Большая часть времени в том году (в рамках проекта по установлению судеб российского культурного слоя) ушла на установление имен офицеров и военных чиновников, доставшихся большевикам (вот уж кому не позавидуешь). Состояние источников сильно разочаровало, но все-таки более 80 тыс. имен выписать удалось. Всего-то у большевиков было около 50 тыс. офицеров и около 25 тыс. военных чиновников (считая и сбежавших, и вскоре же расстрелянных), но т.к. многие лица повторяются в разных списках, то где-то порядка 10 тыс. мне еще недостает.
Попутно в этих фондах обнаружилось много интересных материалов (жаль, не было времени уделить большинству внимание), в т.ч. и тех, которых мне очень не хватало, когда я писал о советском истеблишменте (их только недавно «открыли»). Весьма интересно, например, советское подобие ежегодным дореволюционным «Спискам генералам по ст-ву» (выпущенное, правда, единств. раз: сразу после дела «Весна» - на 31 мая 1931) и как бы подводившее итог той (уже третьей по счету) масштабной чистке.
В справочнике поименовано 2360 чел. – до командиров полков и им равных и их комиссаров включительно (с данными о соцположении/происхождении, общем и военном образовании, партийности, прохождении службы и наградах). Прежде всего бросается в глаза крайне низкий уровень общего образования.
Обнаруживается, что около 60% - 1387 чел. не имели даже среднего. Общее среднее имели 37,6% - 888 чел.: 762 учились до революции в гимназиях, реальных училищах, семинариях и равных им заведениях (в т.ч. и не окончив полного курса) и 126 окончили уже советские школы. Высшее и среднее специальное – 3,6% (85 чел.), в т.ч. полное высшее – 0,8% (20 чел.), 51 не окончили курса, а 14 окончили техникумы.
Даже с учетом полученного впоследствии военного образования (военные училища и академии) высшее и среднее имели только 1035 – 43,9% (тех, для кого последним оконченным уч.заведением были военные училища насчитывалось 257, академии - 581, гражданские вузы - 71, неполный курс вузов – 41, техникумы – 3, гимназии и равные - 33, советская школа – 49), т.к. остальные окончили лишь различные краткосрочные курсы, либо не получили никакого военного образования. При этом подавляющая часть выпускников академий – это лица, окончившие в конце 20-х Военно-политическую академию, не получив до этого даже среднего образования. Вообще (как было и после чистки 30-х) довольно много лиц были переведены на командные должности с чисто политической работы. Бывших офицеров (в абсолютном большинстве – военного времени) среди всего этого контингента удалось насчитать только 494 чел. (20,9%).
Начало 30-х - это пик озабоченности «чистотой» кадров во всех сферах жизни, чем, видимо, и было вызвано появление столь подробного издания.
С. В. Волков , доктор исторических наук
http://salery.livejournal.com/46614.html?thread=4989206