14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
Архив материалов
 
США погружаются в "неофеодализм"

Сегодня мы видим все больше и больше свидетельств в пользу того, что верхушка капиталистического общества в США, во-первых, превращается в касту спесивых и самодовольных «неофеодалов», которая решила замкнуться в себе, наделить самое себя немыслимыми привилегиями и покончить с либеральной демократией. Во-вторых, эта каста уже не может предложить миру новых, ярких и прорывных проектов, равно как и воодушевляющих идей.

События последних лет показывают: каста топ-менеджеров и крупных финансистов уже без всякого стеснения считает себя некоей «белой костью», имеющей право на громадные бонусы и дивиденды от социума только за то, что она (каста) просто существует. При этом она вовсе не считает, что обязана в обмен на эти сверхпривилегии обеспечивать успехи в управлении, в подъеме экономики или в воплощении грандиозных научно-технических (промышленных, инфраструктурных) проектов. Характерное поведение касты капиталистических «феодалов» таково: они, доведя свои банки и корпорации до краха, переложили их долги и убытки на государственные бюджеты. Но, получая от государств огромное вспомоществование за счет налогоплательщиков, «каста высших существ» при этом выписывает самой себе умопомрачительные бонусы и зарплаты. При этом при угрозе того, что государство (в США) само оказывается в предбанкротном состоянии, новые феодалы встречают в штыки любую попытку власти обложить прогрессивным налогом их запредельные личные доходы. При том, что корпорации буквально лопаются от денег, а банки не знают, куда их инвестировать. Иными словами, каста «бессмертных» готова зубами и когтями защищать свое право на сверхпотребление, на яхты, личные «джеты», замки, острова и поместья, рассматривая все общество как плательщика оброка (дани, ренты) для них – как для привилегированного класса.

В этом американские банкиры и высшие управленцы напоминают как советскую партийную верхушку времен Горбачева, так и феодалов Франции накануне 1789 года. Воспользовавшись почти троекратным снижением (с 1960-х гг.) налогов на корпорации в США, этот феодализирующийся истеблишмент использовал высвобожденные средства прежде всего для личного обогащения.

ПРИЗНАКИ ДЕГЕНЕРАЦИИ
При всем этом прогрессирующая управленческая несостоятельность этих «неолиберальных набобов» очевидна. Мы все видели, как они загнали в тупик финансовый сектор и целые отрасли экономики тех же США. Кроме того, корпоратократические «раджи» очень быстро криминализуются и в США уже начинают воровать так же, как и их российско-постсоветские аналоги. Достаточно напомнить скандальные случаи с выполнением оборонных заказов в США, с использованием государственной помощи корпорациям, с махинациями внутри самих корпораций (дело «Энрон» и др.), чудовищное казнокрадство в ходе оккупации Ирака (материалы комиссии конгрессмена Уоксмена). 


Творя все это, неолиберальные «феодалы» не могут похвастать ничем, что даже отдаленно напоминало бы минувшие суперпроекты тех же США: конвейерную революцию Генри Форда, Новый курс Рузвельта, Манхэттенский проект или Лунную программу. Мы не видим от них новых «администраций долины реки Теннеси» или детройтов. Да и Кремниевая долина, чей образ успел потускнеть – детище 1950-х.
Напомним, что на фоне всего этого капиталистический истеблишмент Америки давно уже не может выдвинуть хоть какой-то Большой Идеи. Еще недавно американская элита порождала Великую американскую мечту, философию Великого общества, Стратегию новых рубежей. Последнее, на что ее хватило – концепция Нового мирового порядка, провозглашенную Бушем-отцом в 1992-м. Но НМП не получилось. И с тех пор верхушка Соединенных Штатов остается бесплодной.

Наконец, мир был поражен поистине феодальными усобицами в США 2011 г., когда противоборствующие группировки в истеблишменте вынесли свои склоки на всемирное обозрение и стали играть возможностью дефолта США, угрожая сделать ценой партийной грызни – глобальный экономический коллапс.

Все это – явные и бесспорные признаки вырождения верхов капиталистической системы. Тридцать лет победы капитализма над здравым смыслом обеспечили стремительную и необратимую дегенерацию олигархии в США. Понимая это буквально нутром, осознавая свою дегенерацию, каста «нью-феодалов» отныне сосредотачивается только на одном: на защите своей власти и сопутствующих привилегий. Можно смело прогнозировать то, что в США пойдет процесс, сходный с процессами в РФ, Казахстане, Нигерии и т.д. То есть, введение «управляемой демократии», слияние власти с собственностью, усиление политики форсированной дебилизации народных масс вкупе со включением на полную мощь машины «промывки мозгов». Но, поскольку возможности манипуляции массовым сознанием все жен небеспредельны, мы увидим неминуемое усиление репрессивных машин, прямого насилия. Причем не только государственных, но и частных, корпоративных. В логике «нового феодализма» частное уже размывает государственное, а само государство – приватизируется.

Уже в правление Буша-сына мир увидел удивительный параллелизм процессов в Штатах и РФ. То же усиление роли спецслужб и чрезвычайщину, ту же приватизацию государства. Считаем, что процесс пойдет и дальше. В сторону уничтожения западной модели демократии ХХ века. С ее принципом «один человек – один голос». Причем стремительнее всего сей процесс пойдет именно в Соединенных Штатах, намного обгоняя Евросоюз. Мы считаем, что крах буржуазной демократии образца ХХ столетия в Америке произведет эффект разорвавшейся бомбы для всего мира, ускорив приход новых диктатур и олигархий в десятках стран по всему Земшару. Для многих незападных либералов и «демократов» это принесет фрустрацию и невиданную деморализацию. Ибо падение демократии в Соединенных Штатах для них – все равно, что разрушение Каабы для мусульман, отречение Ватикана от Христа – для христиан-католиков или переход Патриарха в язычество – для православных.
Мы уверены в том, что демонтаж демократии «по отцам-основателям США» практически неминуем.



РАЗДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ТИТАНЫ ВЫРОЖДЕНИЯ
В сущности, неолиберальный эксперимент, начатый в США с 1981 г., с самого начала нацеливался на искоренение той модели демократии, что сложилась в «социалистическом» ХХ веке, когда под влиянием мощного «фактора Советского Союза» Запад был вынужден идти на невиданные социальные уступки, крепить всеобщее избирательное право (появившееся только в ХХ веке!) и вводить в свои экономики планово-социалистические черты. Для создающегося класса «капиталистических суперфеодалов» нужны покорные и безвластные массы. Об этом неоднократно заявлял наш кризисолог Андрей Фурсов.

«…Важная веха в осознании «железной пятой» приближения кризиса – 1975 год. Тогда на Западе появился доклад «Кризис демократии», написанный по заказу «Трехсторонней комиссии» С. Хантингтоном, М. Крозье и Дз. Ватануки. В докладе четко фиксируются угрозы положению правящего слоя – прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке.

В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведет к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти «эксцессы демократии» являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер, писали авторы, ее источник – «внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического. – А.Ф. ) участия».
Вывод: необходимо способствовать невовлеченности (noninvolvement ) масс в политику, развитию определенной апатии. Надо, мол, умерить демократию, исходя из того, что она – лишь способ организации власти, причем вовсе не универсальный: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти» …» (Запись 2006 года - http://readr.ru/andrey-fursov-rukotvorniy-krizis.html?page=1&submit=%D0%BE%D0%BA).

Огромные успехи в «раздемократизации» налицо. На выборы в США уже не приходит половина избирателей. Истеблишмент Соединенных Штатов давно ведет политику, в корне противоречащую чаяниям и устремлениям электората (см. С.Хантингтон, «Кто мы?»). Политика в Штатах стала уделом исключительно самого богатого одного процента населения, стоимость избирательных кампаний растет в геометрической прогрессии. Например, кампания по выборам в Конгресс 2010 г. превзошла все прочие по затратам. О том, что в США давно нужна третья партия, но ей не дают появиться, не говорил только ленивый. Все это де-факто отрезает большинство населения от власти и от политики, сводя возможности массового электората влиять на власть к самому минимуму.

И если разобраться, то сам факт наглого изъятия из бюджета США колоссальных средств ради спасения частных банков в 2009 году и последующих скандалов с «приватизацией прибылей и национализацией убытков» - уже подтверждение процесса растущего бесправия народа в США. Как и некоторые знаменательные события недавнего прошлого: махинация 11 сентября 2001 г. (расследования обстоятельств на государственном уровне нет, невзирая на всенародное мнение об «американскости» авторов мегатеракта). Или подписание договора о свободе торговли НАФТА – вопреки мнению большинства рядовых американцев. 


Можно с полным правом считать, что РФ сегодня превращена в некий полигон для будущего «раздемократизированного» Запада. В РФ установлена олигархия с приватизацией государства и выведением стада «рабского электората». Достаточно деморализованного, дебилизированного и разобщенного для того, чтобы апатично принимать самые идиотские или садистские эксперименты власти. При народе, ставшем окровавленной вздрагивающей массой, можно безнаказанно учинять самую дикую коррупцию и самые откровенные издевательства над гражданами, совершенно не опасаясь того, что народ выйдет на улицы по любому поводу, используя любой разрешенный митинг. Видимо, так отрабатываются технологии для завтрашнего Запада.

Но это – только середина процесса. Неизбежно его продолжение с уничтожением всеобщего избирательного права – по мере ужесточения системного кризиса капитализма. И если это произойдет, то по влиянию своему на все мировые процессы оное событие сможет поспорить и с 1917-м, и с 1933-м и с 1991-м годами. Это станет кульминацией «восстания элит» против масс. Приходом эры либеральных диктатур.
Все это весьма закономерно. Ибо, вопреки глупому предрассудку, капитализм и демократия – не синонимы. Капитализм – антагонист демократии. Что бы там ни говорили нам доморощенные либералы, начиная с 1989 года.

КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ДЕМОКРАТИИ
Принцип «Один человек – один голос» в корне противоречит капитализму. Капитализму органично присущ принцип акционерного общества: сколько у тебя акций (долей капитала) – столько и голосов. Богатый имеет больше прав, чем человек среднего класса или бедный. Да ведь фактически к тому все и пришло. Сам смысл капитализма – обеспечить идеальные условия для победы богатого «конкурентоспособного» меньшинства. (Экономически приспособленные должны изгнать с рынка экономически неприспособленных). При этом капитализм, будучи освобожденным, стремится к уничтожению конкуренции и установлению монополии. Ведь мечта каждого капиталиста – устранить всех конкурентов и стать единственным в своем сегменте рынка. А дальше – поднимать цены (и ухудшать качество), при этом используя свое богатство для политического обеспечения своего господства. То есть – для подкупа чиновников и для прямой покупки постов во власти. В снизу – сращиваясь с оргпреступностью. При этом сам капиталист мечтает вообще не платить никаких налогов. 


Не нужно путать понятие «рынок» с понятием «капитализм». Мы смешали – и жестоко за это расплатимся. Ибо рынок (как и понятие рентабельности, хозрасчета) был до капитализма – будет и после. Капитализм довел стремление к прибыли до абсолюта.
Потому – если представить себе совершенно свободный капитализм с «минимальным» государством – такой строй очень быстро превратится в новое рабовладение. Ибо капиталисты стремительно передерутся, причем в рекордные сроки выдвинутся самые сильные, что передавили конкурентов и составили совокупность монополий (совет «золотых поясов»). Рынки будут поделены, установятся теневые картельные соглашения. При этом «социальные лифты» выводятся из строя: дети капиталистов-победителей становятся вовсе замкнутой кастой, защищающей свой статус. Собственность сливается с властью – и начинаются все «прелести» кастового строя. Общество стремительно нищает, средний класс съеживается до минимума. Сверхконцентрация богатства никем не ограничивается.

В 1979-1981 годах на Западе начался процесс освобождения капитализма от прежних ограничителей. Пошел процесс концентрации богатства в руках одного верхнего процента населения. США – во главе процесса. Что дальше? Смотри выше.
Как написал в «Будущем капитализма» Лестер Туроу (1997 г.), сам смысл капиталистической эффективности кроется в выживании наиболее приспособленных и в неравенстве покупательной способности. Поэтому капитализм вполне совместим с рабством: вспомним о рабовладении на Юге США, которое вполне вписывалось в капиталистические отношения и бытовало почти два века. 


«Но демократия с рабством несовместима. В экономике с быстро растущим неравенством это различие взглядов по поводу надлежащего распределения власти представляет собой огромную линию разлома, который может открыться в любой момент», - писал профессор Туроу. Между тем, неравенство на Западе все время возрастает. 


«Двигатель эффективности капитализма – поиск возможностей нажить в экономике побольше денег. Некоторые их находят, другие – нет. Смысл конкуренции состоит в том, чтобы изгнать с рынка других, сведя их доходы к нулю, то есть, захватив их возможности заработка. Когда приобретено богатство, умножаются возможности наживать больше денег, поскольку накопленное богатство открывает новые возможности наживы, закрытые без него» - это тоже Туроу.
Поэтому в ходе нынешнего глобального системного кризиса неизбежен момент, в который разлом откроется. И разверзнется бездна: между капитализмом и демократией. И последней придет конец.

Потому что в конце ХХ века США начали ломать все те защитные механизмы, которые были созданы в ХХ столетии для избежания полной победы капитализма над жизнью. Они принялись разрушать то, что предохраняло сам капитализм от превращения оного в кастовый неорабовладельческий строй. 


Теперь полный крах демократии становится неизбежным и закономерным. Скорее всего, он случится в Соединенных Штатах – стране, еще недавно считавшей себя Светочем Демократии. После чего весь мир погрузится в мрачную тоталитарную эру. Или в эру нового средневековья – когда нью-феодальные и ново-рабовладельческие тирании и олигархии установятся на обломках нынешних больших стран (в случае краха централизаторских деспотий). Ибо если изрядно оподлевшая и поглупевшая «элита» Америки не справится с задачей установления прочного неолиберально-тоталитарного режима, то неизбежны гражданская война и раскол Штатов. И все это – на фоне бунтов и войн в Северной Африке и в Евразии. Того пожара, что янки запалили вместе с впавшими в маразм европейцами.

Выбор сценариев для будущего Соединенных Штатов скуден. Самый маловероятный – это «Американская сталь»: когда некие национально-социалистические и технократические силы, свернув шею финансистам, установят в стране жесткий режим для новой индустриализации, некий «новый рузвельтизм». Гораздо более вероятны два других, кои считаю равновеликими по шансам. Либо мы увидим диктатуру финансистов неолиберально-неодарвинистского толка в масштабах «всея Америки». Либо все это завалится к чертям – и тогда сецессия пополам с гражданской войной. Но в любом случае нынешней демократии не выжить. 


Гибели остатков демократии (а сегодня можно говорить лишь о ее остатках) послужат два обстоятельства.

Первое – слом тех самых предохранителей, созданных в ХХ веке.
Второе – старение коренного населения Запада вследствие низкой рождаемости, совмещенное с необходимостью проводить жестокую «шоковую терапию» и засильем нового варварства (отуплением электората). 

М. Калашников

http://m-kalashnikov.livejournal.com/1000308.html


0.55113387107849