на саму процедуру подкладывания - ну любим мы огонь с детства - и ждут, когда же он и их согреет? Практика уже показала - таким образом - никогда. Недавно и президент страны признал, что финансовые меры правительства не были эффективны. Не случайно весь мир такому "пути" не следует. В Европе и США ставку рефинансирования снижают - до смешных 0,2 % годовых дело доходит! А мы, под пространные пояснения г-на Кудрина идём своим, особым "путём". И из этого пора делать выводы: упорное сохранение ставки рефинансирования на уровне 11-13 %, отсутствие этому разумных объяснений правительства и её явное противоречие с мерами развитых стран говорит об одном - даже в кризис, государство не отказалось от своего любимого занятия наживаться за счет граждан, ничего не делая, просто печатая бумагу и торгуя ей.

- Что именно вызывает наибольшее беспокойство?

- Тревожит падение уровня реальной заработной платы. В первой половине 2009 года реальные зарплаты россиян уменьшились на 2,8 процента по сравнению с январем - июнем года прошедшего. Средняя зарплата россиянина в июне составила 18907 рублей и по отношению к июню 2008 года выросла на 6,1 процента. Однако рост инфляции значительно выше и мы имеем ситуацию решения кризисных проблем за счет нарастания относительного обнищания населения.

Ухудшается ситуация в столице в противоречии в недавними заявлениями столичного градоначальника на встрече с президентом Медведевым о том, что средний уровень зарплаты в Москве постоянно повышается "в режиме, совпадающем с ростом инфляции". 18 августа столичные власти утвердили новый прогноз социально-экономического развития столицы на 2010 год, в котором заявлено об ожидаемом падении реальных доходов москвичей, о росте безработицы свыше психологически комфортного уровня - с 0,87 % до 1,5 %, увеличении числа новых бедных (имеющих доходы ниже прожиточного минимума) с 11,8% до 15 %.

- В Государственной Думе России Вы представляете интересы москвичей. Как Вы оцениваете нынешнее состояние экономики города?

- В столице сосредоточено примерно 80 процентов финансовых ресурсов России. С началом кризиса и падением цен на нефть период относительного финансового благополучия в Москве столице закончился. Бюджет города на 2009 год уже урезан. Кризис нанес удар по стройкам столицы, а строительная индустрия давала Москве более 35 процентов доходной части городского бюджета. За 1-е полугодие 2009 года городские власти констатировали падение производства на 27,6 % - это самый большой спад экономики города за последние 10 лет. Как говориться, доработались.

- Насколько, на Ваш взгляд, эффективны меры Правительства Москвы по оказанию помощи москвичам, оставшимся без работы?

- А что назвать эффективным? Существует пособие 4 900 рублей в месяц для уволенных, кроме тех, кто не в состоянии представить сведения о работе и увольнении - они получают 850 рублей. Бюджет Москвы к этим суммам доплачивает 850 рублей и на транспортные расходы еще 850 рублей, всего 1 700 рублей. Много это или мало? Посчитайте сами - 1 700 х 12 месяцев это годовые затраты 20 400 рублей на одного человека, стоящего на учете. На 3 июля 2009 года на учете в службе занятости стояло 56,8 тыс. чел. Т.о. годовые расходы московского бюджета составляют всего 20, 4 х 56,8 = 1,2 млрд. рублей. Это не такая большая сумма в рамках городского бюджета. Она не идет ни в какое сравнение со многими расходами, которые в период кризиса вызывают недоумение.

- Достаточно ли будет мер, принимаемых правительством Москвы для сдерживания роста безработицы в столице?

- Ни в коем случае! Когда лечишь следствие, а не болезнь, на успех рассчитывать не приходится. Кто вывел из Москвы промышленные предприятия и разогнал НИИ? Счет москвичей, серьезно задетых кризисом, идет на десятки тысяч человек. Но это - официально, а в силу вышеупомянутой причины в службу занятости не всем есть смысл обращаться. Далее, через московские печатные СМИ московские власти информируют нас, что на одного безработного у них есть целых четыре вакансии. Казалось бы, в чем дело? Проблема-то уже решена! Умалчивается о другом - качестве этих "вакансий" - с образованием МГУ на зарплату 5-8 тысяч рублей. Прекрасно знают в Департаменте трудоустройства, что предприятия подают сведения о таких "вакансиях". Но, почему принимают?

- А какие меры, Вы считаете, необходимы сейчас от московской власти в сфере занятости?

- Не делать то, от чего в кризис можно бы и воздержаться. Высвободившиеся средства направить, в том числе и на увеличение пособий людям, оставшимся без работы. С одной стороны мэрия издает распоряжение в кризис печатать на обоих сторонах листа для экономии бумаги, с другой? - Строит дом отдыха в Израиле, гостиницу в Ярославле, разрабатывает гранитные месторождения на Алтае и в Карелии. Может пока что-нибудь в Москве разработать, здесь создать рабочие места? А строительство культурно-делового центра в Вильнюсе?

