В прошлый раз мы говорили о том, что в смысле образования русская молодежь крайне слаба, что уже грозит ей историческим поражением. Но есть еще один тревожный момент: среди нее много «хомо люденс» - «человеков играющих». Тех, кто инфантилен душой и во всем видит игру, спасение от скуки. Проще говоря: реальность воспринимается как продолжение компьютерной «стрелялки». Когда убиваешь с легкостью невероятной, а в запасе у тебя есть несколько жизней, и в любой момент можно перезагрузить игрушку. Уверен: многие так и убивают в жизни.
Но дело в том, что «люденс» сходит с ума со скуки. Ему хочется вечно развлекаться и не думать. И уже одно это может привести русскую современную молодежь к тяжелому поражению.
Нынешняя русская молодежь не виновата в том, что ее сделали такой. Ибо в «люденсы» ее превращали намеренно. Ее буквально вталкивали в мир виртуальных игр, не оставляя ничего иного. И это было частью обширной программы кретинизации и варваризации русских за последние 20 лет, проводимой и властями РФ, и их заокеанскими духовными наставниками.
Некоторые моменты такой целенаправленной политики:
- стремление держать общество в безразличии в целях получения дезорганизованного общества;
- обеспечение низкого уровня преподавания математики и логики, полное невинимание к технической изобретательности;
- постоянная пропаганда секса, насилия и войн в СМИ и на ТВ;
- переписывание истории и воспитание нового поколения, безразличного к историческому прошлому;
- создание системы развлечений для людей на уровне развлечений для шестилетнего ребенка;
- достижение максимальной занятости общества: чтобы все выживали и были заняты – и чтобы у людей не оставалось времени для раздумий.
Неразумного «люденса» очень легко завлечь в ловушку. Или в тупик. Нужно об этом помнить.
ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Казалось бы, парадокс: молодые ребята – пламенные русские националисты. Они готовы отстаивать свою русскость. Хвала Небесам! Но все же русскость их еще не до конца полноценна. Зачастую под ней кроется подсознательный комплекс национальной неполноценности. И здесь молодым нужно очень помочь.
В чем беда? В том, что в старшем поколении (например, в моем) представления о русском национальном величии коренятся буквально в подсознании. Мы видели часы наибольшего русского могущества и с первых детских впечатлений впитали представление о русских как о передовой нации, способной делать буквально все на свете. С детства на нас обрушивался могучий поток образов национальной мощи, причем не только со страниц книг и телеэкранов – но и в реальной окружающей действительности.
Мои самые ранние детские впечатления? По улицам ездят русские машины, на моих глазах тысячи ГАЗ-21 менялись на ГАЗ-24, улицы заполонялись новенькими «Жигулями» - начало 70-х. Я играл в игрушки отечественного производства: тяжелые, металлические и электромеханические. (Импортные – из ГДР – воспринимались как свои, имперские). За отличное окончание первого класса мне подарили автомобильчик-амфибию на батарейках – нашего производства. До этого я катал по полу металлический звездолет со звездой на борту. Он рычал инерционным механизмом и даже пускал искры (кремень в нем был). И по сию пору при слове «звездолет» у меня в мозгу вспыхивает образ этой русской игрушки, а не картинки из «Звездных войн» или «Стартрека».
В войнушку мы играли электромеханическими «пулялками» отечественной выделки: мне даже пулемет подарили. Мы запускали в воздух игрушечного парашютиста (из рогатки) нашего производства. В пятилитровую банку погружался игрушечный водолаз – и тоже свой, с русскими буковками на клейме производителя. На новогодней елке висели игрушки – ракеты и космонавты – также НАШИ. Играешь в строителя – у тебя есть железный автокран (с тросиками и ручками управления) – русский кран. Световой пистолет, коим нужно поразить электронную мишень – «сделано в СССР». Рычащий гусеничный вездеход на батареях, работавший даже на дне арыка – тоже. В бой шли оловянные солдатики с отечественной фабрики. Управляемые с помощью выносного пульта машинки (сначала проводного, а потом – радио) – made in USSR. Отечественными были заводной мишка, пивший мед из бочки – и ходячий робот; танк, отворачивающий от препятствий – и шикарная пожарная машина, которая заправлялась водой из-под крана и выбрасывала струи воды после нажатия резиновой груши. Русско-советскими были те вертолеты, что запускались с рук резиномоторным стартером. Помните? Плавно и сильно тянешь леску – и геликоптер взмывает ввысь?
В одесском парке Ленина мы на прудах запускали аэроглиссеры (полтора рубля штука) и просто электрические катерки с гребными винтами. Тоже своего производства, не импортные.