Зачем увеличивать в кризис число московских чиновников? Что этих не хватает? Московские чиновники признают, что зарплата москвичей выросла ниже уровня инфляции - на 8,1 %, но себя не обижают. Их зарплата за 1-е полугодие 2009 года выросла на 19, 1%. А квартальные премии чиновникам? Они выплачиваются в размере от 40% квартальной зарплаты.

- …строят гостиницу, платят достойно чиновникам - стоит ли придираться?

- Стоит и весьма дорого. Есть статьи расходов, необъяснимость продолжения которых просто удивляет. В 2006 по 2008 год на взносы в уставные капиталы частных компаний потрачено 180 млрд. рублей. При этом доходность от этих огромных вложений мизерна и на 2009 год запланирована в размере 100 (!) млн. рублей, т.е. 0,05%. В том числе, в 2008 году вместо запланированных на эти цели 72 млрд. рублей фактически потрачено на 10 млрд. рублей больше. Сравните эти 10 млрд. рублей с вышеупомянутыми 1,2 млрд. рублей на доплаты по безработицы. И, несмотря на мизерную доходность взносов в уставные фонды частных компаний, несмотря на резкое падение доходов бюджета, Правительство Москвы всё равно планирует в 2009 году приобрести этих "очень нужных городу" акций еще на 72 млрд. рублей, поясняя при этом, что такая практика "заботы о будущем" уже себя оправдала.

Отдельная тема - финансирование московских СМИ. В совокупности с затратами на культуру (из которых затраты непосредственно на дотирование СМИ выделить весьма трудно) они составляют 36 млрд. рублей. Почему не направить хотя бы часть этих средств на увеличение пособий по безработице, чем на эти деньги рассказывать москвичам, что у нас в сфере занятости в общем-то всё хорошо, прекрасно зная обратное?

- А Вы считаете, что сокращение этих статей так уж значимо для решения вопросов в сфере занятости?

- Посчитайте сами. Например, по росту зарплаты чиновников в 2009 году (а по премиям у Вас еще больше получится). В Москве 52,8 тыс. чиновников со средней зарплатой 40,8 тыс. рублей, что на 19,1 % выше, чем в 2008 году. Это дополнительные затраты бюджета в 4,3 млрд. рублей в год. Это в 3,6 раза больше, чем 1,2 млрд. рублей на все доплаты неработающим москвичам, стоящим на учете в службе занятости. Вместо повышения зарплаты чиновников можно платить каждому оставшемуся без работы москвичу дополнительно 1 700 Х 3, 6 = 6 100 рублей в месяц. Неплохая прибавка к пособию в 1 700 рублей, как Вы считаете?

Здесь обязательно нужно упомянуть о том, что пособие в 4 900 рублей выплачивается из расчета 70 % средней зарплаты. Но, даже для рабочего и менеджера низшего звена средняя зарплата в Москве значительно выше - на уровне 17-18 000 рублей.

Приведённый выше простой расчет показывает, что распределение Правительством Москвы тех же бюджетных средств иным, более соответствующим кризисной логике образом, позволит решить вопрос выплаты пособий по безработице в достойном размере. А вот почему этого не делается, это уже вопрос к Правительству Москвы.

- Интересно, насколько, на Ваш взгляд, иностранные рабочие в Москве "давят" на рынок труда столицы?

- Тему мигрантов, честно говоря, заездили и в основном в сторону далёкую от дружбы народов. Скажу лучше о другом. Несколько лет назад Правительство Москвы громкогласно обещало оставить на рынках 40% иногородних, а остальные места обеспечить москвичам. С тех пор, оно ни разу не вспомнило о судьбе своего обещания. Второе, согласно заявления Комитета межнациональной политики Москвы столице требуется в 7 раз меньше мигрантов. Не 1, 8 млн. чел., а 250 тыс. Неясно только, куда все эти годы смотрело Правительство Москвы и что предпринимало? Власти болезнь запустили, а теперь лечат её речами о "толерантности".

Неясно также, как сейчас, кроме речей о "толерантности", собираются решать этот вопрос. На деле сейчас происходит обратное - кризис усилил процесс замещения москвичей более нетребовательными иногородними. Работникам, например супермаркета, объявляют, что два месяца зарплата выплачиваться не будет, вынуждают увольняться и тут же ставят иногородних.

- Многие эксперты говорят о необходимости изменения налоговой системы…

- Совершенно верно. Россия нуждается в принципиально новом налоговом законодательстве. Богатые должны платить больше налогов, - это не выдумка, а общемировая практика. В развитых странах для самых богатых людей максимальные ставки подоходного налога достигают 60 %. Кроме того, есть еще налогообложение роскошной недвижимости по европейским стандартам. Бюджету Москвы эти средства жизненно необходимы и их достаточно, чтобы решить социальные вопросы москвичей практически полностью! Судите сами, в столицах Европы прогрессивный подоходный налог - это 50-60 % городского бюджета, а налог на роскошную недвижимость - это еще 10 %.

В заключении хочу сказать, что эффективно управлять экономикой можно и в период кризиса. Свидетельством тому - Китай и Белоруссия. Несмотря на кризис, они обвального падения производства и роста безработицы не допустили.

 

http://www.comstol.ru/Mgd/2009/168.html


0.21989107131958