А потом, в 1981-м появятся первые русские электронные игровые приставки в телевизорам.
То есть, ваш покорный слуга рос в окружении вещей, сделанных руками русских-советских рабочих и инженеров. На кухне стояли надежные холодильники «ЗиЛ»: шестидесятых и семидесятых. Первый подаренный мне фотоаппарат – «ФЭД-3» в 1976-м. Первые часы – русский «Полет», потом – «Командирские». Телевизоры? Сначала черно-белые – «Вечер» и «Горизонт». Цветные телики я увидел в 1975-м и смеялся: ядовитые, отслаивающиеся от изображения цвета. Но уже в 1979-м мы смотрели русский цветной ТВ-приемник с нормальным качеством изображения, и проезжавший из США домой через Одессу Томас Колесниченко (собкор «Правды» в Вашингтоне) говорил, что наши телевизоры – такие же, как и в Америке. (Помню, как он расцвел счастливым смехом: впервые за столько времени вижу русский телевизор!) Уже в 1978-м у нас появился родной телевизор-малютка, а в 1982-м батя взял напрокат первый отечественный цветной мини-визор. Первые советские электронные часы появились у нас в 1978-м. Они были дороги – цельных 120 рублей стоили. Тогда же на прилавким легли и первые электронные калькуляиоры – за те же деньги. Но уже в 1981-м и часы, и калькуляторы стоили втрое дешевле. При этом мы писали ручками своего производства, рисовали – русскими карандашами.
Мама шила мне рубашки и брюки на зеленой программируемой швейной машинке «Тула» 1962 г. с педалью управления – она работает до сих пор! (В детстве я превращал ее в космическую крепость инопланетян за причудливую форму). На кухне у нас стояла программируемая стиральная машина «Эврика» (СССР), скончавшаяся только в конце 90-х. Стереопроигрыватель «Аккорд», а потом – «Вега» вышли с советских предприятий. Радиоприемники ВЭФ, «Океан» и «Ленинград» не в Японии делались. Как и моя стереосистема, купленная в 1981-м. Магазины были полны отечественной электроники.
В жизни мы видели отечественные станки и оптику, отечественные корабли и самолеты. Мои самые ранние детские воспоминания – русский «Луноход» среди кратеров, посадка спускаемого аппарата «Луны-16» с грунтом. Потом – рекордные, сенсационные посадки на Венеру наших аппаратов. Триумфы орбитальных станций «Салют». Рекордные перелеты русских тяжелых самолетов типа «Антей» и Ил-76. Самый мощный плавкран в мире («Витязь»), сообщения о все новых и новых пассажирских лайнерах, радостное ожидание выхода с конвейера первого в мире городского джипа – «Нивы». Выход в море подводных исследовательских лабораторий «Бентос», ТИНРО, «Пайсис». На воду спускается один атомный ледокол за другим. Новости о грандиозных русских победах в науке и технике переполняют информационное пространство, звучат смелые планы…
И так далее. И тому подобное. Поэтому представления о величии и национальной гордости в нас вшиты буквально на генетическом уровне.
Всего этого лишены те русские ребята, кто родился в 1990-м и позже. Даже те, кто родился в середине 80-х. Но для чистоты эксперимента возьмем 1990-й год рождения.
Итак, они выросли в мире, где все окружающее – нерусское, импортное. Даже кино – и то заграничное. Они не видели ничего технически сложного, сделанного русскими руками. Их первые воспоминания – кровь и позор чеченских кампаний, горы трупов, нищета, деградация. Вакханалия воровства и взяточничества. Горе родителей, чью жизнь изуродовали идиотские «реформы». И катастрофы, катастрофы, катастрофы! Провалы, провалы и провалы! Вечный позор всего русского. Начиная с разговоров о Чернобыле – и заканчивая вполне реальными картинами терактов, гибели «Курска», трагедии Саяно-Шушенской ГЭС, неудачами в большом спорте. Все технические новинки – только импортные. Все русское – лишь самое простейшее и низкотехнологичное. Нет великих побед ни в русской авиации, ни в космосе. И вечная вонь в СМИ по поводу «преступлений советского режима», навязчивое внушение чувства национальной вины. И так далее.
То есть, нынешним русским ребятам очень хочется обрести национальную гордость. Но … комплекс национальной неполноценности в них встроили. Им гордиться пока нечем: советские достижения для них либо покрыты патиной времени (выглядят архаично), либо облиты грязью. Интернет не заменяет живого чувства мощи и величия.
А о многом они уже просто не знают, ибо по телику о сем не говорят – а книг молодое поколение уже не читает.
Это удивительно и достойно уважения. И нужно помочь молодым убить этот подсознательный комплекс национального поражения.
ПРОБЛЕМЫ С ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Еще одна проблема молодежи: прочная национальная идентичность. Молодежь называет себя русской. Но русская она ПОКА ЧТО весьма своеобразно.
Чтобы быть русским, нужно впитать в себя национальную культуру. Нет, это не балалайки-кокошники. Это история, литература, национальные святыни. Это прекрасный русский язык. Это могучие национальные литература и кинематограф.
С языком, историей, литературой у наших молодых плохо. Язык бедный, утрачивается его чувство. Помню, как один молодой удивлялся: почему ящик называется долгим? Вот если бы длинным или коротким. Он не понимает, что «долгий» - это еще и длинный. Не считая, собственно, того, что в долгие ящики откладывали те дела, что решили отложить надолго.
Впервые в нашей истории мы имеем русское поколение, сформированное скорее Голливудом, «Уолтом Диснеем» (компанией, а не человеком), черепашками-ниндзя, чужими образами и компьютерными играми, чем собственно русской культурой. Ибо если бы существовал СССР – были бы русские стереоанимация, и объемное кино (3D), и электронные свои игры, и свои триллеры. А их нет. И мне очень интересно восстание русскости в тех, в ком такой русскости быть по идее уже не должно. Она должна была умереть в тех, кто был вынужден, проще говоря, играть в компьютерно-иллюзионные игры – где ты уничтожаешь русские «Тунгуски», Т-80 и «МиГи», взлетая с американских авианосцев. А поди ж ты! Русскость и тут вышла наружу. Не убили ее до конца.
Но здесь же кроется и слабость молодежного национализма. Гораздо легче сохранять национальную идентичность в большом масштабе, если ты говоришь с другими на языке одних и тех же образов. Коли обращаешься у одним и тем же произведениям искусства, входящим в Русский Канон. Создающим Национальный Миф. «Нет уз святее товарищества!» - и все вспоминают Тараса Бульбу.
«…А отступать некуда, позади - Москва!» - выплывает из тумана образ героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково, этих русско-советских спартанцев.
«За державу обидно!» - и у нас у всех в мозгу встает образ таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни», который мзды не берет и за Россию готов глотку всякому зубами порвать.
«Вор должен сидеть в тюрьме!» - и сразу в воображении вспыхивает картина Жеглова, выбрасывающего правую руку вниз – как отрубающего.
«Коты не стучат!» - и вы видите кадры фантастического фильма «Через тернии – к звездам!»
«Через 20 минут разрешаю сделать вдох!» - и вот вам образы из «Акванавтов».
И даже «Элементарно, Ватсон!» (или «Овсянка, сэр!») - играют на русскую идентичность. Ибо это – из общего хранилища мемов, образов и национальных святынь. Там, где Евпатий Коловрат и Александр Невский встречаются с Александром Матросовым, Кутузовым и капитаном Гастелло, а где-то на заднем плане проходит невозмутимый Бэрримор.
Не зря Сталин рассматривал создание обшенационального учебника родной речи как важнейшее мета- и психоисторическое дело. Не зря добивался унификации школьных программ, печатал хорошую литературу фантастическими тиражами и развивал национальный кинематограф. На эти же цели работала величайшая русско-советская фантастика, вся героика Великой Отечественной.
Но у нового поколения эта база разрушена. На протяжении всей его жизни кино и СМИ так называемой «новой России» разрушали пантеон героев, обливали грязью все святое для нас, «развенчивали мифы». Молодые не видели множества фильмов и русских мультиков, для них остались неведомыми многие «священные тексты» (из-за отказа от чтения как такового).
И в этом тоже есть опасность: русскость понимается по-разному, зачастую становясь нестойкой.
Молодежь разбивается на разные отряды вроде бы националистов – но говорят они на разном языке, апеллируя к разным образам и текстам. Они толкуют русскость по-разному, вступая между собой в непримиримую вражду. Зыбкость базы общих представлений и матриц, совмещенная со смертью культуры чтения, рождает не только раскол между поколениями. Не менее страшно то, что благодаря каше в голове молодым можно впарить самые бредовые теории. Вроде мифического «единства бело расы», какового никогда не существовало – и вряд ли появится.
Кто-то пытается доказать молодм (вопреки очевидному), что никакой особой Русской цивилизации (отличной от Запада и Востока) нет, и что якобы мы – всего лишь отставшие европейцы.
М. Калашников
http://m-kalashnikov.livejournal.com/715807.html
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |